Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:16, контрольная работа
Законность — один из основных устоев российского общества и государства. Суть ее состоит в требовании неуклонной реализации законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений, выражающемся в соответствии их деятельности (поведения) нормам права. Требования законности распространяются на все органы государственной власти и органы местного самоуправления, на их высших должностных лиц и рядовых служащих, на общественные объединения — партийные, профсоюзные, женские, молодежные и иные организации, на хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, унитарные предприятия, на всех граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, на всю предпринимательскую деятельность.
ведение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие и принципы предпринимательской деятельности. Особенности норм предпринимательского права……………………………………………..5
2.Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности……….13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Контрольная работа по предмету
хозяйственное право
на тему:
«Понятие законности в сфере предпринимательства»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и принципы
2.Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности……….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Законность — один из основных устоев российского общества и государства. Суть ее состоит в требовании неуклонной реализации законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений, выражающемся в соответствии их деятельности (поведения) нормам права. Требования законности распространяются на все органы государственной власти и органы местного самоуправления, на их высших должностных лиц и рядовых служащих, на общественные объединения — партийные, профсоюзные, женские, молодежные и иные организации, на хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, унитарные предприятия, на всех граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, на всю предпринимательскую деятельность.
Однако имеются и существенные отличия законности в деятельности властных структур нашего общества и иных участников социального общения. Органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе ведущие контроль и надзор за предпринимательством, жестко "связаны" нормативно-правовыми установлениями. Они могут осуществлять лишь такую деятельность, на которую прямо уполномочены нормами права, закрепляющими их компетенцию. Эти нормы изложены во многих актах: Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, Федеральных законах "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и др. Выход государственных структур и структур местного самоуправления за пределы соответствующих нормативных предписаний есть нарушение законности, влекущее их юридическую ответственность.
Механизм законности, составляющий ее содержание, включает некоторые конкретные требования, обращенные к участникам общественных отношений. Эти требования, независимо от формы их законодательного закрепления, не просто служат правилами, направленными на упорядочение общественных отношений. В правовой сфере они выступают регуляторами самого высокого ранга, распространяются на все формы права — законы, указы, постановления и др. Содержащиеся в них правила указывают, в отличие от других нормативно-правовых регуляторов, не на то, что нужно соблюдать, исполнять и т.д., а на то, как это делать, каким образом добиваться максимально полного воплощения правовых предписаний в жизнь.
Важнейшее конкретное требование
— единство законности, означающее,
что понимание и исполнение нормативных
правовых актов должны быть одинаковыми
на всей территории нашей страны. Это
требование особенно актуально сейчас,
когда реализуются совершенно новые
конституционные положения о
федеративном устройстве России, создании
социально-ориентированной
Итак, целью данной работы является раскрытие понятия законности в сфере предпринимательства.
1.Понятие и
принципы предпринимательской
В настоящее время нормативное
определение понятия
Итак, законной предпринимательской деятельностью может признаваться только та деятельность, которая характеризуется всеми указанными ниже признаками в совокупности.
1. Самостоятельность
2. Эта деятельность всегда
3. Предпринимательская
4. Последний признак легальной
предпринимательской
Принципы российского
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах.
2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Данный принцип основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельности с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
3. Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.
5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное – в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.
6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.
В качестве источников предпринимательского права прежде всего следует назвать нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Эти особенности могут выражаться в разных нормативных актах; в специальном торговом кодексе и в других специальных нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, как это делается в ряде стран с дуалистической системой частного права; в едином гражданском кодексе и специальных нормативных актах, посвященных тем или иным институтам предпринимательского права.
Выбор варианта систематизации предпринимательского законодательства зависит от воли и интересов законодателя, формирующего эту систему с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране и ее традиций, стремящегося обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношений в данной сфере.
Особенности правового регулирования
предпринимательских отношений
в России находят выражение
Гражданский кодекс — основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности регулирования предпринимательских отношений. Здесь мы имеем дело с нормативным актом, относящимся к основной отрасли законодательства — гражданской. Однако даже в ГК РФ можно обнаружить ряд норм публичного права, предписывающих субъектам частного права учитывать общественные интересы. Например, в п. 1 ст. 49 ГК РФ прямо указывается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Следовательно, даже ГК РФ, являющийся стержневым частноправовым нормативным актом, не лишен элементов комплексности.
Информация о работе Понятие законности в сфере предпринимательства