Экологизированные нормативно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:24, реферат

Описание работы

Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы:
-приоритет охраны жизни и здоровья;
-научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
-рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
-законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
-гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.

Работа содержит 1 файл

экологизированные.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

В рамках государственной «Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий до 2030 г.», «Программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан на 2007-2009гг.» вопросы правового обеспечения охраны природы, сохранения баланса в системе экологических взаимосвязей являются приоритетными. В первую очередь это относится к природным территориям с особым режимом охраны и использования, т.н. особо охраняемые природные территории (ООПТ). Экологический кодекс Республики Казахстан содержит требования, определяющие основные параметры особо охраняемых природных территорий. В специальном законодательном акте – Законе Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года закреплена система правовых принципов, устанавливающая цели, задачи создания и функционирования ООПТ. В соответствии с международными стандартами в области охраны окружающей среды Казахстан целенаправленно осуществляет деятельность по формированию и непрерывному совершенствованию национального законодательства об особо охраняемых территориях. Однако данное направление по правовому обеспечению реализации экологической функции государства характеризуется наличием целого ряда нерешенных проблем. В этой связи большой интерес к ознакомлению с зарубежным законодательством и практикой регулирования взаимодействия общества и природы продиктован не только стремлением сравнить состояние казахстанского и зарубежного права, но важен, прежде всего, с точки зрения заимствования положительного опыта. Кроме того, по мере интернационализации деятельности по охране окружающей среды и природопользованию идет процесс гармонизации и унификации национальных законодательств.

Особо охраняемые природные территории с режимом ограниченного использования, являющиеся, как правило, девственными, нетронутыми, либо малонарушенными экосистемами, выступают основой сохранения природно–ресурсного потенциала и стабилизации показателей биологического разнообразия посредством охраны видов флоры и фауны «in situ» (в среде обитания). Необходимое условие существования живого – поддержание всего многообразия среды обитания. В этом отношении ООПТ (заповедники, заказники, национальные и природные парки) наиболее ценны [1].

В 1997 году была провозглашена Стратегия Развития Республики Казахстан до 2030 года, объявившая, что Казахстан до 2030 года должен стать чистой и зеленой страной со свежим воздухом и прозрачной водой. Одним из инструментов достижения этих целей является создание системы ООПТ[2], которая подразумевает не только картографическое определение границ данных территорий, но и формирование системы организационно – правового обеспечения надлежащего режима их охраны, использования и защиты. Справедливо отмечается, что «Территория Казахстана обладает уникальным набором природных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающего темпа экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным является вопрос дальнейшего совершенствования системы территориальной охраны природы. Те же условия определяют необходимость дальнейшего развития ООПТ, как действенной системы сохранения биологического разнообразия в государстве» [3]. Целесообразность расширения системы ООПТ в качестве эффективного инструмента сохранения и воспроизводства экосистем подтверждается природоохранной практикой многих зарубежных стран. Система ООПТ успешно используется в качестве противовеса бездумному, хищническому потреблению и истреблению природных ресурсов.

Современный этап развития производительных сил преимущественно основан на экстенсивном методе освоения природных ресурсов, означающем все более широкое вовлечение земель, природных участков в интенсивный хозяйственный оборот (с максимумом изъятия и отчуждения из природы естественных ресурсов) с одновременным усилением негативной антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую природную систему. Уже сейчас все большую тревогу, как на национальном, так и на планетарном уровнях, вызывают темпы ухудшения, абсолютные показатели качественных и количественных характеристик экосистемы. Изложенное предопределяет необходимость усиления в неотложном порядке системы мер по предотвращению ухудшения качества окружающей среды, сохранению биоразнообразия на территории страны. Если не сейчас, то в ближайшей перспективе в качестве важнейшего способа, надежного гаранта поддержания экологического баланса будет возможно рассматривать политику расширения природных территорий, в отношении которых установлен особый правовой режим охраны. Поэтому совершенствование национального законодательства о стимулировании создания и расширения сети ООПТ, усиление правового режима и эффективности функционирования ООПТ на основе изучения зарубежного опыта является одной из наиболее актуальных задач эколого – правовой науки, законотворческой, природоохранной политики государства.

Вопросы создания, функционирования и регулирования правовой охраны особых природных территорий на современном этапе должны решаться в тесном взаимном сотрудничестве с другими государствами, т.к. проблемы охраны окружающей среды приобретают глобальное значение, способы их решения в своей основе подчиняются единым требованиям, экологические системы, закономерности их функционирования требуют согласованных усилий. Расположение отдельных экосистем, объектов природы на территориях двух или нескольких государств выступает в качестве наиболее очевидного аргумента в необходимости межгосударственного сотрудничества. «Именно планетарными и цивилизованными аспектами завершаются наиболее основательные доводы в пользу сохранения охраняемых природных территорий Земли, и это не должно проходить мимо внимания государственных деятелей всех рангов».

Современная система особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан является основной формой сохранения и развития биоразнообразия и охраны уникальных природных комплексов. В Стратегии Казахстан-2030 подчеркивается, что Казахстан должен стать чистой и зеленой страной со свежим и чистым воздухом, благоприятной окружающей средой. Вопросы правового статуса и правого регулирования в сфере охраны окружающей среды отнесены в Стратегии Казахстан-2030 к числу приоритетных и актуальных [2].

Значительную роль в сохранении природно-заповедного фонда Республики Казахстан играет развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения и их функционирование.

Развитие системы ООПТ местного значения является одной из актуальных задач охраны природы регионов республики и выполняется на основе утвержденных областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами среднесрочных и долгосрочных региональных Программ развития системы ООПТ местного значения.

Дополнительная классификация территории страны по природным условиям открывает новые возможности для нормирования антропогенной нагрузки на особо охраняемых природных территориях.

Предлагается в Республике Казахстан ввести упрощенную процедуру создания особо охраняемых природных территорий, которые подвержены угрозе деградации и утрате природных свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день в системе законодательства сложилась относительно самостоятельная отрасль, - экологическое законодательство, под которой следует понимать систему экологизированных нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулирование общественных отношений в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вытекающие из данного определения, подразделяются на отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохранительные, отношения по охране недр, животного мира, атмосферного воздуха, а также лесоохранительные и водоохранительные отношения. К комплексным экологическим отношениям относятся отношения по охране природных территорий, комплексов и т.д. [5]

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды на современном этапе определяется эколого-экономическими и социально-политическими условиями переходного периода. Оно должно быть направлено на преодоление кризисного состояния во всех сферах деятельности общества (экономической, экологической и социальной), а также обеспечивать преемственность существующего ранее правотворчества, закреплять новые тенденции и явления в развитии экологического законодательства.

Анализ действующего законодательства показывает, что рядом статей Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» допускается смешение понятий «ООПТ» как объекта правовой охраны и «учреждения» как субъекта правовой охраны, не проводится их разграничение по целям и задачам. В ряде статей Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» в перечень задач ООПТ различных категорий включены задачи, свойственные учреждениям (обеспечение режима охраны территории, организация и проведение научных исследований, осуществление экологического мониторинга, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, регулирование использования территории в эколого-просветительских, научных и туристических целях и пр.) [3]. Для устранения этих противоречий целесообразно:

- внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», разграничив:

- понятия ООПТ как «территории» и «учреждения», «государственного предприятия»,

- задачи ООПТ как территорий различных категорий и учреждений, предприятий, созданных для обеспечения охраны и функционирования одноименных ООПТ.

Предлагаемые изменения будут способствовать приведению Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» в соответствие с гражданским законодательством, упорядочению и повышению эффективности применения норм, указанных законодательных актов.

В целом, совершенствование и дальнейшее развитие законодательства об ООПТ следует рассматривать как стержневое направление в правотворческой деятельности государства. Совершенная правовая база, должное институциональное обеспечение позволят выйти Казахстану на передовые позиции в деле расширения системы ООПТ и обеспечения их эффективного функционирования в соответствии с международными стандартами и с учетом передового зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Андреева И. В. «Организация системы особо охраняемых природных территорий на основе ландшафтного подхода (на примере Алтайского края)». Дисс. кан. геог. наук. Барнаул – 2005г.- 241 c.

2. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», 10 октября 1997 года // Казахстанская правда. – 1997. – 11 октября.

3. Программа развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан на 2007-2009 годы. от 13 октября 2006 года N990.

4. Бишоп К., Грин М., Филипс А. Модели национальных парков., М.: Изд. ЦОПД. – 2000 г. 213 с.

5. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся - М.: Аспект Пресс, 1998

10

 



Информация о работе Экологизированные нормативно-правовые акты