Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение особенностей экологического воспитания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования: Изучить:
- педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования,
- раскрыть особенности формирования экологической культуры дошкольников,

Содержание

Введение
3
Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.
1.1. Методологические основы воспитания экологической культуры дошкольников.
6
6
1.2. Экоцентрическое экологическое сознание как основа новой парадигмы экологического образования
11
1.3 Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
17

Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.
2.1. Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста

27
27
2.2. Особенности субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте
33
2.3. Особенности экологического воспитания младших дошкольников
47
2.4. Формирование у дошкольников перви

Работа содержит 1 файл

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.docx

— 122.32 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте

 

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин дали развернутую характеристику понятия «субъективное отношение к природе» и выделили его параметры. Субъективные отношения представляют собой основу субъективного мира личности. Объективные отношения личности с миром обусловливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. Под субъективным отношением понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Сущность субъективного  отношения можно представить  с помощью следующей модели. На исходном этапе существуют: потребность личности, объект или явление мира, та или иная объективная связь между ними. Затем объективная связь получает свое субъективное отражение во внутреннем мире, в результате чего объективное в своей основе отношение приобретает характер субъективного отношения личности.

Каждое субъективное отношение  личности может быть характеризовано  с помощью целого рада параметров.

1. Базовые параметры: модальность, устойчивость, широта, интенсивность.

2. Параметры второго порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, сознательность.

В основе субъективного отношения  к природе лежит запечатленность в тех или иных ее объектах и явлениях потребностей личности. Запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами:

1. структурно-содержательным — широтой: в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности;

2. структурно-динамическим — интенсивностью: с одной стороны, в какой степени запечатлены потребности личности в объектах и явлениях природы, насколько они являются для нее значимыми, а с другой — в каких сферах и какой степени проявляется субъективное отношение;

3. степенью осознанности: в какой мере личностью осознается запечатленность потребностей в объектах и явлениях природы (насколько она отдает себе в этом отчет). [7, с.175-183]

Ниже представлено психологическое  содержание каждого параметра:

1. Базовые параметры:

- Широта. Одного человека могут привлекать только отдельные животные или растения. Одному нравятся собаки, другому кошки: содержательно различающаяся широта и т.д.

- Интенсивность. Субъективное отношение к природе может проявляться в различной степени. Одному просто приятно побывать на природе» и не больше — низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», заводит дома аквариум, попугая, разводит цветы, собирает книги о природе, ездит в другие города на зоологические выставки и т.д. — высокий уровень интенсивности.

- Осознанность. Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе: один не очень-то отдает себе в этом отчет, а для другого взаимодействие с природой становится профессией.

Широта, интенсивность и  осознанность являются хотя и связанными, но достаточно независимыми друг от друга. Человек может любить лишь некоторых животных, но зато очень сильно; достаточно хорошо осознавать свою привязанность к природе, но вовсе не быть «фанатом» и т.д. Таким образом, параметры широты, интенсивности и осознанности характеризующие собственно запечатленность потребностей, являются базовыми параметрами субъективного отношения личности. Они задают своего рода объем, «субъективное пространство» данного конкретного отношения. Чем больше «субъективное пространство» данного отношения, тем большую роль оно играет в жизни человека.

2. Параметры второго порядка субъективного отношения к природе. На более высоком уровне анализа, при рассмотрении отношения к природе в контексте всего внутреннего мира личности, оно может быть охарактеризовано параметрами второго порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, сознательность.

- Эмоциональность характеризует субъективное отношение по оси «рациональное — эмоциональное». Это показатель степени «эмоциональной насыщенности» субъективного отношения, удельного веса эмоционального и рационального компонентов.

- Обобщенность характеризует субъективное отношение по оси «частное — общее». Это показатель сформированности отношения не только к отдельным объектам или явлениям, но и их группам.

- Доминантность описывает субъективное отношение по оси «незначимое — значимое». Это показатель места данного отношения в системе, иерархии других: чем большую роль играет определенное отношение в жизни человека, чем более высокое, «центральное» место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантно.

- Когерентность характеризует субъективное отношение по оси «негармоничное — гармоничное». Это показатель степени согласованности всех отношений личности. Иными словами, когерентность показывает, является ли данное субъективное отношение чем-то обособленным во внутреннем мире личности или оно тесно с ним связано, высоко интегрировано в него.

- Принципиальность характеризует субъективное отношение по оси «зависимое — независимое». Это показатель взаимосвязи отношения со всем комплексом принципов, принятых личностью, и готовности отстаивать его при оказании давления.

- Сознательность характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное — сознательное». Это показатель сформированности позиции личности как общественного субъекта. Сознательность подразумевает интеграцию данного отношения со всеми другими и проявление его в активной сознательной социальной избирательности поведения личности. Сущность психологической реальности, стоящей за параметром сознательности, хорошо отражается известной формулой «свобода — осознанная необходимость».

