Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 04:01, научная работа
Целью проекта является рассмотрение одной из основных составляющих мировой природоохранной деятельности – создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий. В работе поставлены задачи рассмотрения таких вопросов, как:
общетеоретические сведения,
особенности правового режима отдельных видов ООПТ,
история и современное состояние международного сотрудничества по данному вопросу,
характеристика сети ООПТ Российской Федерации и Свердловской области
Введение ……………………………………………………………………………. 4
Характеристика и правовое регулирование отдельных видов особо
охраняемых природных территорий …………………………………………... 7
Государственные природные заповедники ……………………………....... 9
Национальные парки .....……………………………………………………. 11
Природные парки …………………………………………………………... 14
Государственные природные заказники ………………………………...... 16
Памятники природы ……………………………………………………....... 17
Дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-
оздоровительные местности и курорты …………………………………... 18
2 История международного сотрудничества в системе «Человек – Природа»
и современное состояние системы ООПТ …………………….……………… 21
2.1 Международное сотрудничество ………...……………….………………. 22
2.2 ООПТ России ………………………………………………………………. 29
2.2.1 История и законодательная база создания сети ООПТ в России ... 30
2.2.2 Структура системы ООПТ РФ ……………………………..………. 35
2.3 Система ООПТ Свердловской области …………………………………... 39
2.3.1 История охраны природных объектов и общие сведения о
современной системе ООПТ ………………………………………. 39
Крупнейшие ООПТ Свердловской области ……………………… 42
Основные проблемы ООПТ и рекомендации по их решению ………………. 47
Заключение …………………………………………………………………………. 51
Список использованных источников……………………………………………… 54
Приложение
1.4
Государственные природные
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В отличие от заповедников и национальных парков они имеют неполный режим охраны и создаются как правило на 15-20 лет для сохранения, воспроизводства и восстановления численности или ареала, а также акклиматизации того или иного вида (ресурса) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других ресурсов.
Заказники могут быть федерального или регионального значения. Объявление территории государственным природным заказником производится как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников.
Заказники подразделяются по функциональному назначению на следующие виды:
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Но на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Система государственных заказников представляет собой чрезвычайно динамичную и мобильную форму охраны природных объектов: после того как охраняемые популяции восстанавливаются, заказник ликвидируется и на территории разрешается охота и сбор лекарственного сырья с учётом установленных экологических нормативов.
В
странах СНГ к 1996 году насчитывалось
около 3000 заказников общей площадью
40 млн. га [10, с.69]. Среди них много охотничьих
заказников, целью которых является воспроизводство
дичи и увеличение численности промысловых
животных.
1.5
Памятники природы
Памятники
природы – это самая
Как правило, памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения.
Существуют
различные классификации
Памятники
природы могут иметь
1.6.
Дендрологические парки и ботанические
сады, лечебно-оздоровительные местности
и курорты
По
своим задачам и статусу
Как дендрологические парки, так и ботанические сады могут иметь федеральное или региональное значение и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Дендрологическими парками считаются охраняемые природные территории искусственного происхождения, в пределах которых в рекреационных и познавательных целях создаются специальные экспозиции древесных растений.
В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях в целях сохранения разнообразия и генетического фонда растительного мира. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений [3]. Широко известны Главный ботанический сад РАН и ботанический сад Московского государственного университета (Москва), Никитский (Крым), Сухумский и Батумский (Грузия), ботанический сад Ботанического института Российской АН (Санкт-Петербург), ботанический сад в Кью (Великобритания), в Упсале (Швеция), ботанический сад Калькутты, Бейтензоргский ботанический сад на о. Ява и др.
Территория дендрологических парков и ботанических садов может быть разделена на следующие функциональные зоны:
Законодательством запрещена деятельность, не связанная с выполнением задач этих объектов или ведущая к нарушению сохранности произрастающей там флоры.
Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других не запрещенных законом источников.
Средствами дендрологических
Лечебно-оздоровительные
местности и курорты – это
территории и акватории, которые
пригодны для организации лечения и профилактики
заболеваний, отдыха населения, поскольку
они обладают природными лечебными ресурсами
(минеральные воды, лечебные грязи, лечебный
климат, пляжи и т. п.). Они могут иметь федеральное,
региональное и местное значение. Те из
них, которые освоены в достаточной степени
и обладают соответствующей инфраструктурой,
являются курортами. Законодательством
сформулированы общие запреты и ограничения
деятельности, которая может ухудшить
состояние этих объектов. Кроме того, для
усиления защиты устанавливаются округа
санитарной и горно-санитарной охраны,
внешний контур которых является границей
охраняемого объекта.
2
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» И СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ООПТ
Проблема «Общество и окружающая среда» может рассматриваться на трёх уровнях: страновом, региональном и глобальном.
Вполне естественно, что каждая страна прежде всего заботится о решении своих собственных ресурсных и экологических проблем. В последние четыре-пять десятилетий в США, странах зарубежной Европы, Японии, в бывшем СССР, да и в некоторых странах развивающегося мира были изданы специальные законы и постановления, иногда очень строгие, направленные на улучшение качества окружающей среды, сокращение поступающих в неё антропогенных отходов, сохранение эталонных природных комплексов. Сейчас многие страны имеют специальные министерства по охране окружающей среды или другие органы примерно такого же ранга. Во многих странах Запада возникли и даже приобрели немалый вес партии «зелёных». В первую очередь это относится к Германии, Бельгии, Нидерландам, Франции, Италии. И, тем не менее, мер, предпринимаемых отдельными государствами, недостаточно, поскольку взаимодействие природы и общества никак не может ограничиваться территориями отдельных государств.
Вот почему так важен региональный уровень, при котором совместные мероприятия осуществляются большим числом стран, имеющих общие природоохранные интересы. Ярким примером такого рода может служить общеевропейское сотрудничество, соответствующее положениям Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) [10, с.64].
Наконец, когда говорят о глобальном уровне сотрудничества, то имеют в виду объединение усилий стран всего мирового сообщества. Такой подход наиболее важен, особенно для формирования единого широкого экологического пространства.
Аналитическая
часть работы начата с рассмотрения самого
масштабного уровня решения экологических
проблем - международного, особенностей
и форм решения на этом уровне вопросов
сохранения биологического разнообразия
и уникальных, знаковых природных объектов
и территорий путём создания системы ООПТ.
Далее будет обозначено, как поставленную
проблему решают на страновом уровне,
конечно, на примере Российской Федерации.
И в итоге охарактеризую более подробно
систему ООПТ Свердловской области, методы
и результаты организации и функционирования
которой нам, как жителям Уральского региона,
весьма интересны.
2.1
Международное сотрудничество
За
последние несколько
Сама
идея интернациональной
Официальное же оформление эта идея получила в ноябре 1972 г. в Париже во время 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая приняла Конвенцию «Об охране Всемирного природного и культурного наследия». Создатели этой Конвенции исходили из необходимости выявления в каждой стране природных и культурных объектов, достойных стать предметом заботы всей планеты. Подобные объекты, как говорится в Конвенции, имеют выдающееся общечеловеческое значение с природной, художественной и исторической точек зрения.
Информация о работе Современное состояние системы особо охраняемых природных территорий