Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение особенностей экологического воспитания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования: Изучить:
- педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования,
- раскрыть особенности формирования экологической культуры дошкольников,

Содержание

Введение
3
Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.
1.1. Методологические основы воспитания экологической культуры дошкольников.
6
6
1.2. Экоцентрическое экологическое сознание как основа новой парадигмы экологического образования
11
1.3 Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
17

Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.
2.1. Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста

27
27
2.2. Особенности субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте
33
2.3. Особенности экологического воспитания младших дошкольников
47
2.4. Формирование у дошкольников перви

Работа содержит 1 файл

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.docx

— 122.32 Кб (Скачать)

 

 

Рассмотрим психологическое  содержание основных типов субъективного  отношения к природе, которые  являются доминирующими, наиболее часто встречающимися на тех или иных этапах онтогенеза личности. В целом, эти типы иллюстрируют три основания типологии отношения к природе: характер модальности по оси «объектная — субъектная», характер модальности по оси «прагматическая — непрагматическая» и преобладающий компонент интенсивности — перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.

1. Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический. Личность с этим типом субъективного отношения к природе при контактах с природными объектами не преследует цели получить от них какой-либо «полезный продукт», преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть «на лоне природы», «подышать свежим воздухом», полюбоваться ее красотой и т.д.

Личность с таким типом  отношения к природе ориентирована, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, эстетический характер действий по отношению к природным субъектам. Этот тип отношения является наиболее распространенным и формируется он в юношеском возрасте.

2. Когнитивный субъектно-непрагматический. Личности этим типом субъективного отношения к природе, в отличие от предыдущего, свойственно субъектное восприятие ми природы: природные объекты для нее не просто «объект которые должны «радовать глаз», или как-то иначе служить человеку, а именно самоценные субъекты.

При данном типе субъективного  отношения оно в наибольшей степени проявляется в познавательной сфере: личность стремится больше узнать о различных растениях, животных, о проблемах их питания и размножения, об экологических связях, существующих между различными природными объектами, — вообще проявляет интерес к миру природы. При этом в своей познавательной деятельности она не стремит получить какой-либо «полезный продукт» от природного объекта и не допускает по отношению к нему деструктивны разрушительных действий.

Когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе характерен, например, для многих ученых-зоологов, посвятивших себя экологически исследованиям.

3. Когнитивный субъектно-прагматический. Личности с эти типом субъективного отношения к природе свойственно субъектное восприятие мира природы, но при этом деятельность с природными объектами носит прагматический характер. Субъективное отношение личности также в наибольшей степени проявляется в познавательной сфере, но мотивом познавательной деятельности может стать не радость о самого процесса познания (которая обусловливает ее при непрагматической модальности отношения), а получение те) или иных знаний (которые в этом случае выступают как своеобразный «полезный продукт»), не интерес к самом природному объекту, а заинтересованность в информации получаемой от него, для дальнейшего прагматического использования, иными словами, природные объекты здесь не цель, а средство познавательной деятельности личности.

Когнитивный субъектно-прагматический тип отношения можно наблюдать, например, у ученого-зоотехника, который изучает биологию коровы или овцы, заботится о них, устанавливает с ними «дружеские отношения» для того, чтобы потом дать рекомендации, как получить больше молока или шерсти,

4. Практический объектно-прагматический. Личности с этим типом субьективного отношения к природе свойственно объектное восприятие мира природы как источника материальной пользы, поставщика ресурсов, которыми можно полностью распоряжаться, «покорять» и т.д. — иными словами, использовать. Природные существа в этом случае выступают лишенными самоценности объектами манипуляции, которые при необходимости могут без сожаления подвергаться деструктивному, разрушительному воздействию, их ценность определяется лишь тем, насколько они могут быть полезными для человека.

5. Практический субъектно-прагматический. Этот тип отношения свойствен не только различным «технократам», использующим природу в своей хозяйственной деятельности, браконьерам и т.д. Им пронизана также и система школьного образования, в которой природа — прежде всего источник полезных ресурсов, «общенародная собственность».

6. Поступочный субъектно-непрагматический. Личности с этим типом субъективного отношения к природе характерно субъектное восприятие природы; для нее сферой, регулирующейся этическими требованиями, являются уже не только отношения между людьми, но и взаимодействие с животными, растениями и целыми экосистемами: все, что недопустимо по отношению к человеку, недопустимо и по отношению к природному объекту.

Поступочный субъектно-непрагматический тип отношения характерен для активных участников различных экологических движений: «зеленых», «голубых патрулей» и т.д.

Особенности субъективного  отношения детей к природе  определяются особенностями детского мышления, его несформированностью. Еще Ж. Пиаже установил: основная черта познавательной деятельности дошкольников — эгоцентризм. Именно он приводит к тому, что ребенок, четко не дифференцируя свое «Я» и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму. Ребенок находит объяснение любым причинно-следственным отношениям в окружающей его природе по аналогии с теми, которые характерны для людей. Это приводит к формированию «субъективной установки», к тому, что он начинает считать различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания.

Вторая характерная черта  мышления дошкольника — артефекализм (от лат. arte — искусственно и facere — делан т.е. представления о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для их собственных целей. Артефекализм обусловливает формирование прагматического отношения к природе. Экспериментально установлено: ребенок проявляет познавательный интерес объектам природы, при взаимодействии ориентируется состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослыми и т.д. Иногда его познавательная активность носит слишком исследовательский характер, когда не исключается, что он может даже нанести вред рассматриваемому объекту. Суть в том, что дошкольник не относит природное к сфере равного с ним в своей сам ценности. Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сферой личности. Достигается этот уровень, как известно, значительно позже. Также достаточно низок у дошкольника и практический компонент интенсивности отношения к природ В незначительной степени развит и «поступочный» компонент, что проявляется в противоречии между декларируемым и реальным поведением в природе. Так что же преобладает? Когнитивный компонент отношения, когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе [7, с.70-80]

Процессы гуманизации, демократизации общественной жизни, признание самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры способствовали выделению в психолого-педагогической литературе понятия субкультуры детства. В широком смысле под субкультурой понимается культурная подсистема «официальной» культуры, совокупность специфических социально-психологических признаков, oопределяющих стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительство. Для каждой субкультуры характерны ярко выраженные общие для его носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, стереотипы, представления, обряды, ритуалы, язык, мода, одежда, поведение, фольклор и т.д.

Будучи объектом идентификации  человека, субкультура является одним  из способов его обособления в  обществе и представляет собой специфический  способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности. Детская субкультура, по образному определению В.Т. Кудрявцева и Т.И. Алиевой, представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам дошкольного детства».

Под детской субкультурой в широком смысле понимается все  то, что создано человеческим обществом  для детей и детьми. Детская  субкультура существует рядом с  культурой взрослых. Но субкультура взрослых принципиально отличается от детской. Субкультурное наследие предков рассматривается подрастающим поколением как культура прошлая, устаревшая. Детская же субкультура, естественно, выступает альтернативой взрослой и воспринимается как новая, новаторская, прогрессивная.

Детская субкультура играет особую роль в жизнедеятельности  и общении детей, формировании их личности, интеграции в общество и  культуру.

Экологическая субкультура  детства является частью детской субкультуры. В дальнейшем экологическая субкультура детства, присваиваясь личностью ребенка, перерождается в нечто иное, в то, что наличествует и в экологической субкультуре взрослых.

Сущностными признаками экологической  субкультуры детства являются знаковые признаки: общность культурного кода, картины мира; поведенческие: обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения; социальные: социальная группа, ее «порождающая среда» и все они вместе как «целостный образ жизни.

Экологическая субкультура  детства имеет рад специфических черт:

- на нее накладывает свой отпечаток экологическая куль тура взрослых;

  • она интегрирует в себе:
  • все, что создано человечеством (материальное и духовное), т.е. общую культуру,
  • все, что создано человеком в конкретное исторически время,

- экологическая субкультура детства поликультурна, та как в ходе инкультурации дети имеют дело с различными этническими культурами;

- она включает культуру познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности и культуру духовного опыта взаимодействия природой, приемы, формы экологически целесообразной поведения, экологически культурные способы мышления;

- на каждом историческом этапе она претерпевает изменения, обусловленные, с одной стороны, отношением общества к субкультуре детства, достигнутым уровнем экологи ческой культуры общества, с другой — его соотношением экологическим идеалом;

- экологическая субкультура детства предполагает отождествление культуры личности ребенка с культурой общества. Однако в этом процессе ребенок занимает не пассивную позицию, а активно участвует в собственном развитии в качестве субъекта.

В экологическую субкультуру  личности ребенка включается система ценностей, сформировавшаяся в результате стихийного взаимодействия с культурой в рамках различных субкультур, элементами которых является ребенок. В детстве он присваивает опыт, накопленный человечеством, и детство рождает собственную культуру бытия ребенка, а также детское объяснение экологической картины мира, которая создает необходимое смысловое поле экологического развития и саморазвития личности ребенка.

Ведущая роль в присвоении детьми экологической субкультуры детства принадлежит эмоциям, чувствам, сопереживаниям, состраданиям, но мир чувств ребенка всегда связан с интеллектуальной сферой. Под воздействием экологических факторов у детей происходит интеллектуализация эмоций, «смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности». [7, с.150-160]

На основе чувственного опыта  формируется и первичный понятийный аппарат, который, безусловно, не является абсолютным слепком со взрослого, т.е. дети формируют свой собственный—детский мир, мир детской субкультуры, являются своеобразными соавторами своей экологической субкультуры.

Экологическая субкультура  детства присваивается ребенком путем накопления личного экологического опыта в окружающем его пространстве детства (стихийный опыт), приобретения экологического опыта в специально созданных для этого условиях (организованное обучение), а также путем творческого переосмысления полученного опыта.

Присвоение экологической  субкультуры детства происходит в результате воздействия на личность ребенка психолого-педагогических условий: комплекса положительных и отрицательных психологических релизеров; совокупности экологических событий и экологических факторов, ярких впечатлений, оказывающих стабилизирующее влияние на отношение детей к природе и обеспечивающих формирование как положительного, так и отрицательного экологического опыта; а также системы активных методов и приемов экологического образования, способствующих «вживлению» ребенка в природу, накоплению положительного и отрицательного чувственного опыта, методов пробуждения экологического мышления (сознания) ребенка.

Экологическую субкультуру характеризуют следующие признаки: научная картина мира, стереотипы поведения, социальная группа, социальная среда и «целостный образ жизни». Экологическая субкультура детства включает: культуру познавательной деятельности, культуру труда, культуру духовного опыта взаимодействия с природой, формы экологически целесообразного поведения.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой