Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:54, реферат
Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию к повышению качества потребительской продукции. Усилился государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. Да и сам производитель все больше начинает акцентировать внимание на качестве выпускаемой продукции, ее безопасности, ведь в настоящее время именно на это потребитель смотрит в первую очередь.
Введение
1.Понятие экологической маркировки продукции. Типы и знаки экомаркировок
2.Понятие экологической сертификации. Цели системы экологической сертификации
3.Международная и национальная система экологической сертификации
4.Российский рынок экопродуктов
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию к повышению качества потребительской продукции. Усилился государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. Да и сам производитель все больше начинает акцентировать внимание на качестве выпускаемой продукции, ее безопасности, ведь в настоящее время именно на это потребитель смотрит в первую очередь.
Однако, если взглянуть на Европу, мы увидим, что этот период давно пройден, и сейчас в любой европейской стране важнейшим фактором является экологическая безопасность продукции.
Определение «Экологическая безопасность» дает федеральный закон «Об охране окружающей среды»: экологическая безопасность — cостояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В современном обиходе под термином «экологическая безопасность» применительно к товарам потребления понимается:
- отсутствие в готовом продукте вредных, ненатуральных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм,
- безопасность изъятия/использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды,
- минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции,
- безвредная утилизация или рециклинг отходов и упаковки.
В развитых европейских странах люди уже осознают, что залог здоровья и благоприятной среды жизнедеятельности — это чистая окружающая среда. Покупатель пытается способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, а производитель продукции стремится к повышению уровня экологической безопасности своего производства. Потребитель и производитель говорят на одном языке. Одним из основных критериев выбора экологически безопасной продукции признана экологическая маркировка продукции, прошедшей экологическую сертификацию.
В России ситуация пока иная. И все же, как будет показано ниже, один из участников рынка уже начинает симпатизировать европейским настроениям. Это потребитель. Именно он все больше обращает внимание на натуральность состава, экологичность приобретаемой продукции, тем самым подсказывая производителю пути совершенствования выпускаемой продукции и повышения ее конкурентоспособности. Можно с уверенностью сказать, что производитель, сумевший уяснить направленность потребительских предпочтений на экологически чистую и гарантированно качественную продукцию, в ближайшее время станет сильным, конкурентоспособным участником рынка.
Экологическая маркировка (экомаркировка) — знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Существует и официальное определение экологической маркировки – экологической этикетки или декларации: «Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах». ГОСТ Р ИСО 14020_2000 «Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы».
Экомаркировка призвана не
только помогать производителям экологически
безопасной продукции в продвижении
их товаров и в повышении
Можно сказать, что экомаркировка играет роль мостика между производителем и потребителем, сообщая о качестве и экологической безопасности продукции не через толстый отчет компании, а через маленький знак на упаковке.
Решение о прохождении экспертизы на присвоение экомаркировки является добровольным. Те предприниматели, которые выбирают экомаркировку для своей продукции (работ, услуг), получают не только одобрение в глазах покупателей, но и заметную выгоду от перехода на чистые, ресурсосберегающие технологии и решения.
Экомаркировка - это именно знак экологичности, а не знак качества или безопасности, хотя эти аспекты тоже принимаются во внимание. При разработке критериев экологичности, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, принимается во внимание весь жизненный цикл продукта, т.е. эти критерии носят комплексный характер и не ограничены лишь характеристиками самого продукта. Постоянное обновление имеющихся знаний и методов производства, обуславливает необходимость регулярного внесения изменений и дополнений в существующие требования, которые, как правило, устанавливаются на период от двух до трех лет.
Оценка жизненного цикла (англ. Life cycle assessment, сокращенно LCA) представляет собой способ изучения воздействия того или иного продукта на окружающую среду на всех этапах его жизненного цикла. Показатели LCA широко применяются государственными учреждениями и ведомствами, предприятиями и т.п. при принятии решений по вопросам окружающей среды. Исследования по оценке жизненного цикла проводятся в строгом соответствии с требованиями стандартов ISO 14040, включая независимый критический анализ специалистами в данной области.
Существует 3 основных типа экологических маркировок (в зависимости от информации, которую они несут):
1. Информация об экологичности продукции или услуги в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства;
2. Информация об экологичности отдельных свойств продукции или услуги. Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;
3. Информация для идентификации натуральных продуктов питания (био/органик).
Следует отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировок, например призывы бережно относиться к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, и т. п.
В отличие от отчетов компании, экомаркировка не заставляет покупателя заниматься сравнительным анализом а с помощью знака просто выделяет лидирующие в области охраны окружающей среды товары или услуги. В истории было много случаев, когда компании помещали на свой товар эко-знак, однако, пока не существовало стандартов и независимой оценки третьей стороной, потребитель не мог доверять таким знакам.
