Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:15, курсовая работа
На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила взять данный вопрос в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. В
ВВЕДЕНИЕ
На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила взять данный вопрос в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Их стали записывать и объединять в особые списки. В результате этого появилось обычное право. В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное – эти права и свободы перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а приобрели юридически законченную форму. В четко очерченных формулировках они вошли в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.
В качестве объекта исследования выступают источники права, как понятие, отражающее внешнюю форму выражения права.
Источники права получили широкое распространение в XIX веке и стали предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый происходил из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Власть устанавливала законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя – они складываются в виде обычая и уже, затем и правовой обычай – в XIX веке называли источниками права. В этом смысле источник права – это определенным образом формализованный акт, из которого следуют правила поведения. Однако есть иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы и причины образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т.е. обусловливают и обеспечивают их обязательность.
Понятие – источник права – имеет информационное значение, определяет куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д.
Предметом исследования данной работы являются нормативные правовые акты, как понятие отражающее нормативный документ, характеризующийся правотворческой деятельностью компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением, правилами общего характера, обладающими государственной обязательностью, оформляемый в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, имеющий определенную структуру.
Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативно правовых актов;
- исследовать
практику действия нормативных
актов во времени, в
- определить
и проанализировать структуру
законов, действующих на
- на
основе анализа научных
- исследовать
подзаконные нормативные акты
как одну из квалификаций
- выделить
особенности и отличия
Структура
курсовой обусловлена логикой
1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая
юридическая наука
С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н.М.Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы »1.
Переход
к всеобщему нормативному регулированию
осуществляется эволюционно. Вначале
нормативное регулирование
Итак,
нормативно-правовой акт – это
официальный акт
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам их издающим.
По
юридической силе все нормативно-правовые
акты подразделяются на законы и подзаконные
акты. Юридическая сила нормативно-правовых
актов является наиболее существенным
признаком их классификации. Она
определяет их место и значимость
в общей системе
В соответствии
с теорией и практикой
Так же нормативно правовые акты классифицируются по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно правовые акты подразделяются:
- на
акты общего действия, охватывающие
всю совокупность отношений
- на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
- на
акты исключительного (
По
основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-
1.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права
Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся на стадии обсуждения.
Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношение со структурой самого права.
Нормативно-правовой акт имеет внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного нормотворческого развития, и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой – удобству пользования им.
Следующий
вопрос – это вопрос о юридической
силе нормативно-правового акта. Юридическая
сила означает соответствие акта, принятого
нижестоящим государственным
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное
правотворчество осуществляется в
результате проведения референдумов,
которые в конституционном
Государственное
правотворчество выражается в установлении,
изменении или отмене норм права
в определяемом законом порядке.
К нему примыкает также
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.