Организация экологической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:59, реферат

Описание работы

Управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Тенденции развития сферы управления природопользованием в России являются результатом действия сложной системы факторов, которую условно можно разделить на три группы.

Работа содержит 1 файл

Организация экологической деятельности в России.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

    Развивается начавшееся в последние годы сотрудничество с финансовыми и донорскими организациями. Реализация в России конкретных проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального экологического фонда (ГЭФ), Программы ТАСИС Европейского Союза, ПРООН способствует решению природоохранных проблем в условиях недостаточного финансового обеспечения.

    Международное сотрудничество России осуществляется в рамках участия в деятельности международных организаций и программ ООН в решении таких глобальных проблем, как:

  • недопущение нанесения ущерба глобальному климату и атмосфере, чреватого необратимыми последствиями для будущих поколений;
  • рациональное использование ресурсов пресной воды;
  • охрана морской среды и комплексное освоение прибрежных зон;
  • рациональное использование, сохранение и устойчивое освоение всех видов лесов;
  • опустынивание и засуха;
  • биологическое разнообразие;
  • безопасное обращение с токсичными химическими веществами;
  • экологически безопасное обращение с опасными отходами;
  • радиоактивные отходы.

    Одним из необходимых условий достижения устойчивого развития является доступ к экологически чистым технологиям. Создание центров передачи технологий способствует научно-техническому прогрессу, решению экологических проблем в промышленности и других отраслях экономики. По линии сотрудничества с ЮНИДО с 1997 г. ведется поиск совместного решения о создании центров чистых технологий в регионах России.

    Продолжается  сотрудничество с Всемирным фондом дикой природы (ВВФ) по вопросам, связанным с созданием новых и поддержкой существующей сети особо охраняемых природных территорий, сохранением редких видов животных.

    Сотрудничество  с Международным союзом по охране водно-болотных угодий направлено на реализацию проекта по инвентаризации водно-болотных угодий России, имеющих международное значение. Основным направлением работы российской программы этой организации стала подготовка проекта Стратегии сохранения водно-болотных угодий России.

    В рамках деятельности по обеспечению координации работ, связанных с последовательным выполнением международных обязательств Российской Федерации по природоохранным многосторонним конвенциям и соглашениям, особое место отведено участию регионов, которое является одним из ключевых элементов государственной экологической политики.

Выполняются следующие конвенции:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция);

Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция 1972 г.);

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием;

Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и др.

    Сотрудничество  на двусторонней основе в области  охраны окружающей среды осуществляется в рамках 44 соглашений с 29 государствами, в том числе со странами СНГ. Интенсивно развиваются природоохранные связи с США, Германией, Великобританией, Канадой, Норвегией, Данией, Швецией, Финляндией, Нидерландами, Польшей, Китаем, Японией, Индией, Республикой Корея, ЮАР.

    Миннауки  России реализует серию фундаментальных  проектов в области рационального  использования и охраны природных  ресурсов.

    1. По проекту «ОВОС Антарктики» объектами исследований являлись территории научно-исследовательских станций, испытывающие антропогенные нагрузки. В качестве комплексных показателей ОВОС и экосистемной устойчивости природных объектов к антропогенным воздействиям использовались характеристики численности и видового представительства микроорганизмов. На участках территорий станций, испытывающих выраженную антропогенную нагрузку, наблюдалось изменение микробного пейзажа, проявляющееся на первых этапах колонизацией спорообразователями. По мере возрастания хозяйственной деятельности человека на шестом континенте наблюдается ответная реакция микроорганизмов, которая формирует новые микробные сообщества, не свойственные природным условиям Антарктиды. Последствия формирования таких сообществ могут иметь существенное влияние не только на микробиоценоз данного региона, но и определять внезапные, порой катастрофические, изменения представительства животного и растительного мира континента. Данная проблема требует пристального внимания и систематического изучения с тем, чтобы максимально компенсировать и нивелировать неблагоприятные компоненты антропогенного воздействия на природную среду Антарктиды.

    2. По проекту «ОЦЕНКА ЭКОРИСКА»  Разработаны унифицированные программные  средства для определения экологического риска от деятельности предприятий различного профиля на состояние окружающей среды и здоровье населения в условиях интенсивной хозяйственной деятельности большого города и природно-хозяйственных комплексов. Программные средства включают в себя свыше сорока разнообразных моделей внештатных ситуаций и техногенных катастроф на предприятиях. Чрезвычайно ценным для разработки проекта оказалось сотрудничество с иностранным партнером, имеющим опыт в применении аналогичных программных продуктов, а также базовых программных средств, впервые представленных российской стороне.

    Так как этот инструмент используется в  Европе для лицензирования деятельности предприятий, его применение позволит оценить деятельность всех предприятий на территории России (включая и зарубежные) и может служить основным документом при экологическом лицензировании этой деятельности.

    3. Проект «МИНИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РИСКОВ МОСКВЫ» выполнен на базе совместных разработок Института риска и безопасности и немецких партнеров на конкретных объектах г. Москвы. Проведен анализ безопасности отдельных установок на АО «Московский нефтеперерабатывающий завод» и АОЗТ «Москворецкое», предложены мероприятия по снижению риска на предприятиях и меры по модернизации и повышению безопасности указанных объектов. Совместно с немецкой стороной подготовлен ряд материалов, относящихся к проблеме декларирования безопасности объектов в России: положение о декларировании и методические указания по его реализации; предприятия, подлежащие декларированию; определение категории опасных предприятий. При работе над проектом основные усилия были сосредоточены на сравнении нормативно-правовой базы проведения анализов безопасности и разработки деклараций безопасности в России и Германии. Проведенный анализ показал, что система законов в области безопасности в России еще далеко не сформирована. Отсутствуют реальные механизмы, стимулирующие деятельность по декларированию безопасности.

    4. По проекту «УРБАНИЗИРОВАННЫЕ  ТЕРРИТОРИИ» целью совместных  исследований являлась апробация и совершенствование единой методики комплексной геоэкологической оценки нарушенных территорий. В результате Российская сторона проводила геоэкологическую оценку территории в крупном масштабе (1:10 000), а Польская – в среднем (1:300 000). Результаты совместных исследований опубликованы Российской и Польской сторонами.

    5. По проекту «НЕФТЯНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АРКТИКИ» в соответствии с планом работ были:

  • проанализированы различные типы чрезвычайных ситуаций и описаны возможные сценарии развития событий при разливах нефти;
  • рассмотрены экономические механизмы обеспечения промышленной и экологической безопасности в полярных акваториях и, в частности, оценены размеры платежей (штрафов) за загрязнение природной среды в условиях морской нефтедобычи;
  • уточнена нормативно-правовая база обеспечения экологической безопасности при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа Арктики.

    В дополнение к запланированным работам  были проанализированы организационно-правовые последствия принятия новых законодательных актов Российской Федерации, касающихся деятельности в зоне шельфа. 

3.2 Федеральные целевые  программы

 

Охране  окружающей природной среды и  обеспечению экологической безопасности посвящен целый ряд федеральных целевых программ. Некоторые из них приведены ниже.

1. Подпрограмма «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф». «Исследования и разработка по приоритетным направлениям развития науки гражданского назначения»

Цель – разработка научно-технических, правовых и социально-экономических основ национальной политики в области обеспечения безопасности, средств и методов защиты человека, территорий и среды обитания от крупномасштабных аварий и катастроф техногенного и природного происхождения.

    Социально-экономическая  эффективность – создать предпосылки для 2–3-кратного снижения потерь от аварий и катастроф, значительного сокращения затрат на ликвидацию их последствий.

2. Федеральная целевая  программа «Защита  окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов».

    Цели  и задачи:

  • сокращение техногенного загрязнения природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации;
  • разработка правовых, экономических и организационных мероприятий по защите окружающей природной среды и населения Российской Федерации от диоксинов;
  • проведение локального экологического и гигиенического мониторинга, инвентаризация диоксиновых технологий и производства;
  • санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
  • разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике и реабилитации здоровья населения;
  • нейтрализация диоксинов и ограничение их распространения в окружающей среде.

3. Федеральная целевая программа «Снижения уровня облучения населения Россиии производственного персонала от природных радиоактивных источников»

    Цель – предотвращение техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации.

    Ожидаемые результаты – способствовать решению одной из наиболее важных проблем обеспечения радиационной безопасности населения, практических задач горнодобывающих и перерабатывающих минеральное сырье и топливно-энергетических отраслей народного хозяйства и строительной индустрии в части, касающейся радиационной защиты населения и предотвращения техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами. Реализация программы должна обеспечить в перспективе снижение средней дозы облучения населения на 20-25%, что равнозначно сохранению многих человеческих жизней в одном поколении.

4. Федеральная целевая  программа «Создание  единой государственной  автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО)»

    Цели:

  • совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, других пользователей и населения достоверной информацией о состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения, а также прогнозами в этой области;
  • информационное обеспечение российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в части, касающейся радиационной обстановки;

             - информационная поддержка действий федеральных органов исполнительной власти по обеспечению радиационной безопасности населения страны, защиты окружающей природной среды.

5. Федеральная целевая  программа «Отходы»

    Цели  и задачи:

  • концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами;
  • создание нормативной и технологической баз для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;
  • экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
  • создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
  • реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в стране отходов.

Информация о работе Организация экологической деятельности в России