Нормативно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила взять данный вопрос в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. В

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.17 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решила взять данный вопрос в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.  Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

    Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Их стали  записывать и объединять в особые списки. В результате этого появилось  обычное право. В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное – эти права и свободы перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а приобрели юридически законченную форму. В четко очерченных формулировках они вошли в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.

    В качестве объекта исследования выступают  источники права, как понятие, отражающее внешнюю форму выражения права.

    Источники права получили широкое распространение  в XIX веке и стали предметом исследования в отечественной теории государства  и права. Выделяется два главных  способа образования норм права. Первый происходил из решающего участия  государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Власть устанавливала законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя – они складываются в виде обычая и уже, затем и правовой обычай – в XIX веке называли источниками права. В этом смысле источник права – это определенным образом формализованный акт, из которого следуют правила поведения. Однако есть иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы и причины образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т.е. обусловливают и обеспечивают их обязательность.

    Понятие – источник права – имеет информационное значение, определяет куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое  правило поведения, руководствоваться  им, применять его и т.д.

    Предметом исследования данной работы являются нормативные правовые акты, как понятие отражающее нормативный документ, характеризующийся правотворческой деятельностью компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением, правилами общего характера, обладающими государственной обязательностью, оформляемый в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, имеющий определенную структуру.

    Цель  исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.

    Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

    - изучить  и обобщить имеющийся научный  материал о различных видах  нормативно правовых актов;

    - исследовать  практику действия нормативных  актов во времени, в пространстве  и по кругу лиц;

    - определить  и проанализировать структуру  законов, действующих на территории  РФ;

    - на  основе анализа научных публикаций  рассмотреть различные подходы  к пониманию сущности и правовой  природы института нормативно  правовых актов;

    - исследовать  подзаконные нормативные акты  как одну из квалификаций нормативно  правового акта;

    - выделить  особенности и отличия нормативного  акта от других источников  права.

    Структура курсовой обусловлена логикой исследования, а так же его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения и библиографического списка. 
     
     
     

1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

    1. Понятие и виды нормативно-правового акта

    Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые  наиболее важные с  точки зрения личности, ее интересов  и потребностей. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

    Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и  не всегда определенный характер. Эти  нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить  в себе общего и достаточно определенного  выражения.

    С развитием  общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного  прогресса. Как отмечал в свое время Н.М.Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы »1.

    Переход  к всеобщему нормативному регулированию  осуществляется эволюционно. Вначале  нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.

    Итак, нормативно-правовой акт – это  официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

    Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам их издающим.

    По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она  определяет их место и значимость в общей системе государственного регулирования.

    В соответствии с теорией и практикой правотворчества, акты вышестоящих правотворческих  органов, обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов. Последние издаются на основе и для исполнения нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

    Так же нормативно правовые акты классифицируются по содержанию. Такое деление в  известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативными актами действуют и  акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных  отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

    По  объему и характеру действия нормативно правовые акты подразделяются:

    - на  акты общего действия, охватывающие  всю совокупность отношений определенного  вида на данной территории;

    - на  акты ограниченного действия  – распространяются только на  часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

    - на  акты исключительного (чрезвычайного)  действия. Их регулятивные возможности  реализуются лишь при наступлении  исключительных обстоятельств, на  которые рассчитан акт (военных  действий, стихийных бедствий).

    По  основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной  власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти(юрисдикционные акты общего характера)2. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права

    Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в  теории права, а другие находятся  на стадии обсуждения.

    Прежде  всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношение со структурой самого права.

    Нормативно-правовой акт имеет внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания  и т.п. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного нормотворческого развития, и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой – удобству пользования им.

    Следующий вопрос – это вопрос о юридической  силе нормативно-правового акта. Юридическая  сила означает соответствие акта, принятого  нижестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого  субъектом федерации, акту, принятому  на федеральном уровне.

    В отличие  от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

  1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных  органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а так же в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

    Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование  нормативно-правовых актов. Она имеет  две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

    Непосредственное  правотворчество осуществляется в  результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке  принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной  властью нормативно-правовые акты.

    Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права  в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество  общественных организаций, которое  санкционируется государством. При  этом нормы, создаваемые общественными  организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

  1. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретные субъекты права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

    Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым  средством реализации общих предписаний  правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный  характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Информация о работе Нормативно-правовые акты