Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию закон;
раскрыть основные признаки закона;
рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
определить виды законов;
охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
проанализировать проблемы реализации законов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ 5
Понятия закона 5
Основные признаки закона 8
Вопросы о правовом состоянии законов 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ 13
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 19
3.1. Действие законов во времени 19
3.2. Действие законов в пространстве 21
3.3. Действие законов по кругу лиц 22
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ 5
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ 13
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 19
3.1. Действие законов во времени 19
3.2. Действие законов в пространстве 21
3.3. Действие законов по кругу лиц 22
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
В
современном обществе люди различного
рода их объединения постоянно
Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям правового государства.
Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Повышение
эффективности действия закона является
одним из самых важных средств
успешного решения социально-
Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ
1.1.Понятия закона
На
протяжении ряда столетий и даже тысячелетий
закон как форма (источник) права
привлекал к себе повышенное внимание
многих исследователей. Пытаясь проникнуть
в суть явления, именуемого «законом»,
авторы бесчисленных книг и статей,
аналитических отчетов и
За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных ему сторон.
Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.
Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смысле, как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке».1 Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть нома права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».
Из этого суждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержаться в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.
Но понятие «нормативно-правовой акт» гораздо шире понятия закона. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления Правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.2
В
обыденной жизни, в обиходе использование
термина «закон» для
Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.3
В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие:
Можно
привести ещё целый ряд аналогичных
определений. Однако дело не в этом.
Главное состоит в том, чтобы
понять основной смысл, содержание того,
что называется законом, выделить и рассмотреть
хотя бы его основные, специфические черты.
1.2.Основные признаки закона
Закон как любой нормативно-правовой акт обладает признаками:
1.3.Вопросы о правовом состоянии законов
Категория «правовое состояние» в конкретно-научной (в частности, правовой) интерпретации играет фундаментальную методологическую роль при формулировании научных теорий: она, во-первых, лежит в основании формулировки законов; во-вторых, в основании определения типа как существующей, так и будущей теории, ее структуры. Следовательно, допустимо предположение, что категория «правовое состояние» при соответствующей интерпретации может способствовать гипотетико-дедуктивному построению теории.