Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, курсовая работа
Главной целью данной работы является изучение основных методов монопольного ценообразования и раскрытие деятельности монополий в РФ.
Задача данной работы - определить, что такое монополия, ее власть и монополистическая конкуренция, показать истоки монополий в России, так же отметить положительные и отрицательные стороны российской антимонопольной службы.
Введение 3
1 Теория монополии и монополистического ценообразования 5
1.1 История монополизации экономики 5
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 9
1.3 Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 12
2 Монополистические основы монопольного ценообразования 16
2.1 Сущность, виды монополий 16
2.2 Монополистическая власть 20
2.3 Ценовая дискриминация 30
3 Монополизация цен в российских условиях 37
3.1 Деятельность монополий в Российской Федерации 37
3.2 Проблема монополии в российской экономике 39
3.3 Особенности антимонопольной политики в России 42
Заключение 48
Список литературы
На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму различных скидок (ценового дисконтирования). Перечислим некоторые из них:
1) скидки на объем поставки (чем больше заказ, тем выше скидка к цене);
2) кумулятивные скидки (сезонные билеты на железной дороге дешевле разовых);
3) ценовая дискриминация во времени (разные цены на утренние, дневные и вечерние сеансы в кино) и т. п.
Вывод:
при ценовой дискриминации
Поэтому продавец прибегает к практике продажи товара партиями, и величина товарной партии во многом зависит от выбора покупателя.
Рис.2.2-Ценовая
дискриминация второй степени.
Ценовая дискриминация третьей степени – ситуация при которой рыночный спрос разбит на два ( или больше) сегмента ( группы покупателей) с различными функциями спроса. Для каждой группы покупателей монополист устанавливает цены таким образом, чтобы общая прибыль достигла максимума.
Вероятно, самой распространенной формой ценовой дискриминации на практике является дискриминация третьей степени. В данном случае покупатели «разделены» на различимые (по каким-либо видимым параметрам) группы, в результате чего рыночный (отраслевой) спрос разбивается на два или более рыночных сегмента. Ситуация разделения рынка на два сегмента изображена на рис.2.3.
Каждый рыночный сегмент характеризуется особой линией предельного дохода (MR1 или МR2), но общей линией предельных издержек (MC), ибо весь выпуск произведен при одинаковых условиях (транспортные издержки во внимание не принимаются). Для того чтобы максимизировать прибыль, монополист должен решить две взаимосвязанные проблемы.
Во-первых, независимо от объема производства общее количество выпускаемой продукции следует распределить между группами покупателей таким образом, чтобы предельные доходы всех групп были одинаковы. В противном случае монополист не сможет получить максимальной прибыли. Например, сложилась ситуация, при которой MR1 > MR2 Что должен делать в такой ситуации монополист? Он должен увеличить объем реализации товара для первой группы и сократить для второй. Этого можно достигнуть, снижая цену для потребителей первой группы и поднимая цену для потребителей второй группы.
При очень незначительном объеме выпуска весь товар следует полностью продавать на рынке 2, так как этот рынок характеризуется большей величиной предельного дохода. Как только выпуск достигнет величины, соответствующей точке Е, часть его начнет продаваться и на рынке 1. При дальнейшем увеличении выпуска товарная продукция будет распределяться между двумя рынками таким образом, чтобы предельные доходы обоих рынков были одинаковы (MR1= MR2). Выполнение этого условия гарантирует максимизацию совокупного дохода от двух рынков.
Во-вторых, монополист должен определить величину общего выпуска для двух рыночных сегментов. После завершения первой задачи (распределения выпуска между двумя сегментами) вторая задача выполняется на основе условия: MR = МС. Издержки последней произведенной единицы (Q*) равны MR независимо от того, продана ли она на рынке 1 или на рынке 2.
Таким образом, задача максимизации прибыли требует, чтобы были выполнены два условия:
1) MR1 = MR2= MR (максимальный доход при данном выпуске);
2) MR = МС (достижение выпуска максимальной прибыли).
Теперь вспомним, что предельный доход
можно выразить через ценовую эластичность
спроса:
Тогда:
(8)
(9)
Если
MR1=MR2, то:
(10)
Отсюда следует важный вывод.
Вывод: при ценовой дискриминации третьей степени наибольшая цена будет назначена для покупателей с менее эластичным спросом.
Если же эластичность для обеих
групп одинакова, то монополист установит
одинаковые цены на каждом рынке, несмотря
на факт, что он практикует ценовую
дискриминацию третьей степени.
Рис.
2.3-Ценовая дискриминация третьей степени
Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.
3.Монополизация цен в российских условиях
3.1.
Деятельность монополий в
Первые
монополии в Росиии образовались
в 80-х годах 19 века (Союз
рельсовыхфабрикантов и др.). Своеобразие
развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных органов
в создание и деятельность монополий
в отраслях, обеспечивавших нужды
государственного хозяйства, или
имевших особое значение в его системе
(металлургия, транспорт, машиностроение,
нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению
государственно-
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
3.2 Проблема монополии в российской экономике.
Российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. “Реальной монополией” считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает “доминирующее положение”. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.
Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности:
22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства,
13% - продукция производственно- технического назначения,
28% - продукты питания,
5% - товары народного потребления,
21% - отдельные виды работ и услуг,
11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий.
Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.
В российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии.
Три главных естественных
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты
Информация о работе Ценообразование на монополизированном рынке