Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРИХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТ»
Кафедра Политологии
Курсовая
работа
Правовое регулирование хозяйственной
деятельности
Тема:
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ
И АУДИТА.
Потеряева
Оксана Александровна
ФБФО
ЭУП- VI
Шифр
05-531
Санкт-Петербург
2011
г.
ПЛАН
I.
Общие положения.
Источники правового
регулирования. Статистическая
отчетность.
II.
Основные правила
ведения бухгалтерского
учета,
их
правовое значение.
III.
Правовое регулирование
реализации имущественных
фондов
предприятия с
помощью институтов
бухгалтерского
учета.
IV.
Правовое регулирование
представления бухгалтерской
отчетности
V.
Ответственность
за нарушение установленных
правил ведения
учета и представления
отчетности.
VI.
Правовое регулирование
аудиторской деятельности.
VII.Судебная
практика
- Общие
положения: Источники
правового регулирования.
Статистическая
отчетность.
1.
В условиях административно-командной
экономики оценка хозяйственной
деятельности предприятий означала
выяснение степени выполнения
установленных им заданий. В
пореформенный (после 1964 года) период
выполнения заданий было неотъемлемым
элементом системы планирования
и стимулирования. Все поощрительные
меры увязывались непосредственно
с тем, как выполнены установленные
предприятию задания. Правовое
регулирование оценки хозяйственной
деятельности представляло собой
развитую систему норм, в которую
вводились те или иные критерии
(показатели) достижения поставленных
предприятием плановых задач,
выполнение договорных обязательств,
и с уровнем этих показателей
связывалось формирование поощрительных
фондов, премирование отраслей, подотраслей,
объединений, предприятий и их подразделений.
На разных этапах периода 60-х - 80-х годов
менялись отдельные блоки этой системы,
совершенствовались методы корректировки
поощрения в зависимости от задач, выдвигавшихся
в каждом пятилетии и даже по годам пятилеток.
Тем не менее сущность оценки хозяйственной
деятельности неизменно состояла в определении
степени выполнения плановых директив
и вся проблема состояла только в том,
чтобы подобрать наиболее совершенную
методологию в оценке определенной отрасли,
подотрасли, конкретного звена народного
хозяйства.
2.
В условиях перехода к рынку
и отказа от директивного планирования,
естественно, отпала необходимость
соизмерения результатов с установленными
заданиями. Лишь во внутрихозяйственных
отношениях, там где остались прежние
хозрасчетные подходы, основанные на директивности
заданий (даже с использованием договорных
форм установления внутрихозяйственных
отношений), сохранилась необходимость
в применении такой оценки работы подразделений
предприятий.
Предприятие
самостоятельно строит систему взаимодействия
с подразделениями и их между
собой, определяет договорные формы. Оно
же устанавливает собственные правовые
конструкции оценки деятельности подразделений,
на основе которых строится система
внутрифирменного расчета, определяются
меры поощрения, формирование использования
внутрифирменного дохода и т.д.
Оценка
и результаты хозяйственной деятельности
предприятий и предпринимателей
приобрели совершенно ионе значение.
Это стало необходимым для
установления налоговых отношений
между государством и хозяйствующими
субъектами при формировании социальных
фондов. Публичные интересы государства
и общества потребовали, чтобы вся
деятельность по формированию себестоимости
продукции (работ, услуг), выявлению
ее итогов, объектов налогообложения
проводилась по единым правилам, дающим
возможность установить единообразно
все финансовые отношения предприятий
с государством, с иными субъектами,
имеющими право требовать передачи
средств во внебюджетные фонды.
В
то же время учет и оценка состояния
хозяйствования остались необходимыми
элементами деятельности любого хозяйствующего
субъекта. Их значение и роль усилились
и приобретают еще больший смысл в условиях
рыночного хозяйства, потому что, только
опираясь на достоверные, постоянно учитываемые
сведения о материальных ресурса, их производственном
использовании и реализации, полученных
результатах, можно принимать решения
об изменении направления производства,
его обновления, перемещения капитала
и др., соответствующие рыночной конъюнктуре.
3.
Сегодня учет и оценка хозяйственной
деятельности осуществляются главным
образом (если не исключительно)
в форме бухгалтерского учета.
Иные формы учета и оценки
состояния дел, если они и
проводятся предприятиями и предпринимателями,
не имеют уже того значения,
которое придавало им законодательство
предшествующей системы хозяйствования.
