Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 04:01, научная работа
Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области
Введение ……………………………………………………………………………. 4
Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47
Заключение …………………………………………………………………………. 51
Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение
Первый в России заповедник Аскания-Нова был частным и поэтому официально не имел этого статуса. Созданный бароном М. Э. Фальц-Фейном ещё в 1874 году, он только в 1921 году был признан государственным заповедником. Нужно заметить, что в этот период в России создаётся большое количество частных заповедных территорий.
Однако зарождение в России идеи создания сети особо охраняемых природных территорий, вероятно, следует относить к началу XX столетия. Так, в схеме, предложенной ещё в 1917 году русским географом, членом Петербургской АН В.П. Семёновым-Тянь-Шанским и носившей название «О типичных местностях, в которых необходимо организовать заповедники по типу американских национальных парков», было рекомендовано 46 подобных объектов, представлявших самые разнообразные зоны и ландшафты страны. И хотя в те далёкие годы в среде российских учёных слова «национальный парк» и «заповедник» в основном употреблялись как равнозначные, создаваться стали именно заповедники. На базе списка В. П. Семёнова-Тянь-Шанского в последующие годы была создана не одна заповедная территория. После, на I Всероссийском съезде по охране природы в 1929 году профессор Д.Н. Кашкаров отмечал необходимость создания специальной сети охраняемых территорий – национальных парков, предназначенных для сбережения уникальных объектов природы и развития организованного туризма.
Система государственных заповедников начала своё бурное развитие в 30-40-е годы ХХ века, когда по всей стране их было создано огромное количество. Начало активной организации национальных парков пришлось на 1950-60-е годы, в реальности же первые парки в России появились только в начале 80-х годов, хотя в некоторых странах они создаются уже около века. Например, первый в мире Йеллоустонский национальный парк основан в США в 1872 году. Рост численности российских заповедников и национальных парков можно проследить по таблице, представленной ниже, из данных которой можно также сделать следующие выводы о динамике создания данных видов ООПТ на территории РФ за последние 20 лет.
Таблица 1 – Государственные
природные заповедники и национальные
парки [18, с.219]
1985 | 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Число государственных природных заповедников | 56 | 72 | 94 | 94 | 95 | 99 |
Их площадь, млн. га | 14,2 | 19,6 | 30,2 | 31,2 | 31,1 | 33,2 |
Число национальных парков | 4 | 12 | 30 | 31 | 32 | 34 |
Их площадь, млн. га | 0,3 | 1,8 | 6,3 | 6,3 | 6,4 | 6,6 |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Число государственных природных заповедников | 99 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Их площадь, млн. га | 33,3 | 33,7 | 33,7 | 33,7 | 33,7 | 33,7 |
Число национальных парков | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Их площадь, млн. га | 6,7 | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,9 |
Во-первых, заметный рост числа природных заповедников наблюдался в период с 1985 по 1995 год. Во-вторых, аналогичный вывод, - резкое увеличение числа НП произошло в те же годы. В-третьих, заметно: за последние 6 лет не создано ни одного объекта этих видов. И, в-четвёртых, нельзя не заметить, как велика разница количественных показателей рассматриваемых ООПТ. О перспективности развития системы НП для России я буду говорить в рекомендательном блоке работы.
Российская Федерация как участница ООН принимает активное участие в деятельности международных организаций, работающих в системе «Общество – Природа». Как уже говорилось, по состоянию на 1 января 2002 года в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия входит 6 природных объектов, расположенных на территории нашей страны. Участвуя в 16-ой и 17-ой Конференциях ЮНЕСКО, прошедших в 1972 году, Россия принимает участие в осуществлении межправительственной программе «Человек и биосфера» (МАБ). Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляется с 1972 года с участием ученых из Российской Федерации.
4 июля 1995 года после принятия Федерального закона от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» для России она вступила в силу. В целях обеспечения выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из КБР, Правительство Российской Федерации возложило организацию выполнения положений КБР на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и впоследствии на Госкомэкологию России (Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 669 «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии» с изменениями от 4 сентября 1995 г., 9 декабря 1999 г.). После упразднения Госкомэкологии в мае 2000 года функции по выполнению международных обязательств РФ, в том числе и по КБР, были переданы в МПР России. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726, оно среди прочих функций в части охраны биологического разнообразия осуществляет следующую: координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и обеспечения сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования охраняемых природных территорий.
В сам же процесс выполнения Конвенции включены и другие ведомства – Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Комитет РФ по рыболовству, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также Российская академия наук.
Также в 1995 году был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях», который действует и по сей день, являясь базой для разработки политики управления российской системой ООПТ.
Во второй половине 90-х годов выбор участков под новые ООПТ определялся «Перечнем государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994 – 2005 гг.». Однако результативность этой схемы оказалась невысокой: она претворялась в жизнь лишь первые 3 года после появления Перечня (с 1995 по 1997 г.). В дальнейшем произошёл отход от намеченной перечнем системы: некоторые участки (подчас более ценные и известные, чем территории, получившие статус государственных национальных парков) статуса НП так и не получили, хотя это было запланировано. Например, такие феномены, как вулканические ландшафты Камчатки (парки «Быстринский» и «Южно-Камчатский», согласно перечню 1994 г.) получили статус только природных парков, хотя несколько позднее обе эти ООПТ были объявлены объектами Всемирного природного наследия.
В ближайшее время развитие сети ООПТ будет определяться новым документом. Это «Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001 -2010 гг.», утверждённый распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 г. № 725-р. Этим же распоряжением признаётся утратившим силу перечень от 1994 г. Новый список отличается лаконичностью: в него включено всего 12 НП и 9 заповедников.
На сегодняшний день в целях сохранения разнообразия живой и неживой природы в России созданы следующие основные правовые предпосылки:
К
полномочиям органов
Редкие
и находящиеся под угрозой
исчезновения виды для усиления их
охраны заносятся в Красную книгу Российской
Федерации. Впервые в СССР Красная книга
учреждена в 1974 году, а позже Красные книги
были созданы и в России («Красная книга
РСФСР: Животные», Москва, 1983 г.; «Красная
книга РСФСР: Растения», Москва, 1988 г.),
а также в других республиках. В современной
российской Красной книге насчитывается
415 видов животных и 533 вида растений [2,
с.29].
2.2.2
Структура системы ООПТ РФ
Уже 90 лет на территории России формируется уникальная система особо охраняемых природных территорий, охватывающая ландшафты всех восьми природных зон и основные горные массивы. Определённые законодательством формы ООПТ представлены в России следующим образом:
Среди российских заповедников 23 имеют статус биосферных резерватов. Характеристика 12 из них дана ниже, а основные показатели российских заповедников, не имеющих статус биосферных, приведены в таблице Б1.
Сведения о биосферных заповедниках РФ (по материалам статей электронной версии «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»):
Информация о работе Современное состояние системы особо охраняемых природных территорий