Ценообразование на монополизированном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение основных методов монопольного ценообразования и раскрытие деятельности монополий в РФ.
Задача данной работы - определить, что такое монополия, ее власть и монополистическая конкуренция, показать истоки монополий в России, так же отметить положительные и отрицательные стороны российской антимонопольной службы.

Содержание

Введение 3
1 Теория монополии и монополистического ценообразования 5
1.1 История монополизации экономики 5
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 9
1.3 Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 12
2 Монополистические основы монопольного ценообразования 16
2.1 Сущность, виды монополий 16
2.2 Монополистическая власть 20
2.3 Ценовая дискриминация 30
3 Монополизация цен в российских условиях 37
3.1 Деятельность монополий в Российской Федерации 37
3.2 Проблема монополии в российской экономике 39
3.3 Особенности антимонопольной политики в России 42
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 616.50 Кб (Скачать)
 
 

     Кафедра экономической теории 
 

     Курсовая  работа

     По  дисциплине: экономическая теория

     На  тему: «Ценообразование на монополизированном рынке» 
 
 

                       Выполнила:

                       студентка I курса

                       группы 08-ФК-1

                       Проверила: 
                   
                   
                   
                   
                   

     2009г.

     Содержание

  Введение 3
1 Теория монополии  и монополистического ценообразования 5
1.1 История монополизации  экономики 5
1.2 Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина 9
1.3 Теория несовершенной  конкуренции Джоан Робинсон 12
2 Монополистические основы монопольного ценообразования 16
2.1 Сущность, виды монополий 16
2.2 Монополистическая власть 20
2.3 Ценовая дискриминация 30
3 Монополизация цен в российских условиях 37
3.1 Деятельность  монополий в Российской Федерации 37
3.2 Проблема монополии  в российской экономике 39
3.3 Особенности антимонопольной политики в России 42
  Заключение 48
  Список литературы 50
 
 
 
 
 

     Введение

     Центральное место среди различных рычагов  экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны  экономической деятельности любой организации. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменилась роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил.

     Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый  прежде всего методами, способами  установления цен в целом, относящимися ко всем товарам[3,с.183].

     Модель  рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.

     Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

     Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность  воздействовать на цену своего товара, изменяя  количество, которое она готова продать. Степень, до которой  монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией[11,с.249]. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

     Рыночная  структура указывает на число покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого и  продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа  на рынок и выхода  из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка (рыночной структуры). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

     Главной целью данной работы является изучение основных методов монопольного ценообразования  и раскрытие деятельности монополий  в РФ.

     Задача данной работы -  определить, что такое монополия, ее власть и монополистическая конкуренция, показать истоки монополий в России, так же отметить положительные и отрицательные стороны российской антимонопольной службы.

     Изучение  ценообразования на монопольном рынке является актуальной темой исследования, так как: рыночная власть - явление довольно распространенное в современное время. Во многих отраслях действуют лишь несколько фирм, и поэтому каждый производитель обладает относительной монопольной властью. А многие фирмы в качестве покупателей сырья, трудовых ресурсов или товаров специального производственного назначения обладают относительной монопсонической властью на рынках этих факторов производства. Актуальность данной темы также исходит из того, что в стране, в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по регулированию их деятельности .

     Научной базой данной работы явились исследования таких авторов как Шумпетер И., Хейне П., Смит А., Пигу А., Ленин В.И. и д.р.  

     1. Теория монополии и монополистического ценообразования.

     1.1. История монополизации экономики.

     История  монополий  достигает  глубокой  древности. Монополистические тенденции в разных формах и  в  неодинаковой  степени  проявляются  на  всех этапах развития  рыночных  процессов  и  сопровождают  их.  Но  их  новейшая история начинается  в  последней  трети  XIX  столетия  (особенно  во  время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность  явлений  –  кризиса  и монополий – указывает на одну из причин  монополизации,  а  именно:  попытку многих  фирм  найти  спасение  кризисных  потрясений   в   монополистической практике.  Не  случайно  монополии  в  тогдашней  экономической   литературе получили название «детей кризиса».

     Первые  монополии образовались в 80-х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX века роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономически кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (товарищество «Бр Нобель» и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 – 1914 гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними.

