Организация экологической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:59, реферат

Описание работы

Управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Тенденции развития сферы управления природопользованием в России являются результатом действия сложной системы факторов, которую условно можно разделить на три группы.

Работа содержит 1 файл

Организация экологической деятельности в России.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

 

2. Структура  управления экологической  деятельностью в  России.

2.1. Цели и задачи  управления экологией  и природопользованием.  Методы управления.

     Управление  природопользованием и охраной окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства и выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

     Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.

     Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

     Роль  государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

     Механизм  управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

     Методы  управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе.

     Основные  из них:

  • административные (командно-распорядительные) — обеспечены возможностью государственного принуждения. Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.
  • экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.;
  • социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п. Эти  методы реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).
  • организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

     Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения.

     Общими  для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются:

  • нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • учет природных объектов и ведение природных кадастров;
  • осуществление мониторинга окружающей среды;
  • экологический контроль, экспертиза и аудит;
  • эколого-экономическое прогнозирование и планирование;
  • экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
  • разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др. 

2.2 Государственное управление рациональным

природопользованием. Федеральные и территориальные природоохранные органы.

 

В настоящее  время в структуру федеральных  органов исполнитель-

ной власти, имеющих полномочия в области  охраны окружающей среды

и природопользования, входят:

1) Министерство  природных ресурсов Российской  Федерации;

2) Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации;

3) Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации;

4) Министерство  промышленности и энергетики  Российской федерации;

5) Федеральная  служба по надзору в сфере  природопользования;

6) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

7) Федеральное  агентство геодезии и картографии;

8) Федеральная  служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

9) Федеральная  служба по ветеринарному и  фитосанитарному надзору;

10) Федеральное агентство по недропользованию;

11) Федеральное  агентство по рыболовству;

12) Федеральное  агентство водных ресурсов;

13) Федеральное  агентство лесного хозяйства;

14) Федеральное  агентство по науке и инновациям;

15) Федеральное  агентство по энергетике;

16) Федеральное  агентство по объектам недвижимости.

Министерство  природных ресурсов Российской Федерации (МПР  России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Включает управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного Фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории.

Министерство  природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов. МПР России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными

объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим  функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Данный орган государственной власти организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу, осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы оз. Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации; осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения; проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

     Федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Данная федеральная служба является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; органом государственного энергетического надзора; специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

       С сентября 2004 г. В связи с  реформой федеральных органов исполнительной власти контроль и надзор за соблюдением, в пределах своей компетенции, требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) МПР России предписано осуществлять государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.

     1 февраля 2006 г. Постановлением  Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор.

     Задачи  государственного строительного надзора – предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.  

     Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Свою деятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации.

     Агентство организует:

     - государственное геологическое  изучение недр и экспертизу  проектов этого изучения;

     - проведение геолого-экономической  и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых; проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

     - проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

     Агентство осуществляет:

     - отнесение запасов полезных ископаемых  к кондиционным или некондиционным запасам;

     - выдачу заключений об отсутствии  полезных ископаемых в недрах  под участком предстоящей застройки  и разрешения на застройку; 

     - организационное обеспечение государственной  системы лицензирования пользования недрами;

     - принятие решений о предоставлении права пользования участками недр, о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении этого права, ведение государственного учета по геологическому изучению недр;

     - экономический анализ деятельности  подведомственных государственных унитарных предприятий, использования имущественного комплекса, а также выполняет другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.

     Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

     Агентство реализует свою деятельность непосредственно  или через свои территориальные  органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации.

     Агентство организует:

Информация о работе Организация экологической деятельности в России