Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:59, реферат
Управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Тенденции развития сферы управления природопользованием в России являются результатом действия сложной системы факторов, которую условно можно разделить на три группы.
Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства и выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.
Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.
Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).
Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе.
Основные из них:
Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения.
Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются:
В настоящее время в структуру федеральных органов исполнитель-
ной власти, имеющих полномочия в области охраны окружающей среды
и природопользования, входят:
1) Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
2) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
3) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
4) Министерство промышленности и энергетики Российской федерации;
5) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
6) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
7) Федеральное
агентство геодезии и
8) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
9) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
10) Федеральное агентство по недропользованию;
11) Федеральное агентство по рыболовству;
12) Федеральное агентство водных ресурсов;
13) Федеральное агентство лесного хозяйства;
14) Федеральное
агентство по науке и
15) Федеральное агентство по энергетике;
16) Федеральное
агентство по объектам
Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Включает управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного Фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории.
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов. МПР России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Данный орган государственной власти организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу, осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы оз. Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации; осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения; проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Данная федеральная служба является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; органом государственного энергетического надзора; специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
С сентября 2004 г. В связи с реформой федеральных органов исполнительной власти контроль и надзор за соблюдением, в пределах своей компетенции, требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) МПР России предписано осуществлять государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.
1
февраля 2006 г. Постановлением
Правительства Российской
Задачи
государственного строительного надзора
– предупреждение, выявление и пресечение
допущенных застройщиком, заказчиком,
лицом, осуществляющим строительство
на основании договора с застройщиком
или заказчиком, нарушений соответствия
выполняемых в процессе строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства
работ требованиям технических регламентов,
иных нормативных правовых актов и проектной
документации.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Свою деятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации.
Агентство организует:
- государственное геологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения;
-
проведение геолого-
- проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Агентство осуществляет:
-
отнесение запасов полезных
-
выдачу заключений об
-
организационное обеспечение
- принятие решений о предоставлении права пользования участками недр, о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении этого права, ведение государственного учета по геологическому изучению недр;
-
экономический анализ
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Агентство реализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации.
Агентство организует:
Информация о работе Организация экологической деятельности в России