     В.И.Ульянов (Ленин) (1870—1924), в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», используя положение марксизма, что основой развития общества является развитие производительных сил, показал, что основой процесса монополизации явилась серия крупных открытий последней трети девятнадцатого века, которые привели к изменению структуры народного хозяйства. Основой экономики стала тяжелая промышленность, в которой концентрация производства и капитала несравнимо выше, чем в легкой. Производство сосредотачивается на нескольких крупных предприятиях и возникает возможность договора между ними, в первую очередь, договора о поддержании высокого уровня цен. Не случайно первой формой монополии, возникшей на основе концентрации производства, является «ринг» — соглашение юридически и фактически независимых компаний о едином уровне цен на свою продукцию. Процесс концентрации идет и в банковской сфере, также сопровождаясь возникновением банковских монополий. Дальнейшее развитие процесса монополизации в народном хозяйстве ведет к образованию финансового капитала и финансовой олигархии. Последняя стремится к мировому экономическому господству и результатом этого становится борьба за экономический и политический раздел мира. Сама монополия рассматривается Лениным как «…результат концентрации производства, которая и дает возможность компаниям получать монопольно-высокую прибыль на основе поддержания монопольно-высоких цен»[4,c.37]. Однако у Ленина нет и намека на механизм формирования монопольных цен. И это естественно, поскольку его интересовала совершенно другая проблема — анализ монополий через призму возможностей осуществления социальной революции в одной, отдельно взятой стране.

     Чтобы разобраться в механизме образования  монопольных цен, нам надо обратиться не к марксизму, а к неоклассическому направлению в экономической теории. Справедливости ради надо отметить, что глубокий анализ процессов ценообразования в условиях монополизации экономики относится к достаточно позднему периоду — тридцатым годам двадцатого столетия. Это можно понять, если вспомнить, что модели функционирования экономики в рамках классического, а тем более неоклассического направлений, строились на предположении о совершенной конкуренции, свободном переливе капитала, полной информированности всех участников экономического процесса и т.д. Безусловно, никогда не отрицалось, что в экономике монополия присутствует, однако в большинстве случаев монополия объяснялась внеэкономическими факторами. Предполагалось, что она возникает лишь на естественной или юридической основе. Первая является результатом невоспроизводимых условий производства, вторая — результатом «дарования привилегий». Такая трактовка характерна для А. Смита, который пишет, что «...Монополия, предоставленная отдельному лицу или торговой компании, оказывает то же действие, что и секрет в торговле или мануфактурном производстве. И монополисты, поддерживая постоянный недостаток продукции на рынке... продают свои товары намного дороже естественной цены»[10,с.131]. Смит монопольную цену рассматривает как высшую цену, которая только может быть получена, в отличие от естественной цены (или цены свободного рынка), которая представляет собой самую низкую цену, на которую можно согласиться. Здесь мы видим трактовку монопольной цены как цены спроса, а трактовку естественной цены как цены предложения.

     Дальнейшее  развитие капитализма в начале XX в. приводит к возникновению и становлению монополий, что вносит резкое изменение в развитие экономики во всем мире. Соответственно стали появляться различные экономические теории эпохи развития монополистического капитализма.

     Первые  систематические исследования в  этой области предложили Э. Чемберлин (1899—1967, США) и Дж. Робинсон (1903—1983, Англия). Их работы вышли в свет одновременно в 1933 г. (хотя они не были знакомы). 
 
 
 
 
 

           1.2.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

     В своем главном труде «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» Э. Чемберлин попытался решить две главные задачи:

  1. приспособить известную неоклассическую теорию ценообразования к новым фактам подрыва свободной конкуренции со стороны монополии [14,c170];
  2. предложить отличное от теории неоклассиков решение проблем неполной занятости при невмешательстве государства в экономику[14,c54].

     Основные  категории Чемберлина:

  • «чистая конкуренция» (примерно соответствует понятию свободной конкуренции) — это такая ситуация на рынке, когда число продавцов и покупателей настолько велико, что никто не имеет возможности контролировать цену;
  • «чистая монополия»— такое состояние рынка, при котором однородный продукт производится и продается одной фирмой. Наличие «законченной монополии» дает возможность производителям полностью диктовать цены.

     Традиционная  неоклассическая доктрина рассматривала  конкуренцию и монополию как взаимоисключающие признаки. Чемберлин полагает, что в чистом виде то и другое встречаются крайне редко: для реальной жизни более типичен синтез этих начал —монополистическая конкуренция. Понятие монополистической конкуренции есть вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия — альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Чемберлин, напротив, считает, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию и монополию.

     Итак, данная модель монополистической конкуренции  предполагает структуру рынка, в  которой соединены элементы конкуренции (большое число продавцов товара, независимость фирм друг от друга, свободный доступ в сферу индустрии) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они согласны платить повышенную цену). Как же образуется такая структура?

Информация о работе Ценообразование на монополизированном рынке