Закон: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию закон;
раскрыть основные признаки закона;
рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
определить виды законов;
охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
проанализировать проблемы реализации законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ 5
Понятия закона 5
Основные признаки закона 8
Вопросы о правовом состоянии законов 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ 13
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 19
3.1. Действие законов во времени 19
3.2. Действие законов в пространстве 21
3.3. Действие законов по кругу лиц 22
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по теории государства и права.docx

— 65.36 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ         3

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ    5

    1. Понятия закона       5
    2. Основные признаки закона      8
    3. Вопросы о правовом состоянии законов    10

ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ      13

ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ         19

3.1. Действие  законов во времени      19

3.2. Действие  законов в пространстве     21

3.3. Действие  законов по кругу лиц      22

ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ   25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В современном обществе люди различного рода их объединения постоянно соприкасаются  с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах  с их требованиями, запретами и  дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

      Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.

      Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением  государственной воли российского  общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

      В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс  создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

      Реальность  показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать  экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально  новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям  правового государства.

      Отступая  от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в  обществе, противоречащие друг другу  и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет  свой авторитет, снижает степень  общественного доверия.

      Повышение эффективности действия закона является одним из самых важных средств  успешного решения социально-экономических  задач.

      Основной  целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника  права.

      В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:

  • дать определение понятию закон;
  • раскрыть основные признаки закона;
  • рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
  • определить виды законов;
  • охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
  • проанализировать проблемы реализации законов.
 
 

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ

      1.1.Понятия  закона

      На  протяжении ряда столетий и даже тысячелетий  закон как форма (источник) права  привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

      За  многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных  и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных ему сторон.

      Дело  в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

      Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смысле, как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке».1 Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть нома права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».

      Из  этого суждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права  содержаться в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

      Но  понятие «нормативно-правовой акт» гораздо шире понятия закона. Под  нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения  компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.  Это – акты правотворчества, с  помощью которых и благодаря  которым устанавливаются или  же отменяются правовые нормы.

      Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или  санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них  содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление  уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

      В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует  назвать законы, декреты, указы, постановления  Правительства, приказы министров, председателей государственных  комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной  власти и управления.2

      В обыденной жизни, в обиходе использование  термина «закон» для обозначения  любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных  актов, а не только собственно законов.

      Юридически  же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими  нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.3

      В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие:

  • Закон-это принятый в особом порядке «первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой».4
  • Закон-это нормативно–правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны».5
  • «В юридическом смысле закон-это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».6

   Можно привести ещё целый ряд аналогичных  определений. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы  понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные, специфические черты.  
 
 
 

1.2.Основные  признаки закона

      Закон как любой нормативно-правовой акт  обладает признаками:

  1. закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием - в России) представляющими в формально – юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума. Данный признак закона является широко признанным исследователями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам. Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственно власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно);
  2. закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:
  1. никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы. Например, Конституция РФ в пп.1,2 ст. 105 устанавливает: федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом федерации;
  1. все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией. Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом, либо отменен. Например, п.1 ст.15 Конституции гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»;
  2. закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти. Например, Конституционный Суд может признать закон принятый Парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган;
  1. закон, как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа;
  1. законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др;
  2. законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве Она закрепляется, как правило, особыми актами–Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
 

1.3.Вопросы  о правовом состоянии  законов 

       Категория «правовое состояние» в конкретно-научной (в частности, правовой) интерпретации играет фундаментальную методологическую роль при формулировании научных теорий: она, во-первых, лежит в основании формулировки законов; во-вторых, в основании определения типа как существующей, так и будущей теории, ее структуры. Следовательно, допустимо предположение, что категория «правовое состояние» при соответствующей интерпретации может способствовать гипотетико-дедуктивному построению теории.

Информация о работе Закон: понятие, признаки, виды