Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
• Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов
• Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов

Содержание

Введение
Понятие и виды, классы отходов
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 113.97 Кб (Скачать)

В действующем  законодательстве предусмотрен также  следующий ряд организационно-правовых мер, призванных обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами:

·          программы по обращению с радиоактивными отходами;

·          лицензирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами;

·          учет и контроль за радиоактивными отходами;

·          юридическая ответственность.

С учетом сложности  практического решения проблем  обращения с радиоактивными отходами с социальной, экономической, экологической  и технической точек зрения существенное значение имеет формирование и реализация программ по обращению с радиоактивными отходами. Решение этих задач отнесено Законом к компетенции органов управления использованием атомной энергии

Обращение с  радиоактивными отходами допускается  лишь в разрешительном порядке. Лицензионные виды деятельности в области обращения с радиоактивными отходами определены Постановление Правительства №340 от 23 мая 2002 года «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и Приказ МПР России №451 от 18 июля 2002 года «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Приказом МПР РФ №483-р от 2 декабря 2002 года утверждены «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации». К ним относятся:

·          размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов;

·          обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;

·          проектирование и конструирование хранилищ радиоактивных отходов;

·          конструирование и изготовление оборудования для хранилищ радиоактивных отходов.

·          проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с радиоактивными отходами.[4]

Государственный учет и контроль радиоактивных отходов  по действующему законодательству отнесены к основным мерам регулирования  обращения с такими отходами. Эти  меры регулируются в Законе одновременно. Согласно ст. 22 радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.

Порядок организации  системы государственного учета  и контроля радиоактивных веществ  и радиоактивных отходов, а также  органы, осуществляющие государственный  учет и контроль ядерных материалов и государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, определяются Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. №1298.

Законодательством регулируется дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований об обращении с радиоактивными отходами.

Радиоактивные отходы являются одной из важнейших  проблем, стоящих перед человечеством. Основная задача – переработка и  захоронение уже накопленных  радиоактивных отходов в настоящее  время не может считаться окончательно решенной.   
 
 

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что радиоактивные отходы очень  опасны не только для всего человечества, но и для всей «голубой» планеты. Захороненные объекты являются источниками радиоактивного заражения, в результате несовершенства конструкций, на протяжении всего своего существования. Эта радиация незначительна, но в случае аварии она возрастает во много раз.

На всей территории нашей страны осуществляется государственный  контроль за радиационной обстановкой. Все ядерные материалы подлежат государственному учёту и контролю на различных уровнях государственной власти. Государство регулирует так же безопасность при использовании атомной энергии при помощи специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют надзор за их исполнением, проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.

Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обеспечивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Общие принципы, требования и основные направления  обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан  и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление  контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании  атомной энергии» и другими нормативными актами.

Граждане имеют  право на регулярное получение достоверной  и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.[5]

Общие проблемы безопасности включают глобальный комплекс мероприятий от обоснования требований к персоналу и формирования режимов  допуска к информации и работам  до ограничений по мерам радиационной, электро-, пожаро-, и взрыво-безопасности. В настоящее время особо актуальными стали проблемы учета РОО, поэтому система отчетности требует оптимизации. Соображения безопасности не могут не учитываться на самых ранних стадиях проектирования РОО, поэтому соответствующие требования должны предъявляться к конструктивным системам и программно-аппаратным средствам обеспечения безопасной эксплуатации РОО. При условии соблюдения всех объективных параметров безопасности субъективный фактор приобретает первостепенную важность в соблюдении мер безопасности, бесперебойности функционирования систем эксплуатации, и организационно-технических мер предотвращения несанкционированных действий. Немаловажное значение имеет обучение мерам предупреждения и снижения аварийности и последствий аварий, для чего персонал обязан уметь работать во всеобъемлющей системе контроля, оперативно и квалифицированно действовать при локализации произошедших аварий, проводить комплекс первоочередных и последующих мероприятий по ликвидации последствий аварий. 

Список  литературы

1.    Конституция Российской Федерации.

2.    Базельская конвенция О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция принята 22.03.1988 г., вступила в силу в России 05.05.1992 г.

3.    Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва-Вашингтон-Лондон-Мехико 29.12.1972 г.)

4.    ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

5.    ФЗ РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

6.    ФЗ РФ от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,

7.    ФЗ РФ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

8.    ФЗ РФ от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»

9.    ФЗ РФ от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

10.  Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. №818 «О порядке ведения государственных кадастров и проведения паспортизации опасных отходов»

11.  Постановление Правительства РФ от 23.05.2002 года №340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами»

12.  Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 №766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»

13.  Приказ МПР РФ №451 от 02.12.2002 №451 года утверждены «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации».

14.  Санитарные правила 2.6..1168–02 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами» (СПОРО-2002)

15.  Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06 2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения отходов 1–5 классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды»

16.  Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. – Оренбург: ОГУ, 1997. – С. 122.

17.  Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. – М.: Наука, 1990. - С. 12.

_____________________________________________________________________________________

Введение 

1 Транспортировка  опасных отходов 

1.1. Общие требования 

1.2 Требования  к транспортировке отдельных  видов опасных отходов 

1.2.1 Условия транспортировки  бытовых отходов 

1.2.2 Условия транспортировки  пищевых отходов 

1.2.3 Условия транспортировки  отходов лечебно-профилактических  учреждений 

1.2.4 Условия транспортировки  биологических отходов 

1.2.5 Условия транспортировки  отходов производства 

2 Требования  к транспортировке опасных отходов  отдельными видами транспортных  средств 

2.1 Условия транспортировки  опасных отходов автомобильным  транспортом 

2.2 Условия транспортировки  опасных отходов железнодорожным  транспортом 

2.3 Условия транспортировки  опасных отходов водным транспортом 

2. 4 Условия транспортировки  опасных отходов воздушным транспортом 

3 Контроль и  надзор за ввозом на территорию  Российской Федерации опасных  отходов 

3.1 Санитарно-эпидемиологический  контроль 

3.2 Производственный  контроль 

3.3 Гигиеническое  обучение 

3.4 Государственный  санитарно-эпидемиологический надзор 

Заключение 

Список литературы

Приложение 1  

Введение 

Широкий, постоянно  возрастающий ассортимент опасных  отходов производства ставит пред руководящими органами задачу обезвреживания, утилизации либо переработки этих отходов. Основная трудность при этом состоит в  том, что отходы, как правило, приходится перевозить. Риск, связанный с хранением, перегрузкой, транспортировкой опасных  веществ велик.

На первое место  выдвигаются вопросы обеспечения  безопасности людей имеющих отношение  к транспортировке опасных отходов, а также людей, которые могут  оказаться (и пострадать) в случае возникновения аварийных ситуаций. Важное значение имеет также экологический аспект перевозки опасных и токсических веществ. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения (вплоть до гибели) флоры и фауны.

Может возникнуть вопрос: "Что будет, если при транспортировании  опасных отходов, несмотря на все  принятые меры предосторожности, всё-таки возникнет аварийная ситуация с  розливом (россыпью) отходов?" В соответствии со статьёй 28 "Виды ответственности  за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения  с отходами" (ФЗ № 89 "Об отходах  производства и потребления"): "Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области  обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой  дисциплинарную, административную, уголовную  или гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации".

Информация о работе Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления