Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение особенностей экологического воспитания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования: Изучить:
- педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования,
- раскрыть особенности формирования экологической культуры дошкольников,

Содержание

Введение
3
Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.
1.1. Методологические основы воспитания экологической культуры дошкольников.
6
6
1.2. Экоцентрическое экологическое сознание как основа новой парадигмы экологического образования
11
1.3 Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
17

Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.
2.1. Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста

27
27
2.2. Особенности субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте
33
2.3. Особенности экологического воспитания младших дошкольников
47
2.4. Формирование у дошкольников перви

Работа содержит 1 файл

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.docx

— 122.32 Кб (Скачать)

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность.  Поэтому, еще раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях  между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью. [23, с.80-83]

Главным принципом отбора экологических знаний является принцип научности, который предусматривает усвоение детьми основных экологических идей и понятий. Здесь, хочется, вспомнить слова известного педагога Дж. Локка: «Они (дети – авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение».

Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы  и их  взаимозависимость. Природа  существует только благодаря экологическому единству,  она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму – человека. Следовательно, каждый член общества еще от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни.

Идею экологического единства можно заложить лишь раскрыв детям понятие живой организм, который дышит, чувствует, питается, размножается и самостоятельно передвигается. Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях Е. И. Залкинд, В.Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других. Исследования показали, что уже дети трех-четырех лет учатся ориентироваться в признаках живых существ, наблюдая за растениями и животными.

Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н. Поддъякова, старшие дошкольники могут выделять в процессе предметно-чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.  Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное.

Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствуют формированию у детей  основ экологического мышления. 

Сначала внимание детей нужно  акцентировать на прямых связях между  конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый  должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно.  Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею. Старшие дошкольники уже способны усвоить целые цепочки таких связей (а не лишь их отдельные звенья). Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Ряд изображений разных объектов природы легко разместить на фланелеграфе. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы (луг, лес, водоем), и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе.

Особенно поучительным и интересным для дошкольников занятием является решение проблемных ситуаций. Например, взрослый забирает из определенной модели один из объектов (улитки с водоема, пчелку с поля и тому подобное) и предлагает детям последовательно показать разрушение по этой причине экологической цепочки.

Дошкольные программы  ознакомления детей с миром природы  совсем недавно не включали «человека» в круг объектов исследования. Из-за этого ребенок не мог почувствовать себя частью биосферы. Чтобы помочь малышам осознать  тесную связь между природой и жизнью человека нужно знакомить их со структурой собственного организма (строением и функциями органов, доступных для непосредственного восприятия), учить ориентироваться в основных показателях здоровья, объяснять влияние на организм естественных факторов. [20, с. 32-35]

Особенное внимание следует  уделять проблемам экологической безопасности. Обычно, детей учат правилам безопасного поведения на дорогах и обращению с бытовыми предметами, но малыши почти ничего не знают о том, как вредно для здоровья играть возле дороги (из-за загазованности), рядом с мусорниками; купаться в реках, которые находятся возле промышленных сооружений, кушать овощи и фрукты, которые растут по сторонам железнодорожных путей, автодорог. Понятие экологической безопасности следует раскрывать, подавая параллельно информацию о качественном состоянии воздуха, воды, продуктов, которые были выращены без химических удобрений, и их влиянии на здоровье человека.

Поэтому, главное лежит  в обеспечении уверенности ребёнка  в зависимости его самочувствия от состояния природного окружения, как и в зависимости состояния  природного окружения от поведения  и деятельности ребёнка в лоне природы. [26, с. 68-70]

Бесспорно, экологические связи в природе намного сложнее, но у детей этого возраста формируют лишь обобщенное представление о разнообразии живых организмов и их экологическое единство.                                                                                                                                                                           

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность.  Главный принцип отбора экологических знаний является принцип научности, центральным понятием – разнообразие объектов и из взаимосвязь, ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Особое внимание в процессе экологического воспитания уделяется проблемам экологической безопасности. [2, с. 73-76]

 

 

Заключение

В курсовой работе по теме: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» раскрыты основополагающие подходы к проблеме  «в чем заключаются особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой», проанализированы методологические основы воспитания экологической культуры дошкольников, показано, что воспитание элементов экоцентрического сознания дошкольников приобретает статус приоритетного.

В курсовой работе определены три основные тенденции экологического воспитания: представленческая, отношенческая и технологическая, которые определяют экологическую культуру воспитания, как непрерывный процесс.

Общение детей с природой оказывает благоприятное влияние  на физическое развитие дошкольников.

Экологическое развитие затрагивает  весь комплекс субъектно-личностных свойств  и качеств, психический процессов  и психологических новообразований детей. В дошкольном возрасте должна быть сформирована экологическая субкультура, которая определяет характер взаимодействия человека с миром. Общение детей с природой способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Т.е. экологическое воспитание выступает как интегрирующий фактор личностного развития дошкольников.

Экологическую субкультуру  характеризуют следующие признаки: научная картина мира, стереотипы поведения, социальная группа, социальная среда и «целостный образ жизни». Экологическая субкультура детства  включает: культуру познавательной деятельности, культуру труда, культуру духовного  опыта взаимодействия с природой, формы экологически целесообразного  поведения.

В экологическую субкультуру  включается система ценностей.

Рассматривая особенности  экологического воспитания дошкольников приходим к следующим выводам:

- начинать экологическое  воспитание детей можно с прихода  в ясельную группу;

- задачи педагога –  заложить первые ориентиры в  мире природы, растений и животных, как живых существ и их зависимость  от условий жизни;

- становление первоначальных  основ экологической культуры  – накопление конкретных, чувственных  представлений о предметах и  объектах природы;

- успех в экологическом  воспитании зависит от учета  психофизиологических особенностей  и технологии воспитания и  ее компонентов.

Цели и задачи экологической  культуры воспитания дошкольников в  процессе ознакомления с природой достигнуты, гипотеза подтверждена.

Работа может быть использована в практической работе воспитателя.

Тема исследования интересна, может быть продолжена в разработке проекта «современный подход организации воспитания экологической культуры дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бобылева Л.Д.,  Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003 № 5, 75с.

2. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников М., 1995, 140с.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой, Москва, «Просвещение», 1993г, 45с.

4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Москва. Просвещение. 1982г., 75с.

5. Воробьева В.М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы», М. 1999г, 130с.

6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарий по экологическому воспитанию дошкольников. М: ВАКО, 2007, 240с.

7. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика эко логического сознания. М., 1999, 300с.

8. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского: Метод. Рекомендации 1970, 40с.

9. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии. Москва. Просвещение, 1998,  96 с.

10. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе: Пособие для преподавателей вузов. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1975, 140с.

11. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения, Москва. Просвещение, 167с.

12. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду. Методические рекомендации. Москва. 2009, 80с.

13. Кузнецова В.Н. Экология России. Хрестоматия. Москва. 1995, 210с.

14. Лихачев Б.Т. Экология личности. «Педагогика», №2, 1993, 30с.

15. Леонтьева М.Р. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы // Биология в школе. 1994. № 3, 120с.

16. Никаноров A.M., Хоружая Т.А. Экология: для студентов вузов и специалистов-экологов. ML, 1999, 150с.

17. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Москва, 1993, 90с.

18. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Москва, 2007, 260с.

19. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992, 210с.

20. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания дошкольников, М. 1993, 95с.

21. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002, 175с.

22. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М. 2000г, 154с.

23. Николаева С.Н. Экология в детском саду, М. 2003, 120с.

24. Николаева С.Н. Юный эколог. Москва, 2005, 254с.

25. Печко Л.П. “Основы эстетической культуры”, - М. ИЦЭВ РАО 1998, 114с.

26. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. М.2010г, 85с.

27. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду М., 2000, 88с.

28. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. М., 1998, 240с.

29. Сахарова В.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Москва, 1998, 130с.

30. Фохт У.О. перестройке высшего педагогического образования // Сборник научных трудов. Вып. 126. - М., 1969, 142с.

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой