Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:41, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности
1 Закон и право как понятия 5
1.1 Закон - понятие, признаки и виды 5
1.2 Классификация 8
2 Понятие права, признаки, источники 12
2.1 Основные отрасли права 12
2.2 Формы права 18
3 Соотношение понятий «закон» и «право» 20
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованной литературы 27
Приложения
Введение
1.1 Закон - понятие,
признаки и виды
1.2 Классификация
2 Понятие права, признаки, источники 12
2.1 Основные отрасли
права
2.2 Формы права
3 Соотношение
понятий «закон» и «право»
Заключение
Глоссарий
Список использованной
литературы
Приложения
Актуальность выбранной темы заключается в том, что теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.
Люди и различного рода их объединения в современном обществе постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в общении друг с другом. В практической жизни людей понятия «право», «государство», «закон» настолько тесно переплетены, что порой в обыденном сознании складывается представление о невозможности их раздельного существования. Действительно, сталкиваясь в жизни с такими явлениями как судебные решения, постановления правительства, деятельность государственных служащих – довольно непросто отделить собственно право и правовые средства их государственного подкрепления. Подобные обыденные представления получили отражение и в теоретических положениях прошлого и настоящего. В частности, многие известные науке теории происхождении государства одновременно Роль государства в процессе правообразования заключается в учреждении права, придании ему той или иной формы (закона, постановления, акта органа власти и т.п.). Учреждение права происходит в соответствии с потребностями регулирования, регламентации тех или иных общественных процессов. Правовое государство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством повышения качества правового регулирования, вытеснения из жизни общества поведения, не согласующегося с правом.1 Государство образует право не только путём учреждения, но и путём санкционирования норм (общественных правил), которые не являются изобретением, установлением государства, а также путём признания за сложившимися отношениями качества права. А значит, истинная роль государства заключается в обеспечении и завершении оформления процессов образования права.
Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей (ответственность депутатов перед избирателями). На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.
Объектом данной работы являются понятия закона и права в Российской Федерации.
Предметом выступает нормативно – правовая база, регулирующая права и законы в Российской Федерации.
Цель данной работы рассмотреть отношение государства и гражданина в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, задачами являются:
- раскрыть понятие «закон» и «право»;
- рассмотреть виды правового сознания;
- изучить источники права.
В
ходе исследования были использованы
следующие методы: императивный, диспозитивный,
императивно – диспозитивный и ряд общенаучных
методов, таких как исторический, метод
сравнения, анализа, логический, статистический.
1.1
Закон – понятия, признаки
и виды
Нормативно – правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. Также нормативно-правовой акт имеет «преамбулу» – предисловие – вводная или вступительная часть, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта.
Нормативно-правовой акт имеет внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.
Смешение значений понятия «закон» привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона – Конституции Российской Федерации.
Во-первых, закон – юридический акт, притом акт – документ, в котором фиксируется правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон – источник права.
Во-вторых, закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.
В-третьих, закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; которому, в принципе, «все под силу», все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, не в чем ему не противоречить.
В-четвертых, закон – нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, при том нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается»2.
Этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в русском языке означает «правило», «предел», положенный свободе воли и действия. Иначе говоря, под словом «закон» всегда имеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц и организаций.
Юридический смысл слова «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти». С древнейших времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex – лат., gesetz – нем., law – англ.). Общее юридическое правило – это и есть норма права, а закон как акт, принимаемый высшей властью – тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник, права Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания – нормы права.
Рассматривая
закон как нормативный
во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпретирующих актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановления» «разъяснения»).3
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.
«Законодательство – это вся совокупность законов, действующих в стране».
Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства).
В
настоящее время нормативные
указы Президента, (а также постановления
Правительства), принятые по вопросам,
относящимся к законодательной области,
имеют соответствующую, близкую к закону,
юридическую силу до принятия и вступления
в силу закона по данному вопросу. В части
первой ГК РФ прямо записано: «В случае
противоречия указа Президента РФ или
Постановления Правительства РФ настоящему
Кодексу или иному закону применяется
настоящий Кодекс или соответствующий
закон» (п. 5 ст. 3).4
1.2
Классификация законов
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов:
законы подразделяются на:
а) конституцию, конституционные (органические);
б) обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции Российской Федерации 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст.137) Конституции РФ. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).