Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:49, курсовая работа
Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.
Введение
1. Сертификация продукции. Цели и задачи сертификации
2. Органы сертификации и их функции
3. Контроль качества продукции. Управление качеством продукции
4. Сертификация продукции в Республике Беларусь
4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000
4.3 Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Энергетический факультет
Кафедра
экономики и организации
Курсовая
работа
по дисциплине «Основы маркетинга»
на тему
«Сертификация продукции»
Выполнил:
Проверил:
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сертификация продукции. Цели и задачи сертификации
2. Органы сертификации и их функции
3. Контроль
качества продукции.
4. Сертификация продукции в Республике Беларусь
4.1 Стандарты
и руководящие документы
4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000
4.3 Порядок
проведения сертификации в
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Становление
Республики Беларусь как суверенного
правового государства и
Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
Большинство
промышленных, торговых или государственных
организаций производят продукцию
или услуги в расчете на удовлетворение
потребностей или требований потребителя.
Эти требования обычно включаются в
технические условия. Однако, сами по себе
технические условия не являются гарантией
того, что требования потребителя будут
действительно удовлетворены, поскольку
в технические условия или в организационную
систему, охватывающую проектирование
и реализацию продукции или услуг, могут
вкрасться несоответствия. Это привело
к необходимости развития стандартов
и руководящих документов на системы качества,
дополняющих требования к продукции или
услуге.
1 СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ. ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ СЕРТИФИКАЦИИ
Сертификация — это деятельность соответствующих органов управления и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Сертификация продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.[4, с. 200]
Основными целями сертификации являются:
■ создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;
■ защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья в окружающей среды;
■ подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;
■ содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.
Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технологических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» определено, что объектами оценки соответствия являются:
■ продукция;
■ процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
■ оказание услуг;
■ система управления качеством;
■ система управления окружающей средой;
■ компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;
■ профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг.
Документом, удостоверяющим, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта, является сертификат соответствия. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.
Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить ее проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.
Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.
Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.
Сертификация
предполагает точные и полные требования
к изделию, определенные нормативной
документацией, высокий уровень
контроля качества изделий, полную ответственность
изготовителя за качество сертификации
и информированность
Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.
Сертификация
третьей стороной, т.е. посредническая
сертификация, предусматривает участие
сторонней организации, независимой
от участвующих в вопросе сторон.
Сторонняя организация
При
обязательной сертификации предприятию
в соответствии с правилами системы сертификации
выдается сертификат соответствия, который
подтверждает соблюдение всех установленных
требований к продукции, а при добровольной
сертификации предприятие получает знак
соответствия, который указывает, что
продукция или услуги соответствуют требованиям
конкретного стандарта или другого нормативного
документа. С целью установления того,
что сертифицированная продукция продолжает
соответствовать заданным требованиям,
подтвержденным при сертификации, проводится
инспекционный контроль. В 2005 г. подтверждение
соответствия продукции и услуг регламентированным
требованиям в Республике Беларусь осуществляли
95 аккредитованных органов, было выдано
36000 сертификатов соответствия, зарегистрировано
4500 деклараций. С 2006 г. показатель доли
выпуска новой и сертифицированной продукции
Постановлением Правительства Республики
Беларусь №1566 от 29.12.2005 включен в перечень
целевых показателей прогноза социально-экономического
развития страны.[4, с. 201-202]
2. ОРГАНЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ИХ
ФУНКЦИИ
В
зависимости от сложности системы
и объема выполняемых работ третьей
стороной определяется наличие тех
или иных органов и их функции.
Обычно сертификация третьей стороной
состоит из официального, испытательного
и инспектирующего органа (органа
надзора), рис. 2.1.[19, с. 116]
Рисунок
2.1 – «Организация сертификации продукции»
Во
главе системы стоит
- разработка порядка проведения сертификации;
-
аттестация испытательных
-
оценка систем обеспечения
-
принятие решения о допуске
предприятий к системе
-
выдача сертификатов или
Важным звеном системы сертификации является испытательный орган (центр или лаборатория), который необязательно должен находиться в составе сертификационного органа.
Испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь:
— документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру, функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытаний и др.;
— квалифицированный персонал;
—
документацию по методике измерений, систему
регистрации результатов
— помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний, аттестация персонала, проведение сравнительных испытаний и т.п.
Любая
система аккредитации предусматривает
выдачу аккредитованной лаборатории
соответствующего документа (сертификата,
аттестата) и регистрационного знака,
а также осуществление
Надзор
за функционированием системы
Важным
элементом в системе