Gравовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

В условиях административно-командной экономики оценка хозяйственной деятельности предприятий означала выяснение степени выполнения установленных им заданий. В пореформенный (после 1964 года) период выполнения заданий было неотъемлемым элементом системы планирования и стимулирования. Все поощрительные меры увязывались непосредственно с тем, как выполнены установленные предприятию задания.

Содержание

I. Общие положения. Источники правового регулирования. Статистическая отчетность.
II. Основные правила ведения бухгалтерского учета,
их правовое значение.
III. Правовое регулирование реализации имущественных
фондов предприятия с помощью институтов
бухгалтерского учета.
IV. Правовое регулирование представления бухгалтерской отчетности
V. Ответственность за нарушение установленных правил ведения учета и представления отчетности.
VI. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
VII.Судебная практика

Работа содержит 1 файл

Потеряева Правовое регулирование хоз. деятельности.docx

— 67.80 Кб (Скачать)

  IV. Правовое регулирование  представления бухгалтерской  отчетности

  1. Представление бухгалтерской отчетности  является завершением учетного  процесса и, с одной стороны,  служит предприятию средством  легитимации его хозяйственной  деятельности за отчетный период, базой для самоанализа, осуществляемого  надлежащим образом в соответствии  с законом, а с другой стороны,  представляет собой предъявление  документов. В случае признания  их достоверными контролирующими  органами они станут юридическим  основанием для реализации налоговых  и неналоговых финансовых отношений  с государством, регионами и иными  субъектами, имеющими право требовать  внесения платежей в установленных  законом размерах.

  В отчетности отражаются нарастающим  итогом имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, год).

  Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ. Состав бухгалтерской отчетности по установленным  формам должен отражать состав имущества  предприятия и источники его  формирования, включая имущество  производства и хозяйств, филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, выделенных а отдельный баланс (п. 30 Положения).

  Отдельный баланс отражает состав имущества, операции хозрасчетного подразделения, его  затраты и результаты без учета  общих (“общезаводских”) затрат предприятия  на производство. Все такие балансы  подразделений входят в самостоятельный  баланс предприятия.

  Самостоятельный баланс предприятия - это баланс юридического лица, в котором отражаются имущество  всего предприятия, все затраты  на производство продукции. Это баланс товаропроизводителя.

  Сводный баланс - это баланс отрасли, объединения  предприятий, который составляют министерства, ведомства и другие органы хозяйственного руководства по подведомственным предприятиям. Сводный баланс содержит обобщенные сведения об имуществе отрасли, объединения, характеристику хозяйственной деятельности и ее состояния как сумму дел  подведомственных предприятий.

  2. Порядок и сроки представления  бухгалтерской отчетности подразделений  предприятия устанавливаются самим  предприятием, исходя из необходимости  своевременного представления отчетности  предприятием. Отчетность предприятий,  министерств, ведомств, иных органов хозяйственного руководства представляется в порядке и сроки, предусмотренные Положением о бухгалтерском учете и отчетности.

  Годовая бухгалтерская отчетность представляется:

  - собственникам (участникам, учредителям)  в соответствии с учредительными  документами;

  - государственной налоговой инспекции;

  - другим государственным органам,  на которые в соответствии  с законодательством РФ возложена  проверка отдельных сторон деятельности  предприятия и получение соответствующей  отчетности.

  Квартальная бухгалтерская отчетность направляется по тем же адресам, а также и  иным организациям в случаях, предусмотренных  законодательством РФ или учредительными документами. Предприятия, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности, представляют квартальную  и годовую бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять  государственным или муниципальным  имуществом (п. 74 Положения).

  Предприятия (за исключением предприятий с  иностранными инвестициями) обязаны  представить годовую бухгалтерскую  отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную - не позднее 30 дней по окончании отчетного  периода, если иное не предусмотрено  законодательством РФ. В пределах данных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участники (учредители) предприятия.

  Предприятие с иностранными инвестициями представляет годовую бухгалтерскую отчетность 15 марта следующего за отчетным года каждому участнику совместного  предприятия (в порядке, предусмотренном  учредительными документами) и органу налоговой инспекции.

  Министерства, ведомства и другие органы управления представляют сводную квартальную  и годовую бухгалтерскую отчетность Министерству финансов РФ и Госкомстату  РФ в сроки: квартальную не позднее 45 дней по истечении отчетного периода, годовую - до 25 апреля следующего за отчетным года.

  Годовая бухгалтерская отчетность предприятия  до ее представления утверждается в  порядке, предусмотренном учредительными документами, и подписывается руководителем  предприятия и главным бухгалтером. Она является открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и  других). В случаях, прямо указанных  в законе, публикация годового отчета является обязательной.

