Нормативно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Работа содержит 1 файл

Сравнение правоприм, толкования, НПА.docx

— 24.14 Кб (Скачать)
  1. Понятие и виды нормативно-правовых актов

  Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

  Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений  в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных  актов вводятся в действие юридические  нормы.

  Акты  применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

  Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение  содержания правовых норм. Поскольку  нормативно-правовые акты включают нормы  права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

  Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

  1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

  2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

  Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую  силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно  показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в  системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся  на законы и подзаконные акты.

  Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

  Существует  несколько признаков закона:

  1) закон – одно из основных источников права;

  2) установлен особый порядок принятия;

  3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

  4) регулирует важнейшие общественные отношения.

  Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

  1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

  2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

  3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

  Федеральный конституционный  закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

  1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

  2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

  3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

  4) особый порядок принятия.

  Президент не имеет права отклонять федеральные  конституционные законы; обязан подписать  их и обнародовать. Федеральный закон  представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует  в строгом соответствии с федеральным  конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

  Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

  1. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

 Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

 Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

 Акты  применения норм права как документы  имеют определенную структуру, состоящую  из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

 Акты  применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в  зависимости от характера общественных отношений и применяемых к  ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.

 По  форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

 По  субъектам, применяющим  нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

 По  функциональному  признаку выделяют:

 1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

 По  предмету правового  регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

 В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

 2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

 По  способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

 2) принятые единолично.

 По  характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

 3) управомочивающие.

 По  своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

 В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

  1. Акты  официального толкования: понятие и виды

 Толкование  права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов  толкования права.

 Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

 Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

 1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

 2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

 3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

 4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;

 5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

 Акты  толкования делят:

 1) по отраслям права;

 2) в зависимости от субъекта издания;

 3) в зависимости от внешней формы;

 4) по юридической значимости;

 5) в зависимости от органов, дающих толкование;

 6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;

 7) по своей юридической природе;

 8) по структурным элементам.

 Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.

 В зависимости  от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они  могут быть: 1) аутентичными (акт принимает  и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует  субъект, который на это имеет  право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).

 В зависимости  от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые  имеют определенные реквизиты: кто  издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными.

 По юридической  значимости можно выделить акты:

 1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

 В зависимости  от органов, дающих толкование, различают  акты:

 1) органов государственной власти;

 2) органов управления;

 3) судебных, прокурорских органов и т. д.

 В зависимости  от характера толкуемых норм интерпретационные  акты могут быть:

 1) материальные;

 2) процессуальные.

 По своей  юридической природе различаются  интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.

 По структурным  элементам можно разделить интерпретационные  акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.

 Акты  толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

  1. Отличие нормативно-правового  акта от акта применения норм права

  Нормативный акт – это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это государственным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений.

  Под системой нормативных актов понимают совокупность правовых актов, которые можно охарактеризовать как согласованные, иерархичные и дифференцированные по отраслям и институтам права.

  Система нормативных актов  в РФ состоит:

  1) из правовых актов общефедеральных органов;

  2) актов субъектов Российской Федерации;

  3) актов местного самоуправления;

  4) актов прямого народного волеизъявления.

  Классификация в системе нормативных  актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

Информация о работе Нормативно-правовые акты