Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа
Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
• Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов
• Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов
Введение
Понятие и виды, классы отходов
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
Заключение
Список литературы
В действующем
законодательстве предусмотрен также
следующий ряд организационно-
· программы по обращению с радиоактивными отходами;
· лицензирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами;
· учет и контроль за радиоактивными отходами;
· юридическая ответственность.
С учетом сложности практического решения проблем обращения с радиоактивными отходами с социальной, экономической, экологической и технической точек зрения существенное значение имеет формирование и реализация программ по обращению с радиоактивными отходами. Решение этих задач отнесено Законом к компетенции органов управления использованием атомной энергии
Обращение с радиоактивными отходами допускается лишь в разрешительном порядке. Лицензионные виды деятельности в области обращения с радиоактивными отходами определены Постановление Правительства №340 от 23 мая 2002 года «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и Приказ МПР России №451 от 18 июля 2002 года «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Приказом МПР РФ №483-р от 2 декабря 2002 года утверждены «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации». К ним относятся:
· размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов;
· обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
· проектирование и конструирование хранилищ радиоактивных отходов;
· конструирование и изготовление оборудования для хранилищ радиоактивных отходов.
· проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с радиоактивными отходами.[4]
Государственный учет и контроль радиоактивных отходов по действующему законодательству отнесены к основным мерам регулирования обращения с такими отходами. Эти меры регулируются в Законе одновременно. Согласно ст. 22 радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
Порядок организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющие государственный учет и контроль ядерных материалов и государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, определяются Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. №1298.
Законодательством
регулируется дисциплинарная, административная,
уголовная и гражданско-
Радиоактивные
отходы являются одной из важнейших
проблем, стоящих перед человечеством.
Основная задача – переработка и
захоронение уже накопленных
радиоактивных отходов в
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что радиоактивные отходы очень опасны не только для всего человечества, но и для всей «голубой» планеты. Захороненные объекты являются источниками радиоактивного заражения, в результате несовершенства конструкций, на протяжении всего своего существования. Эта радиация незначительна, но в случае аварии она возрастает во много раз.
На всей территории нашей страны осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой. Все ядерные материалы подлежат государственному учёту и контролю на различных уровнях государственной власти. Государство регулирует так же безопасность при использовании атомной энергии при помощи специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют надзор за их исполнением, проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.
Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обеспечивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Общие принципы, требования и основные направления обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными актами.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.[5]
Общие проблемы
безопасности включают глобальный комплекс
мероприятий от обоснования требований
к персоналу и формирования режимов
допуска к информации и работам
до ограничений по мерам радиационной,
электро-, пожаро-, и взрыво-безопасности.
В настоящее время особо актуальными стали
проблемы учета РОО, поэтому система отчетности
требует оптимизации. Соображения безопасности
не могут не учитываться на самых ранних
стадиях проектирования РОО, поэтому соответствующие
требования должны предъявляться к конструктивным
системам и программно-аппаратным средствам
обеспечения безопасной эксплуатации
РОО. При условии соблюдения всех объективных
параметров безопасности субъективный
фактор приобретает первостепенную важность
в соблюдении мер безопасности, бесперебойности
функционирования систем эксплуатации,
и организационно-технических мер предотвращения
несанкционированных действий. Немаловажное
значение имеет обучение мерам предупреждения
и снижения аварийности и последствий
аварий, для чего персонал обязан уметь
работать во всеобъемлющей системе контроля,
оперативно и квалифицированно действовать
при локализации произошедших аварий,
проводить комплекс первоочередных и
последующих мероприятий по ликвидации
последствий аварий.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Базельская конвенция О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция принята 22.03.1988 г., вступила в силу в России 05.05.1992 г.
3. Международная
конвенция по предотвращению загрязнения
моря сбросами отходов и других материалов
(Москва-Вашингтон-Лондон-
4. ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
5. ФЗ РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
6. ФЗ РФ от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
7. ФЗ РФ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
8. ФЗ РФ от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
9. ФЗ РФ от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
10. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. №818 «О порядке ведения государственных кадастров и проведения паспортизации опасных отходов»
11. Постановление Правительства РФ от 23.05.2002 года №340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами»
12. Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 №766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»
13. Приказ МПР РФ №451 от 02.12.2002 №451 года утверждены «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации».
14. Санитарные правила 2.6..1168–02 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами» (СПОРО-2002)
15. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06 2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения отходов 1–5 классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды»
16. Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. – Оренбург: ОГУ, 1997. – С. 122.
17. Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. – М.: Наука, 1990. - С. 12.
______________________________
Введение
1 Транспортировка опасных отходов
1.1. Общие требования
1.2 Требования к транспортировке отдельных видов опасных отходов
1.2.1 Условия транспортировки бытовых отходов
1.2.2 Условия транспортировки пищевых отходов
1.2.3 Условия транспортировки
отходов лечебно-
1.2.4 Условия транспортировки биологических отходов
1.2.5 Условия транспортировки отходов производства
2 Требования
к транспортировке опасных
2.1 Условия транспортировки опасных отходов автомобильным транспортом
2.2 Условия транспортировки
опасных отходов
2.3 Условия транспортировки
опасных отходов водным
2. 4 Условия транспортировки
опасных отходов воздушным
3 Контроль и
надзор за ввозом на
3.1 Санитарно-эпидемиологический контроль
3.2 Производственный контроль
3.3 Гигиеническое обучение
3.4 Государственный
санитарно-эпидемиологический
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Широкий, постоянно возрастающий ассортимент опасных отходов производства ставит пред руководящими органами задачу обезвреживания, утилизации либо переработки этих отходов. Основная трудность при этом состоит в том, что отходы, как правило, приходится перевозить. Риск, связанный с хранением, перегрузкой, транспортировкой опасных веществ велик.
На первое место
выдвигаются вопросы
Может возникнуть вопрос: "Что будет, если при транспортировании опасных отходов, несмотря на все принятые меры предосторожности, всё-таки возникнет аварийная ситуация с розливом (россыпью) отходов?" В соответствии со статьёй 28 "Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами" (ФЗ № 89 "Об отходах производства и потребления"): "Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Информация о работе Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления