Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования: Изучение особенностей экологического воспитания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования: Изучить:
- педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования,
- раскрыть особенности формирования экологической культуры дошкольников,
Введение
3
Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.
1.1. Методологические основы воспитания экологической культуры дошкольников.
6
6
1.2. Экоцентрическое экологическое сознание как основа новой парадигмы экологического образования
11
1.3 Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
17
Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.
2.1. Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста
27
27
2.2. Особенности субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте
33
2.3. Особенности экологического воспитания младших дошкольников
47
2.4. Формирование у дошкольников перви
Ведущими понятиями в теории и методике экологического воспитания детей являются: экологическое воспитание, экологический педагогический процесс, экологическое воспитание, экологическое обучение, экологическое развитие личности и др. Остановимся на них подробнее.
В широком смысле экологическое образование рассматривается как процесс или результат освоения определенного уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая образованность). По определению И.Д. Зверева, это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды». [9, с.10]
Специально организованное взаимодействие педагога и ребенка в целях освоения опыта экологических взаимоотношений с окружающим миром — экологический педагогический процесс, который условно делится на два взаимосвязанных процесса: экологическое воспитание и обучение.
Экологическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на личность ребенка в целях накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики).
Экологическое обучение — целенаправленный процесс управляемого познания объектов и явлений окружающего мира, экологических закономерностей в природе и социуме, направленный на формирование экологических знаний, освоение способов экологически ориентированной деятельности, развитие познавательных процессов у детей. Обучение отличается от воспитания степенью организованности, оно определено более жесткими рамками: реализация государственного образовательного стандарта, программное содержание, использование регламентированных форм обучения и т.д. Экологическое воспитание и обучение направлены на экологическое развитие ребенка.
Экологическое развитие можно определить как созревание внутренних сущностных сил экологически ориентированной личности через освоение опыта ценностных ориентации, поведенческих норм, знаний и умений, которые реализуются в экологическом отношении к окружающему миру через поведение и деятельность. Экологическое развитие xарактеризуется направленностью общего развития на психологическую включенность в мир природы: экологически ориентированным мировоззрением, потребностно-волевыми переживаниями и формами деятельности.
Экологическое развитие личности тесно связано с процессом становления у ребенка экологической культуры. Б.Т. Лихачев рассматривал экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Экологическая культура органично связана с личностью в целом, выступает одним из целостных свойств личности которое обусловливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение, она возникает как новое психическое образование.
Экологическая культура обеспечивает научно-технический прогресс и экологическое образование, утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования, формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.
Экологическая культура проявляется в ответственное отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмет; труда, естественной среде жизнедеятельности человека. [14, с.20]
Так, Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности по освоении опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстети1еские достоинства как естественной, так и преобразований природной сферы. [25, с.37-40]
Следующие компоненты экологической культуры выделяет Л.Д. Бобылева:
- интерес к природе;
- знания о ней и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства ко всему живому;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей относительно окружающего мира. [1, с. 40-45]
Если сущность культуры, в широком смысле слова, всегда вставляло отличие социального от природного, то сущностью экологической культуры является, наоборот, совмещение социального с природным, их единство.
Экологическим образованием дошкольников называется непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу при необходимости оказывать ей помощь (уход за живым объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
В связи с появлением экологической психопедагогики возникшей на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики, изменились и взгляды на цели, задачи, содержание и результат экологического образования.
С позиций экологической психопедагогики целью экологического образования является формирование экология ной личности.
Экологичной личностью считается личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания. Ей свойственны психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанности мир людей и мира природы, субъектный характер восприятия природных объектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Общей задачей экологического образования с позиции экологической психопедагогики является формировании экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, эта общая задача, конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:
- формирование адекватных экологических представлений. Такая система позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической цели, сообразности. Главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование. личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы;
- формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъектный характер восприятия природных объектов, который свойствен экологичной личности;
- формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Чтобы поступать экологически целесообразно, личности необходимо уметь это делать: и понимания и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Результатом экологического образования должна стать экологически развитая личность, которой присущ экоцентрический тип экологического сознания, характеризующийся психологической включенностью человека в мир природы, восприятием природных объектов как полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Такая личность демонстрирует единство соответственно развитых сознания и эмоционально-психических состояний (Б.Т. Лихачев).
В качестве системообразующего компонента экологичной личности ученый определяет экологическую культуру, в состав которой входят: культура познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, культура труда, формирующаяся в процессе трудовой деятельности и культура духовного общения с природой. Становлению экологического сознания способствует деятельность, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой. [14, 25-30]
Век XXI прогнозировали как информационно-экологический. Однако, как считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, решить эту проблему можно только «посредством Глобального воспитания», т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная дошкольных учреждений. Постановка вопроса в такой плоскости неслучайна. Экологическое образование действительно не достигло высокой результативности. «Почти сто лет пропаганды этой охраны (экологическое образование) идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом формулированием на бумаге и красноречием на съездах и конференциях» (О. Леопольд).
В этой связи возникает вопрос, каким же образом экологическое образование должно «затронуть» подрастающую личность? Многие исследователи тесно увязывают экологическое развитие дошкольников с нравственным. Об этом можно прочесть в трудах Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Захлебного, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачева, Д.Б. Эльконина. Ученые считают: большое внимание должно отводиться тем видам учебной деятельности, которые в качестве системообразующего компонента прививают детям экологическую культуру.
Что под этим следует понимать? Речь идет о культур познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, успех которой связан с развитием нравственных черт; о культуре труда, формирующейся при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; о культуре духовного общения с природой, т.е. культуре, развивающей эстетические эмоции, умении оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Л.Д. Бобылева понятие «экологическая культура» связывает с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, воспитанием трудолюбия, бережного отношения к природе. [53-55]
И действительно, дошкольный
период детства — важнейший в
развитии ребенка: в этом возрасте закладываются
основы интеграции целостной личности;
приобретенные знания в дальнейшем
могут преобразоваться в