Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:
• Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов
• Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов

Содержание

Введение
Понятие и виды, классы отходов
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 113.97 Кб (Скачать)

На основании  постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г., ведется государственный кадастр и порядок проведения паспортизации опасных отходов. Меры экономического регулирования обращения с отходами включают программы в области обращения с отходами, плату за размещение отходов, меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Закон предусматривает  разработку программ в области обращения  с отходами на федеральном и региональном уровнях. Такие программы разрабатываются в целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению. При этом учитывается состояние окружающей природной среды, а также уровень социально-экономического развития территорий. Ответственными за разработку программ являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Реализация программ финансируется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Государственный, производственный и  общественный контроль

Государственный контроль – это проверка исполнения требований по обращению с отходами. Проводится специально уполномоченные на то федеральными органами исполнительной власти в области обращения с  отходами и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Производственный  контроль проводят юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Они же его организуют. Порядок осуществления производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Общественный  контроль осуществляют граждане или общественные объединения.

Юридическая ответственность

За нарушение  законодательства РФ в области обращения  с отходами должностные лица и  граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, а юридические  лица – административную и (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Плата за размещение отходов

Является важнейшим  элементом экономического механизма охраны окружающей среды и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются твердые отходы. Регулируется взимание платы Законами об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, Налоговым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы за размещение отходов различаются с учетом экологической обстановки на той или другой территории. Дифференцированные ставки платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Экономическое стимулирование деятельности

В данной сфере  осуществляется посредством:

·          понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

·          применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Правовое  регулирование обращения  с радиоактивными отходами

В соответствии с законом «Об использовании  атомной энергии» от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ, радиоактивные отходы – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Отходы образуются на всех стадиях работы предприятий атомной отрасли: при добыче урана, на заводах, производящих из урана ядерное топливо для атомных электростанций (АЭС), при нормальной работе АЭС, при демонтаже АЭС, выработавших свой ресурс. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) большинства реакторов не перерабатывается и поэтому, его, возможно, относить к радиоактивным отходам. В случае если ОЯТ, перерабатывается для получения нового ядерного топлива, большое количество отходов образуется в процессе переработки. РАО и ОЯТ производят также реакторы атомных подводных лодок и ледоколов. К РАО относятся и радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), использующих энергию распада высокоактивного стронция. Около полутора тысяч этих устройств были установлены в безлюдных местах в СССР для питания маяков и различного оборудования, но уже выработали свой ресурс и должны быть демонтированы. Содержащиеся в радиоактивных отходах вещества – плутоний, цезий, калифорний и другие радиоактивные элементы – будут оставаться крайне опасными сотни и тысячи лет. Всё это время будущим поколениям нужно будет следить за тем, чтобы отходы не попали в окружающую среду и не оказались в руках террористов. Задачей первых реакторов было производство материалов для атомных бомб, в частности плутония. Период полураспада плутония (время, за которое количество опасного элемента сократится в 2 раза) – 24 тысячи лет. Плутоний губителен для всего живого. Этого элемента не существовало на Земле до начала строительства ядерных реакторов. Живые организмы в ходе эволюции не были приспособлены к этому радиоактивному элементу. Самым безопасным считается хранение РАО и ОЯТ в подземных шахтах, но даже страны, выбравшие этот способ, столкнулись с высокими затратами и прежде не учтенными рисками. На сегодня ни в одной стране мира нет хранилищ РАО, рассчитанных более чем на 50 лет.

Радиоактивные отходы представляют опасность для  человечества, поэтому нормы и  правила по обращению с радиоактивными отходами устанавливаются Международной  комиссией по радиологической защите (МКРЗ), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Национальными  нормами и правилами. Существуют основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими  источниками ионизирующих излучений (ОСП – 72/87) и Санитарные правила  обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85), регламентирующие порядок сбора, удаления, хранения и захоронения радиоактивных отходов. Безопасность обращения с радиоактивными отходами регламентирована Нормами радиационной безопасности (НРБ-76/87). В соответствии с этими нормами и правилами отходы бывают жидкими и твердыми, газообразными. К жидким отходам относятся: растворы, пульпы, органические жидкости, и считаются радиоактивными, если содержание в них отдельных радионуклидов или их смесей превышает допустимые концентрации в воде. Жидкие радиоактивные отходы в свою очередь подразделяют на: слабоактивные, среднеактивные и высокоактивные. К твердым отходам (отработанное ядерное горючее, источники излучения, оборудование, ионообменные смолы, фильтры, горючие материалы, биологические объекты считаются радиоактивными, если их активность превышает определенных показателей.

Методы обращения  с радиоактивными отходами и их последовательность. Выделяют четыре основных подхода к  обращению с радиоактивными отходами:

·          очистка от высокоактивных примесей пылегазовых и жидких отходов с последующим сбросом низкоактивных радиоактивных отходов в атмосферу или водоемы, где происходит их разбавление до разрешенных уровней.

