Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:51, лекция
Под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы с целью предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
1. Общие положения.
2. Нормативно-правовые документы.
3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе.
4. Роль подзаконных актов в области экологической экспертизы.
5. Развитие системы экологической экспертизы в России.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет охраны труда и окружающей среды
Кафедра социальной экологии и природопользования
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
В.М. Зубкова
«___» сентября 2011 года
Кандидат военных наук, доцент
Ваулин Николай Юрьевич
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Лекция № 1 ээ по дисциплине «Экологическая экспертиза» для студентов, обучающихся по специальности № 020805.65 «Экология»
Учебные вопросы:
1. Общие положения.
2. Нормативно-правовые документы.
3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе.
4. Роль подзаконных актов в области экологической экспертизы.
5. Развитие системы экологической экспертизы в России.
Москва 2010
Первый учебный вопрос
«Общие положения»
Под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы с целью предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Экологическая экспертиза осуществляется на основании законов РФ “Об охране окружающей среды”, “Об экологической экспертизе” и в соответствии с другими руководящими документами, в том числе ведомственными, и представляет собой комплекс организационных и научно-технических мероприятий, направленных на установление потенциального или фактического неблагоприятного воздействия техники, различных объектов и видов деятельности на окружающую среду и человека.
Государственное законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную экологическую экспертизу и общественную экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном законом “Об экологической экспертизе” и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе научных, общественных организаций, граждан, органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды. Результаты общественной экологической экспертизы становятся юридически обязательными после утверждения их органами государственной экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:
презумпции (предположения) потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки влияния на окружающую природную среду деятельности человека и его последствий;
обязательности требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.
Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости, принадлежности и экологического обоснования лицензий и сертификатов. Перечень объектов, относящихся к государственной экологической экспертизе, в различных ведомствах может отличаться. Так, например, в министерстве обороны к объектам, подлежащим государственной экологической экспертизе, относятся:
предпроектные и проектные материалы по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники;
технико-экономические обоснования и проекты создания ( реконструкции ) военных объектов, в том числе и специального назначения;
проектные материалы и программы (мероприятия) по утилизации вооружения и военной техники, в т.ч. по сооружениям, оборудованию и технологии утилизации и уничтожения ВВТ на военных объектах;
проекты программ и методик полигонных, войсковых, ресурсных и других испытаний ВВТ;
планы крупных учений (окружных, флотских, видовых и других), связанных с привлечением ВВТ;
проекты генеральных планов строительства полигонов, учебных центров, учебно-тренировочных полей и других сооружений.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, назначаемыми совместным решением различных министерств и ведомств, а также экологическими структурами органов исполнительной власти. В соответствии с законом “Об экологической экспертизе” на всех объектах может проводиться общественная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую, военную или охраняемую законом тайну.
На основе заключения государственной экологической экспертизы между природопользователем и исполнительным органом местной власти заключается договор на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и выдается лицензия на комплексное природопользование с указанием видов, объемов и лимитов деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологических требований, при соблюдении которых допускается использование природных ресурсов (энергетических, атмосферных, водных, литосферных, климатических, растительности, животных и др.).
Второй учебный вопрос
«Нормативно-правовые документы»
Основными источниками законодательной базы РФ в области охраны окружающей среды являются:
международные договоры, конвенции, соглашения;
федеральные и региональные (на уровне субъектов РФ) законы;
указы Президента и постановления (распоряжения) исполнительных властей субъектов РФ;
системы государственных стандартов (ГОСТ и СНиП) и региональных стандартов и нормативов;
системы отраслевых стандартов (ОСТ, СанПиН, ПДК и др.);
система межведомственной и ведомственной нормативной документации (инструкции, правила, порядок и т.п.).
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды по общепринятым принципам и нормам международного права и положениям международных договоров РФ. Если международными договорами РФ установлены иные правила в области охраны окружающей среды и экологической экспертизы, чем предусмотренные федеральными законами, применяются правила международных договоров.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В целом правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования сосредоточены в следующих четырёх группах:
общих законопроектах (федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», федеральном законе от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», федеральном законе от 09.07.98 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», федеральном законе от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора));
блока законопроектов по экологической безопасности;
блока законопроектов по радиационной безопасности населения;
блока законопроектов по природным ресурсам.
Третий учебный вопрос
«Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
Федеральным законом в области экологической экспертизе определено, что «Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». В соответствии с этим законом на территории РФ осуществляются государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» построен следующим образом. Он включает:
1). принципы экологической экспертизы;
2). полномочия в области экологической экспертизы федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3). порядок проведения ГЭЭ, включая:
объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов РФ;
порядок формирования экспертной комиссии ГЭЭ;
права и обязанности эксперта и руководителя;
принятие заключения ГЭЭ;
4) порядок проведения ОЭЭ, включая:
объекты ОЭЭ;
условия проведения ОЭЭ;
отказ в государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ;
принятие заключения ОЭЭ;
5). права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе;
6). финансирование государственной и общественной экологической экспертизы;
7). виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
8). порядок разрешения споров в области экологической экспертизы между субъектами РФ и между муниципальными образованиями.
Различные споры в области экологической экспертизы разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных документов, а в случае отсутствия возможности достижения договоренности – в судебном порядке.
Четвёртый учебный вопрос
«Роль подзаконных актов в области экологической экспертизы»
Почти все законы, регулирующие вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, являются рамочными. Их отдельные положения дополняются Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Во исполнение их, в свою очередь, разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ.
Законы и правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон. В сфере ведения субъекта РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Определение юридической силы нормативного правового акта на уровне федерации производится согласно существующей иерархии правовых актов.
В том случае, когда противоречащие друг другу нормативные правовые акты равны по юридической силе, применяют нормативный акт, принятый позднее. Если друг другу противоречат общая и специальная нормы (содержащиеся в одном или нескольких правовых актах) применяется норма, имеющая более специальный характер.
Пятый учебный вопрос
«Развитие системы экологической экспертизы в России»
Официальным началом деятельности по оценке воздействия окружающей среды (ОВОС) в нашей стране принято считать 1985 год, когда были утверждены СН и П 1.02.01-85 «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», где в прил. 4 «Охрана окружающей природной среды» появилась рекомендация, согласно которой этот раздел рабочего проекта строительства должен был содержать «комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружающую природную среду, включая флору и фауну».
Информация о работе Экологическая экспертиза. Общие положения