Нормативно-правовой акт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющийся научный материал о различных видах нормативных правовых актов;
– исследовать практику действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы института нормативных правовых актов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6
1.1 Понятие нормативного правового акта 6
1.2 Виды нормативного правового акта. 7
1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9
1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11
ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14
2.1 Понятие и признаки закона 14
2.2 Структура закона 16
2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16
2.2.2. Название закона. 17
2.2.3. Преамбула закона. 17
2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18
2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22
2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22
2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23
2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23
ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 56.41 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I.  ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА 6

1.1 Понятие нормативного правового акта 6

1.2 Виды нормативного правового акта. 7

1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права 9

1.4 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 11

ГЛАВА II. ПРИЗНАКИ ЗАКОНА И ЕГО СТРУКТУРА 14

2.1 Понятие и признаки закона 14

2.2 Структура закона 16

2.2.1. Наименование органа, принявшего закон. 16

2.2.2. Название закона. 17

2.2.3. Преамбула закона. 17

2.2.4. Нормативно-правовое содержание закона. 18

2.2.5. Последствия несоблюдения закона. 22

2.2.6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний. 22

2.2.7. Опубликование закона и вступление его в силу. 23

2.2.8. Подпись соответствующего должностного лица. 23

ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На мой  взгляд, вопрос «Нормативно правовые акты» является самым интересным, актуальным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они  стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого  появляется обычное право. В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела  форму концепции о правах и  свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и четко определенным. И самое  главное - эти права и свободы  перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов  и философов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли  в четко очерченных формулировках  в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.

В качестве объекта исследования выступают источники права, как понятие, отражающее внешнюю форму выражения права.

Источники права получили широкое распространение  в XIX веке и стали предметом исследования в отечественной теории государства  и права. Выделяется два главных  способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже, затем утверждаются законодателем. Эти две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и черпаются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.

Понятие источник права имеет и информационное значение - определяет, куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое  правило поведения, руководствоваться  им, применять его и т. д.

Предметом исследования данной работы являются нормативные правовые акты, как понятие, отражающее нормативный документ, характеризующийся правотворческой деятельностью компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом), правилами общего характера, обладающими государственной обязательностью, оформляемый в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, имеющий определенную структуру.

Цель  исследования: проанализировать, обобщить и систематизировано изложить сущность и задачи общеправового института законодательства в сфере изучения и использования на практике нормативных правовых актов.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

– изучить  и обобщить имеющийся научный  материал о различных видах нормативных  правовых актов;

– исследовать  практику действия нормативных актов  во времени, в пространстве и по кругу  лиц;

– определить и проанализировать структуру законов, действующих на территории РФ;

– на основе анализа научных публикаций рассмотреть  различные подходы к пониманию  сущности и правовой природы института  нормативных правовых актов;

– исследовать  подзаконные нормативные акты как  одну из квалификаций нормативного правового  акта;

– выделить особенности и отличие нормативного акта от других источников права.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, списка использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

 

 

1.1 Понятие нормативного  правового акта

 

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулярной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства  и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных  отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и  не всегда определенный характер. Эти  нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить  в себе общего и достаточно определенного  выражения.

С развитием  общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного  прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы»1.

Переход к всеобщему нормативному регулированию  осуществляется эволюционно. Вначале  нормативно регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права  и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей  формой правового регулирования  общественных отношений.

Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт  правотворчества, в котором содержатся нормы права.

1.2 Виды нормативного правового  акта.

 

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической  силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества  акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих  правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной  мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативными актами действуют и  акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных  отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю  совокупность отношений определенного  вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся  на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются  лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных  бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные  акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера)2

 

1.3 Особенности и отличие нормативного акта от других источников права

 

 

Такая форма  права, как нормативный правовой акт, порождает и ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых  решены в теории права, а другие находятся  на стадии обсуждения.

Прежде  всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение  со структурой самого права.

Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю  структуру: определенные реквизиты, которые  позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать, закон это  или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил  в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.

Но нормативный  правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового  акта – результат длительного  нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному  и четкому изложению правового  материала в акте, а с другой – удобству пользования им.

Следующий вопрос – это вопрос о юридической  силе нормативного правового акта. Юридическая сила означает соответствие акта, принятого нижестоящим государственным  органом, акту, принятому вышестоящим  государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.

В отличие  от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой  акт создается в результате  правотворческой деятельности компетентных  органов государства или всенародным  волеизъявлением (референдумом). Правотворческая  деятельность представляет собой  такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование  нормативно-правовых актов. Она имеет  две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное  правотворчество осуществляется в  результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке  принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной  властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права  в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество  общественных организаций, которое  санкционируется государством. При  этом нормы, создаваемые общественными  организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых  актах содержатся только нормы  права, есть правила общего  характера, обладающие государственной  обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым  средством реализации общих предписаний  правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный  характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Информация о работе Нормативно-правовой акт