В силу этого по-новому встает
вопрос о правовом значении
бухгалтерского учета, его институтах,
инструментах. Перед юридической
наукой стоит задача разработки
и правового подхода ко всем
бухгалтерским категориям. Необходимо
с правовых позиций выяснить
и оценить значение организации
бухгалтерского учета, его принципов,
категорий и т.п. К сожалению,
темы бухгалтерского учета присутствовали
в юридических дисциплинах главным
образом в “криминалистическом”
наклонении. Изучалась в первом
приближении техника бухгалтерии
и вопросы бухгалтерских экспертиз
по уголовным делам. Сегодня
этих подходов недостаточно. Мы
должны знать обычный, нормальный
смысл бухгалтерских инструментов,
выяснить правовое значение бухгалтерских
учетных категорий, системы счетов,
проводок, правил оценки статей,
списания затрат а производство,
инвентаризаций и много другого
именно как юристы, потому что
вытекающие из этого выводы
предстают в качестве непреложных,
а следовательно, правовых решений.
Юридизация бухгалтерской техники
необходима в силу публичного
характера этой деятельности. На
базе бухгалтерского учета построена
отчетность, направляемая соответствующим
государственным органам для
реализации налоговых требований
и требований направления средств
во внебюджетные фонды, соблюдения
государственных норм амортизации.
Публикация бухгалтерских отчетов
признается законом обязательной
для предприятий, банков, акционерных
обществ, иных субъектов хозяйствования.
В
то же время на базе бухгалтерского
учета строится и защита частных
интересов. Кроме анализа хозяйственной
деятельности здесь решаются и такие
задачи, как урегулирование интересов
товарищей в товариществах, определение
прав членов акционерного общества по
дивидендам, организация внутрихозяйственных
отношений на предприятиях.
Оценка
приватизируемого предприятия осуществляется
также на основе данных бухгалтерского
учета и отчетности. Интересно
отметить и то, что в законодательстве
о бухгалтерском учете и отчетности
сегодня формулируются и чисто
правовые категории, применяемые в
общем русле регулирования хозяйственной
деятельности.
К
примеру, понятие уставного капитала
предприятия было впервые сформулировано
в ст. 57 Положения о бухгалтерском
учете и отчетности в РФ. На основе
этого формулируются юридические
различия основных и оборотных средств
предприятия (ст. ст. 43 - 46 Положения), определяется
момент передачи объектов капитального
строительства в состав основных средств
и начисления по ним амортизации (ст. 37
Положения), дается понятие нематериальных
активов и устанавливаются правила их
реализации в производстве (ст. 49 Положения).
4.
Значение бухгалтерской оценки
хозяйственной деятельности формулируется
в ст. 2 Положения, определяющей
главные задачи бухгалтерского
учета. Такими задачами являются:
обеспечение
контроля за наличием и движением имущества,
использованием материальных, трудовых
и финансовых ресурсов в соответствии
с утвержденными нормами, нормативами
и сметами;
-
своевременное предупреждение негативных
явлений в хозяйственно-финансовой деятельности,
выявление и мобилизация внутрихозяйственных
резервов;
-
формирование полной и достоверной информации
о хозяйственных процессах и результатах
деятельности предприятия, учреждения,
необходимой для оперативного руководства
и управления, а также для ее использования
инвесторами, поставщиками, покупателями,
кредиторами, налоговыми, финансовыми
и банковскими органами.
Сформулированные
законодательством задачи подчеркивают
значение контрольных функций бухгалтерского
учета для обеспечения публичных
интересов государства и общества.
Это понятно. Общая организация
и единство требований к ведению
бухгалтерского учета призваны обеспечить
взаимоотношения государства с
частными (автономными) предприятиями
и предпринимателями.
В
то же время следует, по видимому, иметь
в виду, что надлежащее ведение
бухгалтерского учета служит также
и задачам самоанализа хозяйственной
деятельности предприятия. Ведением такого
учета достигается сочетание публичных
и частных интересов, создание правопорядка,
необходимого при хозяйствовании.
5.
В условиях перехода к рыночным
отношениям возникла необходимость
в новом инструменте оценки
хозяйственной деятельности - аудите.
Аудиторская деятельность представляет
собой проверку бухгалтерской (финансовой)
отчетности предприятий, состояния платежей,
общего состояния хозяйственно-финансовой
деятельности предприятия, оценку его
активов и пассивов, иные стороны хозяйствования,
которая осуществляется независимыми
аудиторами и аудиторскими фирмами в двух
направлениях: а) проведение объективного
анализа состояния дел хозяйствующего
субъекта, когда этого требуется в обязательном
порядке закон или уполномоченные на то
государственные органы (обязательная
аудиторская проверка); б) по собственной
инициативе хозяйствующего субъекта,
когда он нуждается в оценке состояния
своих дел с помощью независимого анализа
или когда он стремится подтвердить надлежащий
уровень хозяйствования и надежность
своего положения перед другими участниками
оборота (инициативная проверка).
