Ценообразование на монополизированном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение основных методов монопольного ценообразования и раскрытие деятельности монополий в РФ.
Задача данной работы - определить, что такое монополия, ее власть и монополистическая конкуренция, показать истоки монополий в России, так же отметить положительные и отрицательные стороны российской антимонопольной службы.

Содержание

Введение 3
1 Теория монополии и монополистического ценообразования 5
1.1 История монополизации экономики 5
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 9
1.3 Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 12
2 Монополистические основы монопольного ценообразования 16
2.1 Сущность, виды монополий 16
2.2 Монополистическая власть 20
2.3 Ценовая дискриминация 30
3 Монополизация цен в российских условиях 37
3.1 Деятельность монополий в Российской Федерации 37
3.2 Проблема монополии в российской экономике 39
3.3 Особенности антимонопольной политики в России 42
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

      Как правило, монопольно высокой  ценой  компенсируются  необоснованные затраты предприятий.

      Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

      1. отсутствие конкурентного давления  на норму прибыли  ведет   к  более слабому контролю над расходами;

      2. искушение получить  монопольную   сверхприбыль  может  стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

      В  условиях  современной  российской  экономики  монопольная  рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не  получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса  затрат  на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

      Помимо  ценовых  злоупотреблений  в  российской  экономике  наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению  к  конкурентам.  Например, администрация   Кировской   области   создала   унитарное    государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него  ранее  самостоятельные  аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику,  аптечную  базу  и  контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет  усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции”[23] и предписал ликвидировать незаконно созданную   структуру.   После   реорганизации    предприятия    ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного  расширился,  что  можно  расценить как улучшение положения потребителя  вследствие  разукрупнения  монопольного предприятия.

3.3 Особенности антимонопольной политики в России.

     Антимонопольное законодательство представляет собой  комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Созданию полноценной конкурентной среды в России, развитию рыночной экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок, мешает существование монополий и несовершенство антимонопольного законодательства.

       Конкуренция выступает движущей силой рыночной экономики. Посягательство на честную конкуренцию в антимонопольном законодательстве промышленно-развитых странах считается одним из самых тяжелых преступлений. Являясь состязанием между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья конкуренция выступает действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства.

     К особенностям процесса монополизации экономики современной России относятся:

     -включенность  исполнительных органов государственной  власти в процесс приобретения  монопольного положения отдельными  хозяйствующими субъектами, сохраняющаяся  как «рудимент» административно-командной  системы;

     -деформированный  характер конкуренции в отечественной  промышленности, проявляющийся: 

     а) в поддержке неформальных связей, тенденции к сращиванию крупного бизнеса с органами государственной  власти в форме совместного владения,

     б) в предоставлении государством льгот и привилегий отдельным (в том числе неэффективным) предприятиям,

     в) в сложившейся нестандартной  этике деловых отношений, допускающей  прямой обман, криминальное давление на конкурентов;

     -локализация  региональных рынков, сохранение  территориальных монополий и, как следствие, появление дополнительных источников для монополизации на региональном уровне, вызванных обособленностью регионов современной России как субъектов Федерации, высоким уровнем транспортных издержек, недостаточной мобильностью ресурсов и неразвитой инфраструктурой;

     -высокие  административные барьеры, усиливающие  регионализацию и локализацию  товарных рынков.

     Главной проблемой и трудностью является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части, потому что их монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

       Действиями, препятствующими конкуренции, являются поддержание монопольно высоких цен, установление различных (дискриминационных) цен для разных покупателей, сокращение производства товаров, на которые имеется спрос. Последнее действие могут осуществлять не только крупные, но средние и даже мелкие предприятия с целью повышения цен на свои товары.

       Можно выделить три принципиальных возможности  понижения степени монополизации:

       1) прямое разделение монопольных структур;

       2) иностранная конкуренция;

       3) создание новых предприятий.

       Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее на уровне надфирменных структур - бывших министерств, главков (одно время их стали преобразовывать в так называемые концерны), а также областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.

       Второй  путь - иностранная конкуренция - явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

       Третий  путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.

       Проблема  в том, что сегодня из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

       В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Однако, огромные трудности продвижения по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

       В соответствии с поручениями Правительства  Российской Федерации и Протоколом совещания у Председателя Правительства  Российской Федерации от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства:

    • проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
    • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
    • проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

     Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 29.12.2009 проекты федеральных законов  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» были внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

     Проекты федеральных законов предусматривают  следующее:

    • уточнение положений закона о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций, в том, числе в части:

           - предоставления антимонопольным  органам права обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов Российской Федерации, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;

           - возможности выдачи предписаний  по возврату имущества, необоснованно  предоставленного в качестве  государственной или муниципальной преференции;

           -установление  административной ответственности  государственных и муниципальных  служащих за необоснованное предоставление  преференций;

    • определение параметров правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий;
    • уточнение положений статьи 11 Закона о защите конкуренции в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов;
    • определение порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства;
    • повышение пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации (предварительное согласование в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (в настоящее время 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. (в настоящее время 6 млрд. руб.));
    • детализация процессуальных требований по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу объединения и разъединения дел, продления срока исполнения предписания и др.;
    • применения в качестве меры административной ответственности дисквалификации в отношении государственных и муниципальных служащих;
    • установление административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства;
    • конкретизация отдельных положений программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях;
    • фиксация факта нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении [24].

    По  данным всемирного обзора по конкуренции  по итогам опроса экспертов, Россия вошла в десятку стран мира по самому быстрому реформированию антимонопольного законодательства.

    Это лучший показатель практических результатов  работы федеральной антимонопольной службы в области совершенствования конкурентного законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Теория монополистической (несовершенной) конкуренции оставила глубокий след в развитии современных представлений о рыночном ценообразовании. Наряду с исследованиями общетеоретического характера она стимулировала изучение таких конкретных явлений, как эластичность спроса на товар той или иной фирмы (в зависимости от характера и назначения продукта, цены, дохода потребителей, качества изделия, рекламных расходов, других издержек по сбыту), а также проблем, касающихся товарных субститутов, форм неценовой конкуренции, средств формирования спроса и управления им.

     Э. Чемберлин и Дж. Робинсон внесли большой вклад в эволюцию теорий монополии.

     Основные положения их теорий можно записать следующим образом:

  • Они ввели в экономическую науку понятие чистой монополии, когда однородный продукт производится и продается одной фирмой;
  • с помощью теории монополистической конкуренции они объясняют новый механизм образования цены;
  • монополия ведет к соревнованию по качеству товаров и обслуживанию населения;
  • если наемный рабочий за свой труд получает заработную плату, то эксплуатации нет;
  • проанализировали процесс формирования и регулирования спроса;
  • впервые затронули вопрос о неценовой конкуренции.
 

       По  итогам данной работы можно сделать следующие выводы:

       1. Рыночная власть в общем виде  заключается в способности продавцов  или покупателей воздействовать  на цену товара.

       2. Рыночная власть существует в  форме монополии. Когда продавцы  назначают цену, которая выше  предельных издержек, мы говорим,  что они обладают монопольной  властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки.

Информация о работе Ценообразование на монополизированном рынке