Млекопитающие – постоянные обитатели уголка природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Класс млекопитающие делится на два подкласса и включает 19 со временных и 12-14 вымерших отрядов. Выделяется 257 семейств (139 вымерших) и около 3000 родов (примерно 3/4 вымерли), описано около 6000 видов, из них 3700-4000 ныне живущих. В современной фауне видов млекопитающих примерно в 2 раза меньше, чем птиц (8600). В то же время очевидна более значительная роль млекопитающих (помимо человека) в жизни биосферы.

Содержание

1. Общая характеристика класса млекопитающих
2. Подбор и содержание млекопитающих
3. Воспитательно-образовательная работа с детьми по ознакомлению с
4. Методы и приемы по ознакомлению детей с млекопитающими
5. Итоги работы

Работа содержит 1 файл

контрольная№1.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

«Волгоградский  педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Домашняя  контрольная работа

По  учебной дисциплине

«методика экологического образования»

Студентки IV «А» курса ОЗО

Ивановой  Марии Ивановны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

400131,Волгоград,  ул. Донецкая,

д.3, кВ.134

Тел.: 8904 4123385 
 
 
 

Тема: « Млекопитающие  – постоянные обитатели  уголка природы» 
 

ПЛАН:

  1. Общая характеристика класса млекопитающих
  2. Подбор и содержание млекопитающих
  3. Воспитательно-образовательная работа с детьми по ознакомлению с
  4. Методы и приемы по ознакомлению детей с млекопитающими
  5. Итоги работы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Млекопитающие: общая характеристика класса 

Класс млекопитающие  делится на два подкласса и  включает 19 со временных и 12-14 вымерших отрядов. Выделяется 257 семейств (139 вымерших) и около 3000 родов (примерно 3/4 вымерли), описано около 6000 видов, из них 3700-4000 ныне живущих. В современной фауне видов млекопитающих примерно в 2 раза меньше, чем птиц (8600). В то же время очевидна более значительная роль млекопитающих (помимо человека) в жизни биосферы. Это может быть объяснено тем, что экологические ниши у видов млекопитающих в среднем шире, чем у птиц. Соответственно их биомасса (суммарная масса всех особей в данном биоценозе) обычно выше такого показателя для птиц.  

 Родственные  отношения между отрядами  плацентарных  млекопитающих  выяснены недостаточно. Несомненно, близок к предковым  формам  отряд насекомоядных (остатки из  мелового периода ); он сохранился до наших дней и, кроме того, дал начало шерстокрылым, рукокрылым, приматам, неполнозубым, ящерам, а также, возможно, грызунам и зайцеобразным. Вероятно, к древним насекомоядным были близки и предки хищных (от них обособились ластоногие;  рис. 69 ). Китообразные, возможно, обособились еще в  мелу .  

 Наиболее  высокоразвитый класс  наземных  позвоночных. Характеризуются дифференцированными  зубами, постоянной температурой  тела, кожей с волосяным покровом и вскармливанием детенышей молоком. Поздний триас - ныне.  

 Млекопитающие  -  теплокровные (гомойотермные)  амниоты ; тело покрыто волосяным  покровом; живородящи; детенышей выкармливают  молоком. Имеют крупный головной  мозг; его передний отдел (полушария) имеет "новую кору"-  неопаллиум - из серого мозгового , вещества; она обеспечивает высокий уровень нервной деятельности и сложное приспособительное поведение.  

 Хорошо развиты   органы чувств : обоняния, зрения, слуха.  Имеется наружное ухо; в полости среднего  уха три косточки : молоточек, наковальня и стремя.  

 Летучие мыши, дельфины и некоторые другие  млекопитающие, ориентируясь, используют  ультразвуковую  эхолокацию .  

 Кожа с  многочисленными сальными и потовыми  железами, часть которых превращена в млечные и пахучие железы.  

 Череп   синапсидный , сочленяется с позвоночником   двумя мыщелками ; гетеродонтные  зубы сидят в альвеолах; нижняя  челюсть только из зубной кости.  Дышат  легкими, имеющими альвеолярную  структуру . Полость тела поделена  диафрагмой на грудной и брюшной отделы. Кишечная трубка усложняется, иногда образуется многокамерный желудок, увеличивается слепая кишка. У  растительноядных зверей развивается симбиотическое пищеварение.  Сердце четырехкамерное ,  два круга кровообращения , сохраняется только левая дуга аорты; эритроциты безъядерные.  Почки метанефрические . Распространены повсеместно; заселяют все среды, включая почву (грунт), водоемы и приземные слои атмосферы. Очень влиятельные члены почти всех биоценозов.  

 Имеют важное значение для человека: сельскохозяйственные животные, промысловые виды, хранители болезней человека и домашних животных, вредители сельского и лесного хозяйства и др.  
 

Животные уголка природы 

Большой интерес  для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т. д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб,- выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды и т. д.).

Хорошо, если в  уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход,за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах  — болотную и степную.

Из многочисленного  и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора  отвечают прежде всего представители  отряда грызунов: кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут  содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы  круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для-удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Очень  оживляют уголок природы животные. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Для малышей  уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать яркоокрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т. д. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших  групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т. д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей' для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, де-|,ти овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме  два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительного прудового  карася и юркую, подвижную верхоплавку,— или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных  рыбок достаточно заметны и могут  быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для  уголка природы средней группы следует  остановиться на той, которую рекомендовали  для малышей,— канарейке.

Постоянными обитателями  в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого  возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду — у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост: они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания и т. д.

В аквариуме  для старших детей хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут понимать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей  вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных  водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как  бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах —

источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения  ко всему живому.

В уголок природы  старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает' зимой в  непродолжительную спячку. Если она  живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе  группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных  рыбок из местного водоема, а также  теплолюбивых рыбок (живородящих и  икромечущих).

Как и в старшей  группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы  подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником  на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, рыжая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик, или сетчатая клетка размером 70 X 50 X 40 см, но обязательно с металлическим  выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пачкалась в опилках, над металлическим дном кладется деревянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток должно быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка — травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочищенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью необязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме. 66

Информация о работе Млекопитающие – постоянные обитатели уголка природы