·          сброс жидких радиоактивных отходов низкой и средней активности в фильтрующие колодцы и искусственные подземные полости в глинистых толщах.

·          выдержка с целью уменьшения активности во временных хранилищах (от нескольких суток до десятков лет) перед переработкой и сбросом в окружающую среду. При временном хранении высокоактивных жидких и твердых радиоактивных отходов предусматривается их принудительное охлаждение. Нарушение режима хранения может иметь катастрофические последствия. Например, 29 сентября 1957 близь г. Кыштым (Южный Урал) произошел взрыв емкости с высокоактивными радиоактивными отходами. В результате в атмосферу была выброшена смесь радионуклидов.

·          переработка радиоактивных отходов с целью уменьшения их объема и проведение работ по изолированию радиоактивных отходов от биосферы.

Для жидких радиоактивных  отходов используют осаждение, экстракцию, ионный обмен (химические способы переработки), а также дистилляцию, отверждение (физические способы). Твердые радиоактивные  отходы перерабатывают прессованием, сжиганием, кальцинацией, остатки улавливают и захоранивают. Надежных, абсолютно безопасных способов захоронения твердых радиоактивных отходов нет. Газообразные радиоактивные отходы перерабатывают посредством химического поглощения: адсорбции, фильтрации, их хранят в баллонах при повышенном давлении.

Конечным продуктом  переработки различных радиоактивных  отходов являются иммобилизованные твердые радиоактивные отходы в  виде компактных блоков.

Для иммобилизации  и изолирования твердых радиоактивных  отходов применяют следующие  способы:

·          цементирование и битумирование радиоактивных отходов с низкой и средней удельной активностью

·          высокотемпературный обжиг: кальцинация и суперкальцинация для получения спеченных частиц

·          остекловывание с применением боросиликатных или фосфатных стекол, упаковка в контейнеры из нержавеющей стали и свинца.

Длительное хранение переработанных радиоактивных отходов  ведется в траншеях, наземных или  неглубоких подземных инженерных сооружениях, снабженных системами контроля за миграцией радионуклидов. Захоронение проводят в материковых геологических структурах: подземных выработках, соляных пластах, естественных полостях и на дне океана в сейсмически неопасных районах. Как теоретически возможное захоронение радиоактивных отходов, рассматривается превращение (трансмутация) долгоживущих радионуклидов в короткоживущие, путем облучения в реакторе или на ускорителе. Выбор вида захоронения зависит от удельной активности и радионуклидного состава радиоактивных отходов, степени герметизации упаковок и вероятной продолжительности захоронения. Механизмы миграции радионуклидов из мест хранения (или захоронения) в окружающую среду могут быть разными. Основная причина – выщелачивание радионуклидов из упаковок и разрушение контейнеров водой. Захоронение радиоактивных отходов осуществляют в специально оборудованных емкостях из нержавеющей стали, помещенных в поверхностные слои земли выше уровня грунтовых вод. Транспортирование, переработка и захоронение радиоактивных отходов производится специальными пунктами или специализированными комбинатами. Участок для захоронения должен быть расположен вне территории перспективного развития населенных пунктов и пригородных зон на расстоянии не менее 500 метров от водоемов и водозаборов, на незатопляемой и незаболоченной местности. Вокруг пункта или комбината устанавливается санитарно-защитная зона радиусом не менее 1000 метров.

Служба пункта захоронения проводит систематический  радиационный контроль, включающий контроль нуклидного состава радиоактивных веществ в аэрозолях, воде, открытых водоемах, подземных водах, выпадениях из атмосферы, в почве, донных отложениях, растительности и кормах местного производства, гидробионтах, продуктах питания местного производства. Зона наблюдения в 3–4 раза превышает санитарно-защитную зону.

В контексте  ст. 71 Конституции РФ, радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, находятся в федеральной собственности. На собственников ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных отходов Законом возложена обязанность осуществлять контроль за их сохранностью и надлежащим использованием. Другими словами, собственник обеспечивает экологически корректное обращение с ними.

В законодательстве предусмотрены как общие требования по обращению с радиоактивными отходами, так и конкретные меры.

Закон об использовании  атомной энергии установил важные требования о хранении и переработке  радиоактивных отходов. Должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды  от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в  области использования атомной  энергии радиационного воздействия  и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться  в качестве этапа их подготовки к  переработке или захоронению. Временное  технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных  реакторов в целях повышения  безопасности и снижения затрат при  последующем обращении с ними и их переработка в целях извлечения из них ценных компонентов осуществляются в соответствии с законодательством  РФ. Переработка отработавшего ядерного топлива в целях извлечения из него ценных компонентов должна осуществляться в соответствии с законодательством  РФ.

Согласно ст. 48 Закона при хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение таких отходов допускается только в специально для этого пунктах хранения. Их хранение или захоронение должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. Порядок организации, сбора и захоронения радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющие данную деятельность, определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления