Нормативно-правовые акты: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права1. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Содержание

Введение 3
1. Нормативно-правовой акт как источник права 6
1.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов 6
1.2 Классификация нормативно-правовых актов 9
2. Нормативно-правовые акты Российского права 16
2.1 Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 16
2.2 Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 22
3. Систематизация нормативно - правовых актов 26
Заключение 33
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТГП.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

министерство  по образованию и  науки 

российской  федерации 

Федеральное агентство по образованию  

негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

московская  академия предпринимательства 

при Правительстве Москвы 

Благовещенский филиал 
 

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Теория государства и права» 

      Тема: «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ» 

                  Выполнила студентка _____      курса

                  юридического  факультета заочного отделения, группа ______ Бочанова И. 

                  Проверил: _______________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

    г. Благовещенск, 2011 г. 

ПЛАН 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

     С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

     Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

     Нормативные акты составляют единую иерархическую  систему. Она отражает иерархическую  систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

     Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком  смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

     Нормативные акты, принятые вне компетенции или  в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.

     Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

     Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С  помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы  права. К нормативным актам относятся  конституции, законы, кодексы и др.

      Под источниками права понимаются источники  права в материальном и формальном смысле. Под источником права в  формальном смысле понимается внешняя  форма выражения и закрепления  норм права.

     Во  время проведения своей исследовательской  работы, я опиралася на труды многих правоведов, как настоящего, так и прошлого времени. При работе я, в основном, использовала труды таких ученых, как Хропанюка В.Н., Бабаева В.К., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Тихомирова Ю.А. и Шершеневича Г.Ф. Особое предпочтение я отдала учебнику Хропанюка В.Н. «Теория государства и права», учебник для вузов, под ред. проф. Стрекозова

и учебнику для вузов Шершеневича Г.Ф. Я  посчитала, что именно в этих материалах наиболее полно отражена реальность отечественного законодательства. Также в этих источниках довольно просто и доступно объяснялась сущность понятия «нормативно-правовые акты». Конечно, я изучила, еще несколько трудов по этой теме, к примеру, «Закон и формирование гражданского общества» Тихомирова Ю.А., но склона считать, что он в своем труде отразил «социалистическую концепцию» развития общества, что в современном мире малоприемлимо.

     Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

      Задачи  работы:

  1. Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
  2. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
  3. Изучить систематизацию нормативно-правовых актов.

      Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

     1. НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 

     1.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов 

      Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права1. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

     Другие  источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

     В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

     Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

     С развитием общественной жизни, усложнением  общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса.

     Переход к всеобщему нормативному регулированию  осуществляется эволюционно. Вначале  нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.

     В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: 2

     1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

     Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование  нормативно-правовых актов. Она имеет  две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

     Непосредственное  правотворчество осуществляется в  результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке  принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной  властью нормативно-правовые акты.

     Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

     2. В нормативно-правовых актах содержатся  только нормы права, то есть  правила общего характера, обладающие  государственной обязательностью.  Поэтому нормативно-правовые акты  необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

     Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым  средством реализации общих предписаний  правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный  характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

     3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

     4. Нормативно-правовой акт оформляется  в виде официального государственного  документа, который имеет обязательные  атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

     5. В нормативных актах нормы  права группируются по определенным  структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском  кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»). 

     1.2 Классификация  нормативно-правовых актов 

     Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической  силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. 3

     По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

     В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих  правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие и виды