Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:24, реферат
Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы:
-приоритет охраны жизни и здоровья;
-научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
-рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
-законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
-гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.
Введение.
Экологическое право – одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.
Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией – учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.
Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей [3].
Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах:
- загрязнение окружающей природной среды;
- ее разрушение;
- истощение природных ресурсов.
Загрязнение природной среды – это физико-химическое изменение состава природного вещества, которое угрожает состоянию здоровья человека. Так, существует антропогенное загрязнение, которое подразделяется на несколько видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое и тепловое.
В основном, большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя.
В результате неконтролируемого выброса в воды мирового океана различных отходов происходит уничтожение планктона, который обеспечивает атмосферу кислородом. Из-за нерационального использования земли миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все это происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды, а также дефектов экологического воспитания и образования, в результате чего у людей вырабатывается потребительская психология по отношению к природе.
Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности.
Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы:
-приоритет охраны жизни и здоровья;
-научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
-рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
-законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
-гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.
На базе вышеприведенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них следует особо выделить правовой способ, на котором и базируется такой предмет, как экологическое право.
1 Понятия и формы проявления экологического права
Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль.
Его предметом являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы:
- отраслевые (земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха);
- комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).
Рассмотрим методы экологического права, т.е. способы воздействия на общественные отношения.
Исходя из специфики природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод, при котором господствующее положение занимают запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Это соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний и охраны окружающей среды.
Большое значение в рамках гражданско-правового способа воздействия стал приобретать экономический метод, т.е. влияние на охрану среды через материальный интерес к ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права - это совокупность экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя [2].
Для понимания сущности экологического права важно рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. Это – правовые идеи, входящие в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание правовых норм. Далее, нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды, (эти нормы образуют экологическое законодательство). И, конечно – правоотношения, без которых экологическое право остается бумажным, не достигнув своей реальной сущности и не выполнив цель, поставленную законом по охране окружающей среды.
Нормы экологического права являются правилами поведения, регулирующими отношения людей по поводу охраны и использования природной среды. Существует следующее разделение норм:
- отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов),
- комплексные (охрана и использование природных комплексов)
- экологизированные (нормы других отраслей права).
По содержанию, правовые нормы делятся на: нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды.
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Они бывают следующих уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Отраслевые приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны природной среды – обеспечение качества окружающей человека среды и оптимальных условий для жизни и здоровья человека [1].
Нормы-правила – третья категория экологических норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.
Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия.
Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде.
Восстановительные нормы права содержать требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды.
Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами соответствующего закона.
Поощрительные эколого-правовые нормы относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды.
Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов Латвийской республики.
Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Основаниями из возникновения служат юридические факты. В области экологии их делят на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (различного рода стихийные бедствия). Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Так как действия проявляются через поступки человека, их можно разделить на позитивные (выполнение человеком в процессе природопользования экологически предписаний закона) и негативные (нарушение человеком экологических предписаний, причинение вреда природной среде и здоровью человека).
Субъектом экологических правоотношений является государство, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью физических (юридических) лиц, или физическое (юридическое) лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия и организации, воздействующие на природную среду.
Объектами экологических правоотношений являются природные объекты (земля, недра и пр., а также природные комплексы при особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей зависят те права и обязанности, которые и возникают у субъектов правоотношений.
Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, общественные объединения экологического профиля и органы судебного надзора. Особенности содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.
2 Природоохранное законодательство в Республике Казахстан
Становление национального природоохранного законодательства стало возможным после принятия Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики, объявленной 25 октября 1990 года. Последующее развитие политических событий и приобретение полной независимости Республики Казахстан послужило созданию принципиально новых законодательно-правовых актов. Перестройка социально-экономической системы, суверенизации Казахстана, изменение форм собственности внесли существенные коррективы в отрасли права.
Экологическое право — одна из отраслей казахстанского права. Оно должно регулировать общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущих поколений людей.
На исходе второго тысячелетия значительно усилилось давление человека на природу. Создалась угроза дальнейшего ухудшения зкологической обстановки, здоровья людей, катастрофических последствий. В этой связи был разработан новый проект Закона Республики Казахстан “Об охране окружающей природной среды”, который 25 июня 1996 г. был принят, в первом чтении, Мажилисом Парламента Республики Казахстан. После доработки и принятия этот Закон станет головным в природоохранном законодательстве Республики Казахстан. В преамбуле нового варианта законопроекта нашли отражение элементы концепции экологической безопасности Республики Казахстан и направление в сторону устойчивого развития общества, механизм реализации которых еще предстоит создать в других законодательных актах. При этом необходимо учесть мировой опыт и, конечно, максимально использовать принципы Декларации Рио-92. Вытекающие из основного Закона “Об охране окружающей природной среды” другие законодательные акты в скором времени будут представлены на рассмотрение и принятие в Парламент Республики Казахстан. Такие законопроекты, как: “Об экспертизе”, “Плата за биологические ресурсы”, “Об особоохраняемых природных территориях и объектах”— находятся на рассмотрении в Правительстве РК, а затем будут направлены на рассмотрение в Парламент Республики Казахстан. В стадии разработки находятся законопроекты “О твердых отходах производства и потребления”, “О государственном зкологическом контроле”, “0 чистой питьевой воде”; “0 радиационных отходах” и др. Действующее законодательство РК не отражает необходимости устойчивого развития общества. В этом случае даже будучи разработан НПДООС, с учетом мирового опыта и необходимых требований, не может быть полностью реализован, каким бы он хорошим и современным ни был. Параллельно с созданием системы природоохранного законодательства должен проходить процесс экологизации всего национального законодательства, внедрение экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую природную среду. Экологизация как деятельность по внедрению экологических требований должна охватывать практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Это вытекает из приоритетов законов развития природы, которые мы должны соблюдать в ходе хозяйственной и всякой другой практической деятельности, влияющей на состояние естественной среды обитания человека. Поэтому мы сейчас смело говорим об экологизации производства, культуры, морали и т.п.
Информация о работе Экологизированные нормативно-правовые акты