  V. Ответственность  за нарушение установленных  правил ведения  бухгалтерского учета  и представления  отчетности.

  1. Ведение бухгалтерского учета  и представление бухгалтерской  отчетности имеет главным назначением  установление налоговых и неналоговых  платежей предприятия в размерах, определенных законом, то есть  входит в состав юридических  фактов, порождающих хозяйственно-управленческие  обязательства между предприятием  и государством (регионом, фондами  и др. уполномоченными субъектами). Ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязательств регламентирована в налоговом законодательстве, а также в законодательстве о соответствующих обязательных платежах предприятия.

  Ненадлежащим  исполнением обязательств по ведению  бухгалтерского учета и отчетности является искажением бухгалтерских  данных, которые приводят к сокрытию или занижению прибыли, подлежащей налогообложению, размера иных обязательных платежей предприятия.

  Помимо  административно-правовых мер ответственности, применяемых в отношении должностных  лиц, закон устанавливает санкции  и меры ответственности и непосредственно  для предприятий.

  2. В соответствии с законом РФ  “О государственной налоговой  службе РФ” в случаях непредставления  (или отказа представить) государственным  налоговым инспекциям и их  должностным лицам бухгалтерских  отчетов, балансов, расчетов и  других документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов,  налоговым органам представляется  право приостановит операции таких предприятий. Они вправе изымать у них документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Изъятие производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции. Эти меры как средства пресечения нарушения относятся к санкциям.

  К мерам ответственности относятся  взыскания:

  всей  суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения  и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойной размере;

  10 процентов причитающихся сумм  налогов или других обязательных  платежей за отсутствие учета  прибыли (дохода) или ведение этого  учета с нарушением установленного  порядка, а также за непредставление  либо несвоевременное представление  налоговых деклараций, отчетов, расчетов  и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов  и других обязательных платежей  в бюджет (ст 8 Закона). Недоимки и штрафы взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

  В законодательстве о взыскании иных обязательных платежей, например, об уплате страховых взносов работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации, содержатся похожие правила:

  - взыскание всей сокрытой или  заниженной при начисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении штрафа в двойном размере;

  - взыскание 10 процентов причитающихся  к уплате сумм страховых взносов в пенсионный фонд за их отказ в регистрации в качестве плательщика страховых взносов.

  Таким образом, меры ответственности за нарушение  в области бухгалтерского учета  и отчетности проецируются через  законы о налогообложении, об обязательных платежах предприятий во внебюджетные фонды. Очевидно, что по мере развития хозяйственного законодательства и, возможно, принятия специального закона о бухгалтерском  учете, нормы ответственности за нарушение правил сформулированы именно в качестве ответственности за эти нарушения, а ответственность по налоговым и неналоговым платежам должна оставаться в законодательстве, относящемся к данной сфере отношений.

  VI. Правовое регулирование  аудиторской деятельности.

  1. Правовые основы осуществления  аудиторской деятельности определяются  “Временными правилами аудиторской  деятельности в Российской Федерации” (далее Правила), действующими до  принятия соответствующего закона.

  Правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности:

  а) экономических субъектов, под которыми понимаются созданные в соответствии с законодательством РФ предприятия, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и видов  деятельности, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую  деятельность;

  б) органов государственной власти и управления всех уровней, которые  представляют регионы и другие структуры, выступающие в хозяйственном  обороте в качестве субъектов  хозяйствования;

  в) органов местного самоуправления, представляющих города и районы в качестве субъектов  хозяйствования.

  2. Аудиторская деятельность - аудит  представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимого  вневедомственного финансового  контроля. Аудиторские фирмы и  самостоятельно работающие аудиторы  относятся к экономическим субъектам,  т. е. субъектам хозяйственного  права.

  При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают. Свою деятельность аудиторы осуществляют на основе закона. Гарантиями соблюдения принципа независимости являются также закрепленные в Правилах ограничения относительно круга аудиторов, имеющих право проведения проверок финансовой деятельности конкретного субъекта. Так, аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющимися их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками (полный перечень ограничений приведен в ст. 11 Правил). Санкцией за несоблюдение указанных правил, если обстоятельства, исключающие возможность проведения аудиторской проверки, стали известны после заключения договора или дачи поручения на ее проведение, является прекращение аудита, расторжение договора или отзыв поручения. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) данных обстоятельств на виновную сторону налагается ответственность в виде полного возмещения экономическому субъекту понесенных расходов. Наличие в действиях аудиторов умысла на приобретение прав вне данного договора или поручения является основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. 

  3. Основными целями аудиторской  деятельности являются:

  а) установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических  субъектов.

  Достоверность представляет собой форму обнаружения  истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской  отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка  ведения бухгалтерского учета и  составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.

  Осуществляя свои функции по установлению достоверности  бухгалтерской отчетности экономических  субъектов, аудитор действует как  в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для вселющего знания, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности.

Информация о работе Gравовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита