Экологическая маркировка и сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:54, реферат

Описание работы

Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию к повышению качества потребительской продукции. Усилился государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. Да и сам производитель все больше начинает акцентировать внимание на качестве выпускаемой продукции, ее безопасности, ведь в настоящее время именно на это потребитель смотрит в первую очередь.

Содержание

Введение
1.Понятие экологической маркировки продукции. Типы и знаки экомаркировок
2.Понятие экологической сертификации. Цели системы экологической сертификации
3.Международная и национальная система экологической сертификации
4.Российский рынок экопродуктов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат ЭП-2.docx

— 174.46 Кб (Скачать)

- экологический сертификат  и маркировка продукции должны  иметь более высокий приоритет  по отношению к другим сертификатам  и знакам;

- экологический сертификат  является основанием для выдачи  государственной лицензии на  право природопользования;

- уклонение потенциальных  заявителей от процедуры сертификации  должно сопровождаться введением  системы штрафных санкций и  ужесточением экологического контроля.

Кроме того, отсутствие экологического сертификата может рассматриваться  как препятствие к получению  лицензий или как основание для  аннулирования ранее выданных лицензий на различные виды деятельности. В отдельных случаях это может сопровождаться более жестким налогообложением. С точки зрения развития международной кооперации необходимо обеспечить признание национального экологического сертификата одной страны другими.

4. Российский рынок экопродуктов

В Федеральной целевой  научно-технической программе «Экологическая безопасность России» на 1993—1995 гг. впервые был выделен специальный  раздел по разработке экологических  требований к технологиям, оборудованию, продукции и отходам. В целях  обеспечения благоприятных условий  жизнедеятельности населения в  интересах устойчивого развития важная роль при этом принадлежит  введению в России в рамках указанной  программы экологической сертификации и маркировки продукции.

В качестве одного из первых примеров применения экологической  маркировки продукции на основе ее экологической сертификации можно  привести знак «Свободно от хлора» по ГОСТ Р 51150-98 с целью подтверждения  соответствия продукции требованиям  отсутствия в ней искусственных  хлорорганических соединений, в том  числе диоксинов. Данным знаком могут  маркироваться такие виды продукции, тары и упаковки, как продукция  лесного хозяйства и лесозаготовок; древесина, целлюлоза, бумага, картон, фибра и изделия из них; полимерные изделия (волокна, нити, мастики, эмали, грунтовки, удобрения); товары народного  потребления, игры, игрушки.

Данный стандарт, однако, не распространяется на продовольственную  и фармацевтическую продукцию и  комбикорма. Таким образом, в данном случае наличие объективной маркировки продукции на основе процедуры ее экологической сертификации подтверждает отсутствие загрязнения окружающей среды хлорорганическими соединениями в процессе изготовления, обработки, хранения, переработки и утилизации определенной группы продукции.

С принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» (1992) в стране введена обязательная сертификация товаров (работ и услуг), на которые  устанавливаются требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды. Однако введение экологической сертификации требует разработки эффективного механизма реализации данного закона, что связано, прежде всего, с созданием необходимой информационной базы об изготовителе и потребителе продукции с точки зрения соблюдения экологических требований, с разработкой соответствующих стандартов на продукцию, работы и услуги. Важное значение имеет также вопрос о согласовании национальных и международных экологических требований и стандартов.

На территории России отсутствует  единое для всей страны понятие экологических  продуктов. Длящиеся в течение нескольких лет споры и прения относительно того, как определить экологические продукты дошли до того, что фактически перешли в область демагогии и полностью дистанцировались от потребительских предпочтений. На сегодняшний момент рынку предлагается не менее 10 вариантов названий данной категории продукции: экологически чистый продукт, экологически безопасный, экологический, экологичный, натуральный, organic, eco, bio и т.д. Подобная ситуация может привести к тому, что потребитель перестанет выделять данную категорию среди общей массы продуктов питания. Одно из самых распространенных наименований — «экологически чистый продукт» — запрещено к употреблению в качестве маркировки продукции в соответствии с ГОСТом Р 51074-2003. Таким образом, производитель вынужден маркировать продукцию в соответствии со своим видением рынка. Опрос производителей, проведенный агентством CVS Consulting, подтвердил это.

В России отсутствуют единые для всей территории критерии, отличающие экологические продукты от обычной продукции. Создание и развитие рынка экологических продуктов в России невозможно без разработки подробного перечня критериев, выделяющих экологический продукт на рынке. Данные критерии должны не только стать основой для работы производителей с поставщиками, дистрибуторами, предприятиями розничной торговли. Наличие единых критериев наравне с определением понятия экологических продуктов позволит позиционировать их перед потребителем, обратить его внимание на основные потребительские качества продукции, разработать грамотную стратегию продвижения.

Отсутствует четкое понимание  производителями и продавцами места экологических продуктов на рынке. По заявлениям ряда чиновников в России «около 80% продукции пищевой отрасли являются экологически чистыми». Подобные высказывания не только безосновательны и непрофессиональны, но и тормозят развитие рынка, направляя многих производителей по ложному пути. Во-первых, экологичность продукции должна быть подтверждена соответствующими сертификатами, как и регионы, в которых эта продукция была выращена и переработана. К сожалению, на сегодняшний момент подобные сертификаты имеет весьма незначительное количество компаний. Во-вторых, экологическое производство в современных условиях не может быть массовым. Это в свою очередь должно ориентировать производителей нацеливать свою продукцию не на mass market, а на премиальный сегмент. Таким образом, целевым потребителем экологических продуктов являются жители крупных городов с достатком выше среднего, преимущественно имеющие высшее образование, успешные в карьере, стремящиеся к здоровому образу жизни, в том числе, к здоровому питанию. Экологические продукты не могут стоить столько же, сколько и обычные продукты питания.

В России на сегодняшний момент действуют несколько ассоциаций, фондов и других организаций, объединяющих производителей экологических продуктов.

 

 

Заключение

Для осуществления перехода к устойчивому развитию должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных  объектов и услуг. Система экологической  сертификации должна включать такие  направления как технологические  процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические  услуги, объекты окружающей среды  и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов  необходимо ввести понятие «соответствие  уровню техники», которое существует в законодательстве многих стран. Это  означает, что для различных технологий производства однородной продукции  уровень выбросов (сбросов), потребляемого  сырья, воды и энергии не должен превышать  показателей, установленных как  предельно допустимые на данный период времени, приближенных к показателям  новых технологических процессов.

Рынок сегодня нуждается  не только и не столько в законодательных решениях, сколько в консолидации производственных и торговых компаний, поставщиков, дистрибуторов, экспертов в создании правил игры на зарождающемся рынке.

На сегодняшний день в России производители и продавцы, а также импортеры экологической продукции разрознены и не является действительно значимой силой, способной придать мощный толчок для развития рынка.

Потребитель, имея явное  стремление покупать здоровые, экологические  продукты, не имеет возможности осуществить осознанный выбор, так как не разбирается в знаках экологической маркировки.

Усилий одной компании для создания категории экологических  продуктов и формирования условий для осознанного потребительского выбора в недостаточно, главным образом, по финансовым соображениям.

Обобщая тенденции развития международной экологической сертификации, следует отметить, что она получает все большее распространение  в мире и при этом привлекает в  свои ряды все большее число участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Корнилов А.Г. Проблемы формирования экономического механизма управления природопользованием. - Чебоксары: Изд-во КЛИО, 1997.

2. Лукьянчиков Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М.: НИА-Природа, 1998. - 236 с.

3. Нестеров А.П., Нестеров П.М. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

4. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов//Под ред. проф. Э.В.Гирусова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.

5. Медиаресурс Портал www.EcoRussia.info

6. Медиаресурс «Экология и охрана природы» www.newecologist.ru

7. Сайт ассоциации GEN: http://www.globalecolabelling.net/index.html

8. Информационный портал о черной и цветной металлургии Украинской Ассоциации сталеплавильщиков. Экологическая сертификация http://www.uas.su/books/2011/sertifikacia/34/razdel34.php

 


Информация о работе Экологическая маркировка и сертификация продукции