Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, курсовая работа
Главной целью данной работы является изучение основных методов монопольного ценообразования и раскрытие деятельности монополий в РФ.
Задача данной работы - определить, что такое монополия, ее власть и монополистическая конкуренция, показать истоки монополий в России, так же отметить положительные и отрицательные стороны российской антимонопольной службы.
Введение 3
1 Теория монополии и монополистического ценообразования 5
1.1 История монополизации экономики 5
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 9
1.3 Теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 12
2 Монополистические основы монопольного ценообразования 16
2.1 Сущность, виды монополий 16
2.2 Монополистическая власть 20
2.3 Ценовая дискриминация 30
3 Монополизация цен в российских условиях 37
3.1 Деятельность монополий в Российской Федерации 37
3.2 Проблема монополии в российской экономике 39
3.3 Особенности антимонопольной политики в России 42
Заключение 48
Список литературы
С. Фишер дает другое определение естественной монополии: «Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией» [12,с.684].
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая
монополия является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Что
является причиной появления и развития
монополистических тенденций? По этому
вопросу в экономической литературе существуют
две точки зрения. По первой монополизм
трактуется как случайный, не свойственный
рыночному хозяйству[6,с.49]. Что касается
другой точки зрения, то монополистические
образования определяются как закономерные.
Один из тех, что предпочитают такие взгляды
— английский экономист А. Пигу. Он настаивает
на том, что «монополистическая власть
не возникает случайно»[8,с.326]. Она является
логическим завершением стратегии предприятий.
Перефразировав известное выражение,
можно сказать, что все дороги ведут к
монополии. Еще сформулированный А. Смитом
принцип экономической выгоды заставляет
предприятия постоянно искать возможности
увеличения своих прибылей[10,с.156].
Одной из них, наиболее притягательной
и надежной, является создание или достижение
монопольного положения. Таким образом,
можно сделать вывод, что монополистические
тенденции в экономике вытекают из закона
максимизации прибыли.
2.2
Монополистическая власть
Показатели монопольной власти
Способность монополистической фирмы устанавливать цены на свою продукцию выше предельных издержек характеризует ее монопольную или рыночную власть. Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы .
Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс(1):
где L - лернеровский индекс монопольной власти;
Р — монопольная цена;
МС - предельные издержки;
Е- эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, L = 0. Если L представляет из себя положительную величину (L > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть[7,с.165].
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана(2):
(2)
Умножив на Q, мы получим совокупный доход(3):
(3)
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его учёных индексом Херфиндаля—Хиршмана (Iн-н). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли[19]. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей(4):
(4)
где Iн-н — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т, е. имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а Iн-н = 10000.
Если
в отрасли 100 одинаковых фирм, то S = 1%,
a Iн-н = S*x 100 = 100.
В
США высокомонополизированной считается
отрасль, в которой индекс Херфиндаля—Хиршмана
превышает 1800. Этот индекс широко используется
в антимонопольной практике, однако следует
помнить, что и он не дает полной картины,
если не учитывается удельный вес продукции
иностранных фирм на отечественном рынке.
Правило «большого пальца» при ценообразовании
Как мы знаем, между предельной выручкой (MR), ценой (Р) и прямой ценовой эластичностью спроса (n) существует следующая зависимость(5):
(5)
После преобразований формулы получим значение цены (6):
(6)
Данная формула (6) представляет собой так называемое «правило большого пальца»: если известна эластичность спроса по цене и предельные издержки, то можно подсчитать ориентировочную цену продукта монополии[20].
К примеру, если МС = 10 р., а n= -3, то оптимальная монопольная цена должна быть установлена на уровне примерно 15 р. При MC=10 p. и n=-4 оптимальная монопольная цена составит примерно 13,33 р.
На основе «правила большого пальца» составим таблицу цен [табл.1.], которые должен устанавливать монополист на свою продукцию при разных показателях ценовой эластичности спроса при условии, что МС = 10 р.
Как следует из данных таблицы[табл.1.], монополист максимизирует прибыль только при n >1.
Чем больше величина эластичности n, тем больше цена Р будет близка к предельным издержкам (МС), тем больше монополистический рынок похож на рынок чистой конкуренции, тем больше монопольная цена (Pm) приближается к предельным издержкам (МС).
При n = 1 цена оказывается неопределенной величиной.
Из формулы следует также(6), что монополист никогда не будет действовать в условиях малоэластичного спроса (при |n| < 1). В этих условиях MR всегда < 0, в то время как МС всегда > 0. Отметим, что максимум прибыли монополиста возможен при выпуске, не большем Q = А. В точке А общая выручка монополиста (TR) достигает максимума, а предельная выручка (MR) падает до нуля.
Таблица 1.
Рассчитав эластичность спроса для фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью). Рис.1.1а и 1.1b иллюстрируют эти два крайних случая.
Рис. 1.1- Зависимость монопольной цены от эластичности спроса
Источники монопольной власти.
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Уравнение показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы.
1. Эластичность рыночного спроса на товар данного типа. Если на рынке действует лишь одна фирма, то кривая спроса на ее товар совпадает с кривой рыночного спроса. В этом случае степень монопольной власти зависит только от эластичности рыночного спроса. Но если на рынке конкурируют несколько фирм, то эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел эластичности спроса на товар каждой фирмы.
2. Число фирм на рынке. Монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке.
3. Взаимодействие фирм. Фирмы в отрасли могут и не конкурировать между собой и даже вступить в сговор. Отметим, что монопольная власть меньше, если фирмы в отрасли агрессивно конкурируют, и больше — если они сотрудничают.
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере, в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Иногда
говорят (и в этом есть доля правды),
что самый большой страх
Информация о работе Ценообразование на монополизированном рынке