Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
• Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов
• Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов

Содержание

Введение
Понятие и виды, классы отходов
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 113.97 Кб (Скачать)

Правовое  регулирование обращения  с отходами производства и потребления

В законодательстве предусмотрен всесторонний подход к  регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также  деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Государственная политика в области обращения  с отходами в Российской Федерации  основывается на принципах:

·          охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;

·          научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

·          использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

·          комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

·          использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

·          доступа в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;

·          участия в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.

Регулируется  обращение с твердыми отходами производства и потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие  требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены  Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Одновременно  в целях исключения экологического вреда Закон запрещает захоронение  отходов на наиболее экологически и  социально ценных территориях. В  частности, запрещается:

·          захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

·          размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

·          захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения  с ними предусмотрен Законом об отходах  производства и потребления. Положения  этого Закона получили развитие в  ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты.

Важную роль в охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к  обращению с отходами на территориях  городских и других поселений; к  объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению  с опасными отходами; к транспортированию  опасных отходов.

Сбор  отходов

При определении  порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в  области охраны окружающей природной  среды и здоровья человека.

Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов  в мире и в России является их размещение на специально оборудованных  объектах (полигонах, свалках). Определение  места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр указанных объектов.

На территориях  объектов размещения отходов и в  пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться  мониторинг состояния окружающей природной  среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании  которых находятся указанные  объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны  проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

К обращению  с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с  ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет  соответствующее должностное лицо организации.

Транспортирование опасных отходов

Данные действия совершаются в соответствии со следующими требованиями:

·          наличие паспорта опасных отходов

·          наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

·          соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

·          наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Особые требования российское законодательство предъявляет  к трансграничному перемещению  отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях  их использования осуществляется на основании разрешения, выданного  в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «О государственном  регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов».

Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами (ст. 14). В зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

Организационно  правовые меры для обеспечения правильного  обращения с отходами:

·          лицензирование;

·          нормирование;

·          учет и отчетность;

·          ведение государственного кадастра;

·          контроль (государственный, производственный и общественный);

·          юридическая ответственность,

так же применяются  меры экономического регулирования  обращения с отходами.

Лицензирование

В соответствии с законодательством только на основании  лицензии (разрешения) допускаются  многие виды деятельности, связанные  с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам  деятельности относятся, в частности, любая деятельность по обращению  с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с  ломом и отходами цветных и (или) черных металлов.

На основании  Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г. выдается лицензия на осуществление по обращению с отходами.

Данная лицензия выдается Министерством природных  ресурсов РФ и его территориальными органами в порядке, установленном  вышеуказанным Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.

Нормирование

В природоохранное  деятельности данное направление новое. Оно стало развиваться с принятием  Закона об отходах производства и  потребления. Закон предусматривает  два вида нормативов:

·          образования отходов

·          лимиты на их размещение.

Норматив  образования отходов

Определяет установленное  количество отходов конкретного  вида при производстве единицы продукции.

Лимиты  на размещение отходов.

Разрабатываются в соответствии с нормативами  предельно допустимых вредных воздействий  на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта  их размещения, устанавливают предельно  допустимое количество отходов конкретного  вида, которые разрешается размещать  определенным способом на установленный  срок в объектах размещения отходов  с учетом экологической обстановки данной территории.

Требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами  разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов  на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Учет  и отчетность, ведение  кадастра, паспортизации  опасных отходов

Законом возложена  обязанность вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок такого учета устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами–специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Материалы учета сохраняются субъектами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Эти субъекты обязаны  представлять отчеты о своей деятельности по обращению с отходами. Порядок  и сроки их представления определяются специально уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти в  области статистического учета  по согласованию со специально уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти в области обращения с  отходами. Отчеты включают сведения о  происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах их размещения, технологиях их использования и  обезвреживания.

На основании  предоставляемой информации Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные  органы проводят работу по паспортизации  опасных отходов и ведут государственный  кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Информация о работе Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления