Соотношение понятий закон и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности

Содержание

1 Закон и право как понятия 5
1.1 Закон - понятие, признаки и виды 5
1.2 Классификация 8
2 Понятие права, признаки, источники 12
2.1 Основные отрасли права 12
2.2 Формы права 18
3 Соотношение понятий «закон» и «право» 20
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованной литературы 27
Приложения

Работа содержит 1 файл

К.Р.Теория государства и права.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение                                                                                                     3

1 Закон и право как понятия                                                                     5

1.1 Закон  - понятие, признаки и виды                                                          5

1.2 Классификация                                                                                         8

2 Понятие права,  признаки, источники                                                         12

2.1 Основные отрасли  права                                                                           12

2.2 Формы права                                                                                              18

3 Соотношение  понятий «закон» и «право»                                                 20   

Заключение                                                                                                       22

Глоссарий                                                                                                          24

Список использованной литературы                                                              27

Приложения                                                                                                     28

     Введение

 
 

       Актуальность выбранной темы заключается в том, что теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.

       Люди  и различного рода их объединения  в современном обществе постоянно  соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и  подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в общении друг с другом. В практической жизни людей понятия «право», «государство», «закон» настолько тесно переплетены, что порой в обыденном сознании складывается представление о невозможности их раздельного существования. Действительно, сталкиваясь в жизни с такими явлениями как судебные решения, постановления правительства, деятельность государственных служащих – довольно непросто отделить собственно право и правовые средства их государственного  подкрепления. Подобные обыденные представления получили отражение и в теоретических положениях прошлого и настоящего. В частности, многие известные науке  теории происхождении государства одновременно Роль государства в процессе правообразования заключается в учреждении права, придании ему той или иной формы (закона, постановления, акта органа власти и т.п.). Учреждение права происходит в соответствии с потребностями регулирования, регламентации тех или иных общественных процессов. Правовое государство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством повышения качества правового регулирования, вытеснения из жизни общества поведения, не согласующегося с правом.1 Государство образует право не только  путём учреждения, но и путём санкционирования норм (общественных правил), которые не являются изобретением, установлением государства, а также путём признания за сложившимися отношениями качества права. А значит, истинная роль государства заключается в обеспечении и завершении оформления процессов образования права.

       Взаимная  ответственность государства и  личности. Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей (ответственность депутатов перед избирателями). На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.

     Объектом данной работы являются понятия закона и права в Российской Федерации.

     Предметом выступает нормативно – правовая база, регулирующая права и законы в Российской Федерации.

     Цель данной работы рассмотреть отношение государства и гражданина в Российской Федерации.

     Исходя из поставленной цели, задачами являются:

     - раскрыть понятие «закон» и «право»;

     - рассмотреть виды правового сознания;

     - изучить источники права.

     В ходе исследования были использованы следующие методы: императивный, диспозитивный, императивно – диспозитивный и ряд общенаучных методов, таких как исторический, метод сравнения, анализа, логический, статистический.  

     Основная  часть

     1 Закон и право как понятия

 

     1.1 Закон – понятия, признаки  и виды 

     Нормативно –  правовой акт всегда имеет внешнюю  структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. Также нормативно-правовой акт имеет «преамбулу» – предисловие – вводная или вступительная часть, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта.

     Нормативно-правовой акт имеет  внутреннюю структуру: деление на разделы, главы,  статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.

     Смешение  значений понятия «закон» привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона – Конституции Российской Федерации.

     Во-первых, закон – юридический акт, притом акт – документ, в котором фиксируется правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон – источник права.

     Во-вторых, закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного  высшего органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.

     В-третьих, закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; которому, в принципе, «все под силу», все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, не в чем ему не противоречить.

     В-четвертых, закон – нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, при том нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается»2.

     Этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в русском языке означает «правило», «предел», положенный свободе воли и действия. Иначе говоря, под словом «закон» всегда имеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц и организаций.

     Юридический смысл слова «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти». С древнейших времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex – лат., gesetz – нем., law – англ.). Общее юридическое правило – это и есть норма права, а закон как акт, принимаемый высшей властью – тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник, права Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания – нормы права.

     Рассматривая  закон как нормативный юридический  акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

     во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

     во-вторых, от интерпретирующих актов, в которых  дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановления» «разъяснения»).3

     Законы  в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

     «Законодательство – это вся совокупность законов, действующих в стране».

     Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства).

     В настоящее время нормативные  указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента РФ или Постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3).4 
 
 

     1.2 Классификация законов 

         Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов:  

законы  подразделяются на:    

а) конституцию, конституционные (органические);

б) обыкновенные.

     К числу конституционных законов  относятся прежде всего, законы, вносящие  изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции Российской Федерации 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст.137) Конституции РФ. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Информация о работе Соотношение понятий закон и право