- Осознанность и сознательность не дублируют друг друга а отражают разные аспекты субъективного отношения. Первый из параметров представляет собой характеристику отношения по оси «бессознательное сознание», второй - оси «несознательность — сознательность».

- Устойчивость характеризует субъективное отношение оси «устойчивое - неустойчивое». Это показатель стабильности отношения во времени.

- Модальность — параметр субъективного отношения, дающий его качественно-содержательную характеристику дальность ярко иллюстрируют два таких чувства, как любовь к матери и уважение к ней. Различие между ними заключается именно в модальности.

- Устойчивость и модальность являются также базовые параметрами, но если широта, интенсивность и осознанное характеризуют собственно запечатленность потребностей объектах и явлениях природы, то устойчивость и модальность — все отношение в целом.

- Модальность — качественно-содержательная характеристика субъективного отношения, центральный его параметр. Модальность субъективного отношения к природе может быть охарактеризована по оси «прагматическая — непрагматическая» и по оси «объектная — субъектная», т.е. показывает: относится личность к представителям природы как объектам или же как к субъектам.

Соединение двух данных координат  дает четыре тип, модальности отношения к природе: объектно-прагматический, объектно-непрагматический, субъектно-прагматический, субъектно-непрагматический.

В структуре параметра  интенсивности выделяются четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.

- Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень:

- эстетического освоения объектов природы;

- отзывчивости на их витальные проявления;

- этического освоения.

Эстетическое освоение объектов природы — это восприимчивость, понимание и творческая трансформация  чувственно-выразительных элементов  природных объектов, к которым относятся: форма, очертание, силуэт; цвет; симметрия; величина, размер; светотеневые особенности; динамические свойства; осязаемые свойства поверхности; звуковые характеристики (тон, тембр, ритм, высота).

Иными словами, человек с  высоким уровнем развития перцептивно-аффективного компонента больше «видит», «слышит», «чувствует» в объекте отношения, чем тот, у кого этот уровень ниже. Показателем уровня эстетического  освоения природных объектов является и свобода от существующих неадекватных социальных эстетических стереотипов, таких как отношение к «уродливым жабам», «противным крысам», тараканам и т.д.

Под отзывчивостью на витальные (от лат. vitalis — жизненный) проявления природных объектов понимается способность эмоционально отзываться на жизнедеятельность того или иного организма. Морозной зимой один человек может испытать чувство жалости к дворняжке, которая сидит, съежившись возле подъезда, а другой ее просто не заметит, т.е. один способен на эмпатию и идентификацию с природным объектом, другой — нет.

Под этическим освоением  природных объектов понимается способность воспринимать мир природы сквозь призму человеческих этических норм.

Общим для всех трех аспектов рассматриваемого компонента интенсивности отношения является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы происходят в неразрывном единстве. Именно поэтому он обозначается как перцептивно-аффективный. [3, с. 20-26]

- Когнитивный компонент характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой; он проявляется в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой «информационной сензитивности» к ним и т.д.

При низком уровне сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую к нему информацию. При высоком уровне — он сам организует познавательную деятельность.

- Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию объектами природы, освоению необходимых для этого технологий (умения и навыки) и т.д.

При низком уровне сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организуют другие. При высоком — сам стремится к разносторонней практической деятельности в отношении природных объектов.

- Поступочный компонент принципиально отличается практического: уход за аквариумными рыбками и актив! участие в экологическом движении, охране природы — разные модели взаимодействия с природой. «Единицей» первой является то или иное практическое действие, «единицей» второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. Поступок — демонстрация личностью своего отношения.

В практическом компоненте самоценно взаимодействие объектом отношения, изменения окружения  являются лишь непринципиальным следствием; в поступочном такое изменение становится целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — «для себя», поступочный — «для других.

Таблица 1. Типология субъективного отношения к природе

Компонент интенсивности

Объектная

Субъектная

Модальность

1

2

3

4

Перцептивно- аффективный

Перцептивный

объектно-непраг-

матичеекпй

Перцептивный

субъектно-

непрагматический

Непрарматическая

Конгитивный

Конгитивный объектно-непрагматический

Конгитивный субъектно-непрагматический

Практический

Практический объектно-непраматический

Практический субъектно-непраматический

Поступочный

Поступочный объектно-непрагматический

Поступочный субъектно-непрагматический

Перцептивно-аффектный

Перцептивный объектно-прагматический

Перцептивный субъектно-прагматический

Прагматическая

Конгитивный

Конгитивный объектно-прагматический

Конгитивный суббъектно-прагматический

Практический

Практический объектно-прагматический

Практический суббъектно-прагматический

Поступочный

Поступочные объективно-прогматический

Поступочные суббъективно-прогматический

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой