Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, курсовая работа
Главной целью данной работы является изучение основных методов монопольного ценообразования и раскрытие деятельности монополий в РФ.
Задача данной работы - определить, что такое монополия, ее власть и монополистическая конкуренция, показать истоки монополий в России, так же отметить положительные и отрицательные стороны российской антимонопольной службы.
Введение 3
1 Теория монополии и монополистического ценообразования 5
1.1 История монополизации экономики 5
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 9
1.3 Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 12
2 Монополистические основы монопольного ценообразования 16
2.1 Сущность, виды монополий 16
2.2 Монополистическая власть 20
2.3 Ценовая дискриминация 30
3 Монополизация цен в российских условиях 37
3.1 Деятельность монополий в Российской Федерации 37
3.2 Проблема монополии в российской экономике 39
3.3 Особенности антимонопольной политики в России 42
Заключение 48
Список литературы
Предприниматель, чтобы захватить контроль над предложением и над ценой, стремится создать продукт, который хоть чем-то отличается (дифференцируется) от товара конкурента. Если первоначально все производили, скажем, зубную пасту одного вкуса и вида, то со временем положение на рынке меняется. Конкуренция заставляет фирмы для привлечения покупателей менять упаковку, качество пасты, ее цвет и т. д. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Но такая монополия не является чистой, законченной; она не уничтожает конкуренцию, ибо производителей различных сортов зубной пасты много и их продукты при всем различии способны замещать друг друга, являются субститутами.
Налицо,
как уже говорилось, своеобразное
сочетание монополии и
С
помощью концепции
В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что публика платит за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица.
Можно ли сказать, что предприниматели-монополисты несут ответственность за кризисное состояние хозяйства? Американский экономист отвечает главным образом отрицательно: предприниматели повинны лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Чемберлин предлагает в этой связи целую систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой, контролю за рекламой. Но в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики. Стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.
Теория Чемберлина знаменательна тем, что в ней отражены некоторые важные изменения рыночного механизма, характерные для высокоразвитой экономики. Так, в сущности был поставлен под сомнение принцип неоклассической теории о совершенном «суверенитете потребителя». Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что конкуренция по ценам не исчерпывает содержания монополистической конкуренции. Последняя все более перемещается в сферу соревнования по качеству товара и обслуживанию потребителей.
Как уже отмечалось, американский экономист ведет анализ монополий в отрыве от процессов концентрации производства и капитала. Чтобы избежать нереалистических выводов (например, что проблема монополистического диктата на рынке создана мелкими бакалейными торговцами, а не стальными и нефтяными гигантами), Чемберлин указывает, что понятие монополистической конкуренции соответствует не только контролю над дифференцированным продуктом, но может охватывать также ситуацию ограниченной конкуренции при малом количестве продавцов однородного товара.
Однако описанная Чемберлином ситуация олигополии на однородном рынке характеризуется не просто малым числом продавцов, но и наличием крупных мощных фирм, способных к длительному доминированию в сфере производства и обращения[14,c67].
При
всех недостатках книга Э.
1.3.Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон
В 1933 г. одновременно с книгой Чемберлина вышла в свет монография Джоан Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции». Ее исследование посвящалось тем же проблемам: сдвигам в механизме рыночной конкуренции, монополизации рынка, новым правилам игры в системе частного предпринимательства.
Робинсон начинала свой путь в науке как последовательница А. Маршалла, но уже с первых шагов предприняла пересмотр исходных постулатов неоклассики.
Она утверждала, в частности, что если конкуренты производят различные товары и каждый обладает монополией на свое изделие, конкуренция становится несовершенной. В этих условиях прежние представления о закономерностях ценообразования должны быть изменены[9,c91].
Робинсон
была далека от того, чтобы подобно
ряду теоретиков социал-демократии увязывать
влияние монополий с
Для
Робинсон монополия представляет собой
явление не только рынка, но и концентрированного
производства. Ее интересуют в первую
очередь новые условия в
В этой области крупнейшим достижением Дж. Робинсон является учение о дискриминации в ценах, показывающее, что в условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью: малейшее отклонение цены от точки равновесия приводит либо к полному прекращению покупок, либо к их резкому нарастанию, причем в любом случае конкуренция немедленно вернет цену к равновесному уровню. Иное дело — состояние несовершенной конкуренции. Здесь эластичность спроса резко ограничивается. Монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной.
Почему же монополист не может назначить на всех рынках одинаково высокую цену? Это невозможно потому, что в условиях несовершенной конкуренции эластичность спроса по цене, хотя и не является абсолютной, представляет реальную величину и если повсеместно назначить слишком высокую цену, спрос резко сократится.
Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске монополизированного нового товара сначала назначить на него очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть публики (сегмент рынка с низкой эластичностью, или «сильный рынок»), затем несколько снизить цену, вовлекая в процесс реализации менее состоятельные слои общества, и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены сегменты с высокой эластичностью спроса по цене («слабые рынки»).
Подобная
тактика «снятия сливок»
Дж. Робинсон предлагает учение о монопсонии. Термин «монопсония» (от греческого: один покупаю) прилагается к ситуации, при которой единичному покупателю противостоит множество продавцов. В этих условиях цену будет диктовать уже не продавец, а покупатель[9,c110].
Учение о монопсонии имеет в системе взглядов Дж. Робинсон исключительно важное значение. С его помощью английская экономистка объясняет, в частности, феномен эксплуатации труда. Когда крупная фирма (монопсонист), приобретающая специфический вид труда неорганизованных работников, навязывает им условия сделки, реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию.
Факторами,
противодействующими
Итак, по мнению английской экономистки, эксплуатация существует лишь в том случае, если имеет место падение заработной платы ниже предельного продукта труда. Общественно-нормальные условия продажи труда (пользуясь марксистской терминологией — продажа рабочей силы по стоимости), по мнению Робинсон, не предполагают эксплуатации. Робинсон рекомендовала развивать профсоюзное движение, рассматривая это как известную гарантию социальной справедливости и лучшего использования факторов производства.
2.1. Сущность, виды монополий
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок [18].
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить» [10,с.33].
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность
получения монопольных
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
Естественная
монополия возникает вследствие объективных
причин. Она отражает ситуацию, когда спрос
на данный товар в лучшей степени удовлетворяется
одной или несколькими фирмами. В ее основе
— особенности технологий производства
и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция
невозможна или нежелательна. Примером
могут служить энергообеспечение, телефонные
услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует
ограниченное количество, если не единственное
национальное предприятие, и поэтому,
естественно, они занимают монопольное
положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Информация о работе Ценообразование на монополизированном рынке