Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 04:01, научная работа
Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области
Введение ……………………………………………………………………………. 4
Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47
Заключение …………………………………………………………………………. 51
Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение
«Денежкин Камень» уникален среди других заповедников Урала по нескольким параметрам. Он находится на восточном склоне Главного уральского хребта. Территория его лежит в области пересечения ареалов некоторых видов животных и типов экосистем – соболь и куница, северный олень и косуля, тундра и степи. На его территории представлен крупный лесной массив первобытной горной тайги, сохранившийся среди истощенных лесосырьевых баз Свердловской и Пермской областей, он является резерватом для многих редких и эндемичных видов растений и ценных представителей горно-таежной фауны.
Территория НП «Припышминские боры» представлена двумя дачами: Талицкая дача – 26644 га и Тугулымская дача – 22527 га, расположенными соответственно в Талицком и Тугулымском районах Свердловской области.
Ландшафтный
комплекс Припышминских боров
Припышминские боры с 1920-х годов являются объектом разностороннего и детального изучения. На их территории в городе Талица в 1925 году была создана и работала первая на Урале лесная опытная станция.
Учеными
и специалистами Института
Для развития системы экологического мониторинга в национальном парке требуется разработка единой программы и проекта организации ведения «Летописи природы» с использованием существующего настоящее время опыта работы. Ведение целенаправленной кадровой политики, более тесное и широкое сотрудничество с другими ООПТ и Российской Академией Наук.
Такова
система ООПТ Свердловской области
– субъекта РФ, расположенного на границе
Европы и Азии и, как следствие, обладающего
уникальными сочетаниями природных
ландшафтов. Не удивительно, что Урал,
и в частности Свердловская область, обладают
огромным потенциалом в дальнейшем развитии
и совершенствовании сети ООПТ.
3
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ООПТ И
Несомненно, наиболее целесообразно рассмотреть в этой части работы недостатки и возможности совершенствования российской системы ООПТ, поскольку обзор проблемных моментов функционирования ООПТ всего мира задача по меньшей мере сложная в силу огромных масштабов охвата, да и больший интерес всё же вызывает перспективность сети охраняемых территорий родной страны.
Итак, если вспомнить, что Конвенция о биологическом разнообразии определяет понятие сохранения биоразнообразия, как глобальную услугу человечеству [19, с.52], то можно говорить о том, что Россия с её огромным потенциалом и богатством биоразнообразия, существенными нетронутыми массивами естественных экосистем (около 60% площади) вне охраняемых территорий обеспечивает экологический баланс не только Евразии, но и планеты в целом. Отсюда вытекает ряд важных моментов.
Во-первых,
обладая ресурсами
Во-вторых, большая часть естественного биоразнообразия в России сосредоточена в экономически отсталых (депрессивных) районах. Сегодня стоит вопрос о выборе альтернативы развития этих районов: традиционный индустриально-урбанистический путь или путь сохранения биоразнообразия и устойчивое использование биоресурсов на долгосрочной основе.
Исходя из этого Россия должна:
Эти действия потребуют определённой работы по совершенствованию как внутреннего законодательства, так и работы России в международном переговорном процессе с целью добиться соответствующих международных решений.
На сегодняшний момент внутри российской системы ООПТ существует много проблем и противоречий, препятствующих её стабильной работе. Например:
Подобные системы применяются во многих странах: наиболее детально – в Канаде, по этому же принципу – в США, т.е. в странах, имеющих сходные с Россией природные условия, и вполне сопоставимые с ней по размерам и степени ландшафтного и биологического разнообразия. В таблице Д1 представлен один из возможных для России вариантов создания новых ООПТ – перечень перспективных для этого районов, т.е. районов мало или вовсе не охваченных сетью ООПТ. Наиболее удачным для дальнейшего развития в РФ видом ООПТ, на мой взгляд, являются национальные парки, о целесообразности создания которых будет рассказано в следующем пункте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение.
На современном этапе одной из важнейших задач для мирового сообщества и в частности для Российской Федерации становится формирование концепции повсеместного устойчивого развития, определяющей единые принципы экологизации для её применения на практике с учётом региональных особенностей. Важное значение в концепции устойчивого развития территорий отводится рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природного разнообразия. При этом особую роль в сохранений природно-ландшафтного разнообразия и потенциала играет организация и эффективное функционирование систем особо охраняемых природных территорий.
Актуальность и необходимость развития поставленных задач очевидна, поскольку на их достижение направлено множество международных соглашений, конвенций, а также законодательных актов отдельных стран. Проблема организации сети ООПТ рассматривается на всех уровнях: от глобального до местного (локального), т.к. от её успешного решения в перспективе зависит благополучие каждого человека на планете и цивилизации в целом.
Россия, обладающая беспрецедентным потенциалом нетронутых индустриализацией природных территорий, в ситуации, когда биологическое разнообразие с каждым годом сокращается нарастающими темпами, становится источником для всего человечества неоценимого экологического ресурса. Это позволяет нам говорить об уникальности и незаменимости нашей страны в заповедном деле.
Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р была одобрена Экологическая доктрина РФ, разработанная МПР России [5, с.561-567]. Среди основных направлений государственной политики в области экологии выделено сохранение и восстановление природной среды. Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, а основным средством их достижения создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом.
Однако система ООПТ России далека от совершенства и представляет собой необозримый простор для нововведений и совершенствования. Обеспечение реально функционирующей правовой базы, достаточного финансирования и научной обоснованности выбора территорий для создания новых ООПТ, повышение уровня экологического образования – вот те мероприятия, осуществив которые наше государство выйдет на принципиально новый уровень в сохранении биоразнообразия и природных богатств.
При определении приоритетов развития сети охраняемых территорий важным моментом является их функциональная деятельность в рамках долгосрочных программ по стабилизации и улучшению экологической обстановки и возможностей экономического развития. Стратегическая цель процесса формирования системы ООПТ должна отвечать общегосударственным интересам. Такая цель, или главная установка, должна быть сформулирована предельно чётко, чтобы в дальнейшем предотвратить хаотическое развитие сети охраняемых территорий.
Информация о работе Современное состояние системы особо охраняемых природных территорий