Ценообразование на монополизированном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение основных методов монопольного ценообразования и раскрытие деятельности монополий в РФ.
Задача данной работы - определить, что такое монополия, ее власть и монополистическая конкуренция, показать истоки монополий в России, так же отметить положительные и отрицательные стороны российской антимонопольной службы.

Содержание

Введение 3
1 Теория монополии и монополистического ценообразования 5
1.1 История монополизации экономики 5
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 9
1.3 Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 12
2 Монополистические основы монопольного ценообразования 16
2.1 Сущность, виды монополий 16
2.2 Монополистическая власть 20
2.3 Ценовая дискриминация 30
3 Монополизация цен в российских условиях 37
3.1 Деятельность монополий в Российской Федерации 37
3.2 Проблема монополии в российской экономике 39
3.3 Особенности антимонопольной политики в России 42
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Предприниматель, чтобы захватить контроль над  предложением и над ценой, стремится создать продукт, который хоть чем-то отличается (дифференцируется) от товара конкурента. Если первоначально все производили, скажем, зубную пасту одного вкуса и вида, то со временем положение на рынке меняется. Конкуренция заставляет фирмы для привлечения покупателей менять упаковку, качество пасты, ее цвет и т. д. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Но такая монополия не является чистой, законченной; она не уничтожает конкуренцию, ибо производителей различных сортов зубной пасты много и их продукты при всем различии способны замещать друг друга, являются субститутами.

     Налицо, как уже говорилось, своеобразное сочетание монополии и конкуренции: первая связана с контролем над дифференцированным продуктом, вторая — с наличием субститутов, заменителей. Такова, по Чемберлину, суть хозяйственного феномена монополистической конкуренции.

     С помощью концепции монополистической  конкуренции Чемберлин дает объяснение нового механизма ценообразования. В условиях производства и продажи однородного продукта при множестве продавцов и покупателей равновесная цена определяется пересечением графика издержек производства (цена предложения) и кривой совокупного (валового) дохода (цена спроса).

     В масштабах всего общества переход  к состоянию монополистической  конкуренции ведет к тому, что  публика платит за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица.

     Можно ли сказать, что предприниматели-монополисты несут ответственность за кризисное состояние хозяйства? Американский экономист отвечает главным образом отрицательно: предприниматели повинны лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Чемберлин предлагает в этой связи целую систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой, контролю за рекламой. Но в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики. Стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.

     Теория  Чемберлина знаменательна тем, что  в ней отражены некоторые важные изменения рыночного механизма, характерные для высокоразвитой экономики. Так, в сущности был поставлен  под сомнение принцип неоклассической теории о совершенном «суверенитете потребителя». Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что конкуренция по ценам не исчерпывает содержания монополистической конкуренции. Последняя все более перемещается в сферу соревнования по качеству товара и обслуживанию потребителей.

     Как уже отмечалось, американский экономист  ведет анализ монополий в отрыве от процессов концентрации производства и капитала. Чтобы избежать нереалистических выводов (например, что проблема монополистического диктата на рынке создана мелкими бакалейными торговцами, а не стальными и нефтяными гигантами), Чемберлин указывает, что понятие монополистической конкуренции соответствует не только контролю над дифференцированным продуктом, но может охватывать также ситуацию ограниченной конкуренции при малом количестве продавцов однородного товара.

     Однако  описанная Чемберлином ситуация олигополии на однородном рынке характеризуется не просто малым числом продавцов, но и наличием крупных мощных фирм, способных к длительному доминированию в сфере производства и обращения[14,c67].

     При всех недостатках книга Э. Чемберлина оказала на западную экономическую мысль весьма заметное влияние. Автор «Теории монополистической конкуренции» представил большое разнообразие рыночных структур, многие из которых не поддаются анализу с помощью прежних теорий совершенной конкуренции. Он описал и проанализировал различные способы удовлетворения потребностей в условиях рыночной экономики. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции, являющаяся существенным дополнением к теории А. Маршалла.

           1.3.Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон

     В 1933 г. одновременно с книгой Чемберлина вышла в свет монография Джоан Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции». Ее исследование посвящалось тем же проблемам: сдвигам в механизме рыночной конкуренции, монополизации рынка, новым правилам игры в системе частного предпринимательства.

     Робинсон  начинала свой путь в науке как  последовательница А. Маршалла, но уже с первых шагов предприняла пересмотр исходных постулатов неоклассики.

     Она утверждала, в частности, что если конкуренты производят различные товары и каждый обладает монополией на свое изделие, конкуренция становится несовершенной. В этих условиях прежние представления о закономерностях ценообразования должны быть изменены[9,c91].

     Робинсон  была далека от того, чтобы подобно  ряду теоретиков социал-демократии увязывать  влияние монополий с наступлением особой, качественно новой стадии в развитии капитализма. Как и  Чемберлина, английскую экономистку интересовал в первую очередь внешний механизм монополистического ценообразования. Более того, решающим условием «монопольного обладания продуктом» Робинсон, как и ее американский коллега, считала «дифференциацию продукта», т.е. такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами (заменителями). Но «дифференциация продукта» не является, по Робинсон, единственным условием монополии. В ряде мест своей книги она дает понять, что монополия связана еще и с крупным производством, ибо только таким путем образуются организации, контролирующие цены.

     Для Робинсон монополия представляет собой  явление не только рынка, но и концентрированного производства. Ее интересуют в первую очередь новые условия в динамике издержек и спроса, благодаря которым монополия удерживает повышенную прибыль, т. е. преимущественно внешние проявления несовершенной конкуренции.

     В этой области крупнейшим достижением  Дж. Робинсон является учение о дискриминации в ценах, показывающее, что в условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью: малейшее отклонение цены от точки равновесия приводит либо к полному прекращению покупок, либо к их резкому нарастанию, причем в любом случае конкуренция немедленно вернет цену к равновесному уровню. Иное дело — состояние несовершенной конкуренции. Здесь эластичность спроса резко ограничивается. Монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной.

     Почему  же монополист не может назначить  на всех рынках одинаково высокую  цену? Это невозможно потому, что  в условиях несовершенной конкуренции  эластичность спроса по цене, хотя и не является абсолютной, представляет реальную величину и если повсеместно назначить слишком высокую цену, спрос резко сократится.

     Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске монополизированного нового товара сначала назначить на него очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть публики (сегмент рынка с низкой эластичностью, или «сильный рынок»), затем несколько снизить цену, вовлекая в процесс реализации менее состоятельные слои общества, и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены сегменты с высокой эластичностью спроса по цене («слабые рынки»).

     Подобная  тактика «снятия сливок» основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различным доходом. Но возможна и пространственная дискриминация, например, при установлении монопольно высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых цен во внешней торговле. Таково наиболее общее правило ценовой дискриминации.

     Дж. Робинсон предлагает учение о монопсонии. Термин  «монопсония» (от греческого: один покупаю) прилагается к ситуации, при которой единичному покупателю противостоит множество продавцов. В этих условиях цену будет диктовать уже не продавец, а покупатель[9,c110].

     Учение  о монопсонии имеет в системе  взглядов Дж. Робинсон исключительно важное значение. С его помощью английская экономистка объясняет, в частности, феномен эксплуатации труда. Когда крупная фирма (монопсонист), приобретающая специфический вид труда неорганизованных работников, навязывает им условия сделки, реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию.

     Факторами, противодействующими эксплуатации, Робинсон считала законодательство о минимальной заработной плате и политику профсоюзов. С этой точки зрения она выделяла особый случай дискриминации на рынке труда, «когда работники-мужчины организованы в профсоюз, который добивается повышения заработной платы».

     Итак, по мнению английской экономистки, эксплуатация существует лишь в том случае, если имеет место падение заработной платы ниже предельного продукта труда. Общественно-нормальные условия продажи труда (пользуясь марксистской терминологией — продажа рабочей силы по стоимости), по мнению Робинсон, не предполагают эксплуатации. Робинсон рекомендовала развивать профсоюзное движение, рассматривая это как известную гарантию социальной справедливости и лучшего использования факторов производства.

     2. Методологические основы монопольного ценообразования

         2.1. Сущность, виды монополий

     Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок [18].

     Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

     Характерные черты монополии

     Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

    1. монополист является единственным производителем данного товара;
    2. продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    3. проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    4. степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
 

     Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить» [10,с.33].

     Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя  и покупателя. По сути дела, на таком  рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.

     Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

     Возможность получения монопольных прибылей  вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

     Виды монополий

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

    1. естественная,
    2. административная
    3. экономическая.
    • Естественная  монополия

     Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. 

     Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Информация о работе Ценообразование на монополизированном рынке