Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования: Изучение особенностей экологического воспитания у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования: Изучить:
- педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования,
- раскрыть особенности формирования экологической культуры дошкольников,
Введение
3
Глава I. Формирование экологической культуры дошкольников.
1.1. Методологические основы воспитания экологической культуры дошкольников.
6
6
1.2. Экоцентрическое экологическое сознание как основа новой парадигмы экологического образования
11
1.3 Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
17
Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.
2.1. Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста
27
27
2.2. Особенности субъективного отношения детей к природе в дошкольном возрасте
33
2.3. Особенности экологического воспитания младших дошкольников
47
2.4. Формирование у дошкольников перви
Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, общности с природой, и мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: "Люди — часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь"». [11, с. 135]
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания, знакомят детей с различиями живого и неживого, рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (знакомят детей с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений), знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, знакомят с правилами личной гигиены и безопасности (нельзя пить грязную воду, есть грязными руками, нужно тщательно мыть овощи и фрукты)., способствуют развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей природе (нельзя ломать ветки деревьев, разорять муравейники, нужно кормить птиц зимой, убирать мусор в лесу и т.д.), создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уходу за животными и растениями, высаживанию деревьев и цветов, уборке помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.).
Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. [28, с. 15-17]
Одной из первых в 90-х гг. появилась программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Содержание ее отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах.
Таким образом, в основе экологического воспитания дошкольников лежит три тенденции:
- представленическая,
- отношенческая,
- технологическая,
которые определяют экологическое воспитание, обучение и развитие, как непрерывный процесс.
Педагогическая стратегия должна быть направленной на развитие чувства сопричастности с природой. Программы по экологическому воспитанию дошкольников ориентирована на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности, пониманием места человека в природе.
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в современных условиях приобретает статус приоритетного. Меняется парадигма экологического сознания личности с антропоцентрической на экоцентрическую.
Глава II. Особенности экологического воспитания дошкольников.
2.1. Основы экологического
развития личности ребенка
В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли, формирование новой общей ценности человечества — сохранение экологического качества среды жизни. Ученые прогнозируют, что грядущий век будет веком информационно-экологическим. Поэтому экологическое образование по праву должно стать приоритетным в структуре образования. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (Ф. Майор, 1990).
Однако еще нельзя с уверенностью сказать, что экологическое образование достигает своей цели. До сих пор остаются актуальными слова О. Леопольда, сказанные еще о развитии природоохранной деятельности: «Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях... Обычно рекомендуется "всемерно расширять экологическое просвещение". Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расширить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?» (О. Леопольд, 1983). Поиск того самого «существенного» побуждает нас обратиться к исследованию понятия личности.
Первоначально слово личность («personality») от латинского «persona» обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. В понятие «личность» включался внешний, поверхностный социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. В трудах мыслителей личность выступает как субъект общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые она играет в обществе. В процессе исполнения этих ролей формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью. Но личность не прямой слепок общественных отношений. Она проявляет себя избирательно и индивидуально. Она активно творит, вторгается в мир общественных отношений, соотнося свои действия со своими социальными идеалами, нравственными нормами. Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, ответственность за свои поступки.
Личность рассматривается
как целостная система
Л.И. Божович считает, что человек, являющийся личностью, в нашем представлении обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью.
По мнению исследователя, личностным новообразованием первого года жизни ребенка являются «мотивирующие представления», освобождающие его от «диктата» внешних воздействий и превращающий его в субъекта деятельности. Центральным образованием у ребенка 3 лет будет «система Я» и рождаемая ею потребность действовать самому. У ребенка 7 лет личностным образованием служит сложившаяся у него внутренняя позиция, когда ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида.
В основе развития личности
лежит развитие таких качеств, как
активность (инициатива, ответственность)
способность к организации
Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.
Уже в дошкольном детстве у ребенка должна быть сформирована подструктура самосознания, экологическая субкультура, которая определяет характер взаимодействия человека с миром. Именно она выступает источником и фактором дальнейшего экологического развития и саморазвития личности.
Экологическая субкультура рассматривается как ядро личности ребенка, характеризующееся субъектно-интегративной сущностью: совокупностью новообразований, характерных для дошкольного детства, экологических целей, экологического идеала. Внутренний ее компонент обеспечивает дальнейшее саморазвитие личности, а внешний — действия, поступки ребенка в реальной жизни.
Компонентами экологической субкультуры выступают: экологические установки, потребности, мотивы, желания, интересы, волевые интенции, экологические ориентации на идеал, опыт экологически целесообразной деятельности, экологическая культура как новообразование. О становлении экологической субкультуры личности ребенка дошкольного возраста свидетельствует появление экологических ценностных ориентации, экологически целесообразных отношений и поступков личности. Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развивает умственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.
Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т.е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса, так как о наблюдаемом предмете ребенок говорит с воспитателем, другими детьми, сам с собой или объектом наблюдения. [13, с.14-20]
Изучение объектов и явлений природы способствует развитию у ребенка внимания (направленности сознания на объект) и восприятия (чувственного отражения наблюдаемых объектов). У дошкольников внимание отличается неустойчивостью, а восприятие — слабой дифференцированностью. Эффективными приемами организации восприятия являются сравнение и группировка объектов природы, игровые упражнения: «Волшебные дощечки», «Ящик ощущений», игры в природе «Следопыт», «Живое — неживое» и др.
Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память. Развитию логической памяти способствуют приемы аналогий и ассоциаций, использование знаковых опор, смысловая группировка информации, игры и упражнения.
Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию. Постановка проблемных вопросов исследовательская деятельность в природе, игровые упражнения развивают логическое мышление детей. Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.
С развитием мышления тесно связано формирование речевых и коммуникативных умений. Условиями развития познавательного интереса и любознательности являются формирование знаний на обобщенном уровне, создание проблемных ситуаций в процессе обучения, использование интересных фактов из мира природы. [6, с.181-190]
Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам. [5, с.63-70]
Природа способствует эстетическому воспитанию. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т.д. У детей развиваются эстетические чувства, потребность жить по законам красоты. [17, 28-30]
Природа — средство трудового воспитания. Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.
Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым. [12, с.51-55]
Личность рассматривается как целостная система. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс субъектно-личностных свойств и качеств, психический процессов и психологических образований. В дошкольном возрасте должна быть сформирована экологическая субкультура, которая определяет характер взаимодействия человека с миром. Общение детей с природой способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Т.е. экологическое воспитание выступает как интегрирующий фактор личностного развития дошкольников.