Экологическая маркировка и сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:54, реферат

Описание работы

Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию к повышению качества потребительской продукции. Усилился государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. Да и сам производитель все больше начинает акцентировать внимание на качестве выпускаемой продукции, ее безопасности, ведь в настоящее время именно на это потребитель смотрит в первую очередь.

Содержание

Введение
1.Понятие экологической маркировки продукции. Типы и знаки экомаркировок
2.Понятие экологической сертификации. Цели системы экологической сертификации
3.Международная и национальная система экологической сертификации
4.Российский рынок экопродуктов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат ЭП-2.docx

— 174.46 Кб (Скачать)

Экологический сертификат на объект природной среды выдается его собственнику, либо органу, имеющему право распоряжаться указанным  объектом. Данный сертификат является документом, на основе которого выдается лицензия на экологически безопасное использование объекта. Экологической  сертификации может подвергаться территория и отдельные ее участки вместе с природными ресурсами.

Экологическая сертификация отходов — это деятельность по оценке соответствия отходов определенным экологическим требованиям, а также  по оценке опасности их для здоровья населения и окружающей среды  в процессе образования и удаления. В понятие «удаление отходов» включается сбор, сортировка, перевозка, обработка, хранение и захоронение  на поверхности или под землей, а также операции по их переработке  с целью извлечения отдельных  компонентов, повторного использования  или рециркуляции. Сертификат, а  следовательно, и лицензия на осуществление  отдельных процессов по удалению отходов и их трансграничному  перемещению должны выдаваться лишь в том случае, если технический  уровень этих процессов полностью удовлетворяет экологическим требованиям и нормативам.

Экологическая сертификация технологических процессов —  это деятельность по оценке соответствия технологических процессов экологическим  требованиям. В качестве основных экологических  требований могут быть приняты:

- удельные показатели  по выбросам (сбросам) загрязняющих  веществ и другим воздействиям  на окружающую среду на единицу  продукции, установленные на основе  лучших из имеющихся в мире  технологий (экологические стандарты);

- степень экологического  риска; 

- удельное потребление  топливно-энергетических и других  материальных ресурсов на единицу  продукции (ресурсосберегающие стандарты).

Экологическая сертификация услуг представляет собой деятельность по оценке компетентности юридических  лиц, а также соответствия применяемой  техники и технологии экологическим  требованиям при их использовании.

В свою очередь экологическая  сертификация товарной продукции предусматривает  подтверждение соответствия данной продукции экологическим требованиям. Экологические требования в зависимости  от вида продукции могут быть предъявлены  к ее химическому составу или  к удельным показателям по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в  окружающую среду (например, по крупному энергетическому оборудованию тепловых электростанций) и другим антропогенным  воздействиям.

Система экологической сертификации вводится с целью обеспечения  нормативно-технического и правового  регулирования экологической безопасности. Она устанавливает требования экологической  безопасности на производство, распределение  и потребление продукции, процессов, работ и услуг и является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием. Основными задачами системы экологической сертификации являются:

- предупреждение неблагоприятного  воздействия на условия жизнедеятельности  человека и состояния окружающей  среды факторов, связанных с процессом  производства и применения продукции,  утилизацией отходов и использованием  природных ресурсов;

- обеспечение рационального  использования, охраны и воспроизводства  природно-ресурсного потенциала;

- защита потребителей  от приобретения товаров опасных  для жизни, здоровья и имущества  или оказывающих вредное воздействие  на окружающую среду в процессе  их использования; 

- повышение конкурентоспособности  отечественной продукции, содействие экспорту.

Цель экологической сертификации – стимулирование производителей к  внедрению таких технологических  процессов и разработке такой  продукции, которая в минимальной  степени загрязняет природную среду  и дает потребителю гарантию ее безопасности для жизни, здоровья, имущества и  среды обитания.

  1. Международная и национальная система экологической сертификации

Представляет интерес введение в практику маркировки экологических характеристик продуктов как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течение более 20 лет экологического знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендовали себя также в Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах. С созданием в 1993 г. в рамках ЕС единого общего рынка без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака».

Различные страны по–разному относятся к проблемам экологии, что может вызывать ответную реакцию  соседних стран. Например, особую позицию  в Европе по вопросам защиты окружающей среды занимает Дания, что связано  с ее географической близостью к  основным «загрязнителям» природы  в Европе (Польша, Чехия, Россия, Великобритания, Швеция и т.п.). В стране действует  закон, регулирующий использование  и производство химических продуктов  и их компонентов. В нем содержатся и принципы экосертификации продукции. Парламент Дании учитывает все  действия ЕС в области экологии в  отличие от других стран, например Германии, где общественность считает экосертификацию  сугубо национальным делом каждой страны. Правительство Дании способствует применению экознаков, но полагает, что  оно должно носить добровольный характер, хотя сами знаки охраняются законом. Датские потребители считают  наличие экознака важным аргументом при покупке товара, но поскольку  применение знаков не носит обязательного  характера, есть немало случаев введения изготовителями, союзами торговцев  и даже отдельными супермаркетами своих  экознаков, что приводит к конкуренции  экознаков на рынке Дании, а также  их имитации или фальсификации недобросовестными  производителями.

Порядок сертификации продукции  в различных странах может  существенно отличаться, что, видимо, следует связывать как с исторически  сложившимися традициями в этой области, так и со спецификой законодательства в части стандартизации и сертификации этих стран. Наибольший интерес, конечно, представляют страны с развитой и  прогрессирующей системой сертификации (Германия, Франция, США, Япония), которые  во многом определяют прогресс в международных  системах сертификации.

Следует отметить, что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности  экологической маркировки продуктов  является высокая экологическая  сознательность потребителей. С другой стороны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потребитель и его поведение в области спроса служат стимулом к разработке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружающей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эффективной стратегии маркетинга, тем самым способствует развитию конкуренции товаров.

В западноевропейских странах  экологическая сертификация развита  достаточно широко. На практике она  дополняет обычную сертификацию и почти всегда носит обязательный характер. Принципы экологической сертификации состоят в обеспечении безопасности продукции для потребителя и  окружающей среды, соответствия европейской  экосертификации и учета экологической  ситуации на рынках. Системы экосертификации  уже длительное время существуют во всех странах Западной Европы и  большинство положений национальных систем эко–сертификации этих стран  весьма созвучны. Однако в некоторых  случаях следует отметить и различия в экосертификации между странами, которые определяются многими факторами, в том числе географическим положением, удельным весом различных отраслей промышленности, ситуацией на внутреннем рынке и пр.

Зарубежный опыт показывает, что маркировка продукции наряду с ее сертификацией может вести  к предупреждению и значительному  уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с момента  введения экологического знака в 1977 г. политика в области охраны окружающей среды была сориентирована на высокое  экологическое сознание потребителей и технический уровень развития природоохранных технологий.

Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных  на спрос и предложение и тем  самым ставящих конкуренцию между  отдельными производителями на службу охраны окружающей среды.

В какой степени можно  достичь цели за счет упреждающих  мер природоохранного характера  на основе производства экологически приемлемых продуктов? Это зависит  решающим образом от того, станет ли экологическая чистота продуктов  неотъемлемой составной частью конкуренции, регулируемой спросом и предложением. Очевидно, что профилактика окружающей среды нуждается в таком предпринимателе, который готов взять на себя экологическую  ответственность, равно как и  в таком потребителе, который  знает о последствиях покупки  товара для окружающей среды. По данным опроса общественного мнения, в настоящее  время приблизительно 80% потребителей в ЕС знают об экологическом знаке. Российские потребители до настоящего времени практически лишены возможности  мотивировать свой выбор покупки  отечественных товаров по экологическим  параметрам из-за отсутствия объективной  информации и сертификации продукции.

Программа введения экологического знака в Германии охватывает в  настоящее время 52 принципа с весьма дифференцированными требованиями; действуют договоры на право пользования  экологическим знаком для более  чем 6000 наименований продуктов, охватывающих 71 группу товаров. При оценке эффективности  его применения ориентируются на достигнутое фактическое Уменьшение нагрузки на окружающую среду.

Для расширения использования  экологически приемлемых продуктов  на рынке важную роль призваны играть не только поведение частных покупателей, но и государственная система  закупок. К примеру, с начала 80-х  годов в управленческих структурах ФРГ, ее федеральных земель и местных  органов власти при принятии решений  о закупках осуществлялась ориентация на экологически чистую продукцию. Государственная  система закупок могла также  уточнять в своих заявках необходимое  экологическое качество закупаемых изделий и тем самым давать ориентиры для участников рынка.

Следует отметить, что на стыке между потребителем и производителем на рынке экологически благоприятных  продуктов особое значение играет торговля. В настоящее время торговые предприятия  во всем мире значительно расширили  ассортимент экологически приемлемых товаров, чему во многом способствует экологическая маркировка продуктов. Вследствие усиления спроса на указанную  продукцию отмечаются положительные  эффекты природоохранного характера. Так, за счет применения безвредных для  окружающей среды продуктов (например, бумаги из макулатуры, дезодорантов без  экологически вредных накопителей  и др.) уменьшаются экологические  нагрузки при одновременном снижении затрат на ликвидацию ущерба от загрязнения. Тем самым для изготовителей  появляется стимул для проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ) и маркетинга в секторе  экологически благоприятных продуктов.

Для обеспечения собственной  независимости система экологической  маркировки должна стремиться к самофинансированию, которое опиралось бы на поступления  за право использования знака. В  Австрии, к примеру, пошлина за право  использования экологического знака  зависит от оборота данного продукта (или группы продуктов). Стоимость  экспертного заключения, с помощью  которого подтверждается соблюдение экологических  требований и продукции, оплачивается носителем рекламы.

Для множества поступающих  предложений на присвоение экологического знака специально уполномоченный орган (жюри) должен выбирать те группы товаров, где могут быть достигнуты положительные  природоохранные эффекты. Перечень товаров, на которые на мировом рынке  выданы к настоящему времени экологические  знаки, охватывает продукты, которые  нуждаются в определенной поддержке (химические изделия, лаки, распылители  для волос и дезодоранты, сложные  бытовые приборы, водосберегающая  аппаратура и продукты регенерации). Здесь представлен также сектор транспорта в виде автомобилей, работающих с катализатором нейтрализации выхлопных газов и др.

Порядок получения экологического знака основан на определенных принципах. Так, экологический знак может быть присвоен только продуктам, а не каким-либо технологиям, промышленным установкам или предприятиям. При этом речь должна идти о потребительских товарах, то есть промежуточные продукты и  полуфабрикаты не охватываются действием  экологического знака. Кроме того, для  данных продуктов должен существовать рынок сбыта. Данные принципы предусматривают  также ограничения на количество присваиваемых экологических знаков в год: цель состоит не в том, чтобы  присвоить экологический знак как  можно большему количеству продуктов, в гораздо большей мере он должен находить свое применение в группах  продуктов, снижающих нагрузку на окружающую среду.

Следует учитывать, что существует целый ряд продуктов, у которых  технология изготовления представляет собой собственно экологическую  проблему. В качестве примера можно  привести производство бумаги, где  между обычным производством  бумаги и бумаги из макулатуры существуют значительные различия в расходе  энергии, свежей воды, а также в  сбросе загрязненных стоков. Если экологически чистая продукция выпускается на «грязной» технологии, то она не может получить экологический товарный знак. Для присвоения экологического знака должны отбираться, прежде всего, такие продукты, производство которых  нуждается в особом стимулировании. Сюда могут быть отнесены инновационные  продукты, которые впервые выходят  на рынок или располагают низким удельным весом на рынке. Поскольку  ситуация на рынке подвержена постоянным изменениям, а уровень техники  постоянно повышается, целесообразно  предусматривать ограничение срока  действия экологического знака до 2—3 лет.

С точки зрения предпринимательства  экологический знак служит для того, чтобы обращать внимание покупателей  на экологически чистые продукты, а  также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов  на рынке. Данная маркировка может выступать  важным инструментом реализации «Основных  положений государственной стратегии  Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого  развития», где, в частности, указывается  на необходимость рационального  использования невозобновимых природных  ресурсов, расширенного использования  вторичных ресурсов, утилизации и  обезвреживания отходов, улучшения  качества продуктов питания и  др.

Экологическая сертификация должна проводиться на соответствие требованиям экологической безопасности, оговоренных договорами и лицензиями на комплексное природопользование и может осуществляться в форме  экспертизы. По результатам такой  оценки должен выдаваться экологический  сертификат, который свидетельствует  о соответствии параметров и характеристик  объектов, процессов и продукции  природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень  воздействия на окружающую среду  и здоровье населения. Побудительным  мотивом к проведению экологической  сертификации продукции должно стать  введение комплекса стимулов и санкций:

Информация о работе Экологическая маркировка и сертификация продукции