Существует много систем маркировки третьей стороной, которые являются более узкими, чем обычная экомаркировка. Например, они фокусируются только на одной отрасли производства или на одном экологическом критерии (например, энергосбережение), или учитывают одну стадию жизненного цикла. Примером такой экомаркировки является немецкая маркировка "Голубой Ангел".
В обычной программе
Экомаркировку могут получить очень многие товары и услуги. Главное требование - стремление к снижению нагрузки на окружающую среду и качественный продукт или услуга. Экомаркировкой отмечают:
- Непищевые товары (компьютеры, бумага, канцелярские товары, одежда, строительные и отделочные материалы, моющие и чистящие средства, напольные покрытия, бытовая и оргтехника, мебель, транспортные средства, топливо и др.);
- Пищевые продукты (питьевая вода, хлебобулочные изделия, бакалея, продукция сельского хозяйства и др.);
- Услуги (рестораны, магазины, гостиницы, производство различных видов энергии, туризм и др.);
- Работы (строительные и отделочные работы и др.).
Сейчас в мире существует более 30 различных экознаков, есть они и в России (Система добровольной сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу «Листок жизни»). На Западе система экологического маркирования продукции и услуг активно развивается и охватывает уже практически все группы товаров. Наиболее популярными представителями этой системы являются 2 маркировки непищевой продукции — северный («Северный лебедь») и европейский («Европейский цветок»). «Лебедь» и «Цветок» охватывают множество товарных групп, начиная с туалетной бумаги и матрасов и заканчивая отелями и компьютерами.
Все международные программы экомаркировки основаны на процедуре анализа жизненного цикла продукции (экомаркировка I типа). Это значит, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются способы его транспортировки к конечному потребителю и особенности утилизации. Только комплексный анализ продукта «от сырья до упаковки» может составить полную картину его воздействия на человека и окружающую среду. Основные принципы добровольной экологической сертификации по этой схеме заложены в международных стандартах серии ISO 14020 и ISO 14040.
Знаки наиболее известные в мире экологических маркировок:
|
|
|
|
«Северный лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия) |
«Цветок ЕС» (Страны Евросоюза) |
«Голубой ангел» (Германия) |
«Экознак» (Япония) |
|
|
«Зеленый знак»(США) |
«Экологический выбор»(Канада) |
Большинство программ экомаркировки I типа объединены в GEN - (Глобальную Сеть Экомаркировки), ассоциацию, созданную для усиления эффективности продвижения идей экологического маркирования в мире на межправительственном уровне.
Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:
- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- создание экологически справедливого рынка.
Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:
- удовлетворяет ли товар его потребностям;
- в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.
Компании, успешно прошедшие добровольную экологическую сертификацию, получают следующее:
- Экологический сертификат соответствия нормативным требованиям системы;
- Разрешение на применение знака соответствия требованиям системы;
- Отчет о процедуре сертификации, отражающий учтенные в ходе сертификации особенности товара и его производства;
а также:
- Статус компании, соответствующей жестким стандартам и производящей продукцию на мировом уровне качества и экологической безопасности;
- Лояльность со стороны государственных органов, органов надзора, иностранных и российских поставщиков и партнеров.
- Подтверждение эксклюзивного качества продукции с учетом ее экологической безопасности;
- Повышение потребительского спроса на продукцию;
- Репутацию предприятия, заботящегося о состоянии окружающей среды;
- Новый инструмент для продвижения своего продукта или услуги на рынке .
Документом, регламентирующим подход к добровольной экологической сертификации с учетом требований на всех стадиях жизненного цикла производства продукции (оказания услуг, выполнения работ) является стандарт ISO 14024 «Environmental labels and declarations — Guiding principles» и его российский аналог - ГОСТ Р ИСО 14024 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры»
Стандарт учитывает требования к:
- концентрации содержания экологических загрязнителей в объектах сертификации;
- уровню загрязнения окружающей среды;
- уровню экологической безопасности для здоровья человека;
- вторичному использованию компонентов;
- рациональному использованию природных ресурсов в процессе производства;
- использованию возобновляемых ресурсов;
- использованию возобновляемых источников энергии;
- уровням сбросов и выбросов;
- экологическим показателям транспортировки;
- экологическим показателям утилизации отходов;
- использованию наилучших доступных технологий.
Уровень соответствия предприятия данным требованиям должен быть максимально приближенным к оптимальному и свидетельствовать о лидирующем положении предприятия в данной отрасли в области экологической политики.
Под сертификацией объектов
окружающей природной среды понимается
деятельность по оценке состояния, качества
и степени загрязнения объекта
с целью определения наиболее
эффективного и безопасного направления
его использования без
Информация о работе Экологическая маркировка и сертификация продукции