Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6
1.1 Понятие нормативного правового акта 6
1.2 Виды нормативного правового акта. 7
1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9
1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14
2.1 Понятие и признаки закона 14
2.2 Структура закона 16
2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16
2.2.2. Название закона. 17
2.2.3. Преамбула закона. 17
2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18
2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22
2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22
2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23
2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23
ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6
1.1 Понятие нормативного правового акта 6
1.2 Виды нормативного правового акта. 7
1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9
1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14
2.1 Понятие и признаки закона 14
2.2 Структура закона 16
2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16
2.2.2. Название закона. 17
2.2.3. Преамбула закона. 17
2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18
2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22
2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22
2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23
2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23
ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30
На мой взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты» является самым интересным, актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого появляется обычное право. В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.
В качестве объекта исследования выступают источники права, как понятие, отражающее внешнюю форму выражения права.
Источники права получили широкое распространение в XIX веке и стали предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже, затем утверждаются законодателем. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и черпаются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.
Понятие источник права имеет и информационное значение - определяет, куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д.
Предметом исследования данной работы являются нормативные правовые акты, как понятие, отражающее нормативный документ, характеризующийся правотворческой деятельностью компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом), правилами общего характера, обладающими государственной обязательностью, оформляемый в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, имеющий определенную структуру.
Цель
исследования:
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;
– исследовать подзаконные нормативные акты как одну из квалификаций нормативного правового акта;
– выделить
особенности и отличие
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, списка использованной литературы.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулярной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая
юридическая наука
С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы»1.
Переход
к всеобщему нормативному регулированию
осуществляется эволюционно. Вначале
нормативно регулирование распространялось
лишь на те сферы общественной жизни,
которые непосредственно
Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии
с теорией и практикой
Нормативно-правовые
акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной
мере условно. Условность эта объективно
объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых
актах содержатся нормы однородного
содержания. Имеются акты, содержащие
нормы только одной отрасли права
(например, трудовое, семейное, уголовное
законодательство). Но наряду с отраслевыми
нормативными актами действуют и
акты, имеющие комплексный характер.
Они включают нормы различных
отраслей права, обслуживающих определенную
сферу общественной жизни. Хозяйственное,
торговое, военное, морское законодательство
— примеры комплексных
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера)2.
Такая форма права, как нормативный правовой акт, порождает и ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся на стадии обсуждения.
Прежде всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение со структурой самого права.
Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать, закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.
Но нормативный правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой – удобству пользования им.
Следующий
вопрос – это вопрос о юридической
силе нормативного правового акта.
Юридическая сила означает соответствие
акта, принятого нижестоящим
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой
акт создается в результате
правотворческой деятельности
Правотворчество
— это деятельность, направленная
на подготовку, издание и совершенствование
нормативно-правовых актов. Она имеет
две основные формы: непосредственное
правотворчество и
Непосредственное
правотворчество осуществляется в
результате проведения референдумов,
которые в конституционном
Государственное
правотворчество выражается в установлении,
изменении или отмене норм права
в определяемом законом порядке.
К нему примыкает также
2. В нормативно-правовых
актах содержатся только нормы
права, есть правила общего
характера, обладающие
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.