Потребность
в независимом органе, способном
выполнять такие функции, возникла
в связи с необходимостью обеспечить
правильное ведение бухгалтерского
учета и отчетности всеми хозяйствующими
субъектами независимо от формы собственности
и организационно-правовых форм предприятий
для удовлетворения законных налоговых,
информационно-статистических и иных
требований государства, региона, социальных
фондов, организаций, лиц, связанных
с проверяемым субъектом соответствующими
правоотношениями.
Инициативные
же проверки вызваны условиями рыночного
оборота, в котором важно не только
знать состояние собственных
дел, но и по условиям конкуренции
представить себя как надежного
партнера.
Для
развития аудиторской деятельности
потребовалась правовая база. Начало
было положено изданием Указа Президента
РФ от 22 декабря 1993 года №2263 “Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации”,
которым утверждены Временные правила
аудиторской деятельности в РФ.
6.
Правовое регулирование рассматриваемых
отношений представлено: Положением
о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации, утвержденным Минфином
РФ от 20 марта 1992 года в редакции письма
Минфина РФ от 4 июня 1993 года №68 с последующими
изменениями; Планом счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, утвержденным приказом Минфина
СССР от 1 ноября 19991 года №56 и Инструкцией
по его применению, утвержденной тем же
приказом; письмом Минфина РФ от 24 июля
1992 года № 59 “О рекомендациях по применению
учетных регистров бухгалтерского учета
на предприятиях” с приложениями; Основными
положениями по учету капитальных вложений,
утвержденными письмом Минфина СССР и
ЦСУ от 12 декабря 1986 года №219/6-2-14; письмом
Минфина РФ от 18 декабря 1993 года №15 “Об
отражении в бухгалтерском учете и отчетности
средств, используемых на финансирование
капитальных вложений”.
7.
Предприятие в соответствии со
ст. 28 Закона о предприятии обязано
представить статистическую отчетность
по утвержденным формам и показателям
в установленные сроки в Госкомитет
РФ (его органы) министерства, ведомства,
ответственные за ведение соответствующих
данных. Статистическая отчетность
хотя и опирается во многом
на данные бухгалтерского учета
и отчетности, но по назначению
и содержанию не совпадает
с ними. Статистическая отчетность
ведется и представляется не
только хозяйствующими субъектами,
но и органами государственного
управления. Она охватывает не только
показатели, относящиеся к ведению хозяйственной
деятельности, но и другие, характеризующие
различные стороны предприятий, в том
числе и не имеющие отношение непосредственно
к бухгалтерии и хозяйствованию (характеристику
кадров, социальных показателей, виды
выпускаемой продукции, производимых
работ, оказываемых услуг и др.). Назначение
статистической отчетности является представлением
информации без установления каких-либо
имущественных обязательств для субъекта
- источника информации (уплатить налоги,
обязательные платежи и т.п. обязанности,
опирающиеся на данные бухгалтерской
отчетности). В теоретическом плане можно
даже сказать, что информационно-статистические
обязанности хозяйствующих субъектов
в связи с этим не относятся к сфере хозяйственного
права непосредственно. Они как бы примыкают
к ним. Мы касаемся этого вопроса лишь
в меру установления данной отчетной обязанности
предприятия и отграничения ее от обязанности
представления бухгалтерских отчетов.
Не случайно ответственность за нарушение
порядка представления государственной
статистической отчетности установлена
не для предприятий, а для руководителей
и должностных лиц. Убытки, возникшие в
связи с необходимостью исправления итогов
сводной отчетности при представлении
искаженных данных, причиненные органам
статистики, должны возмещать предприятия.
II.
Основные правила
ведения бухгалтерского
учета, их правовое
значение.
1.
Исходным положением ведения
бухгалтерского учета является
обязательность его для предприятий
и предпринимателей. Это означает
установление для любого субъекта
- юридического лица обязанности
осуществления такого учета на
базе единых методологических
основ, определенных в Положении
от 20 марта 1992 года, и иных актов,
содержащих обязательные требования
к порядку его организации
и ведения. На правовом языке
- это мера возможного и должностного
поведения, которая может быть
охарактеризована как абсолютное
право и вместе с тем обязанность
вести бухгалтерский учет своего
имущества и хозяйственной деятельности
по установленным правилам.