Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 13:25, курсовая работа
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к природопользованию:
• была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР),
• было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомрироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
• в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы.
Курсовая: Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза
Асташов К. В.
Введение
Постановление ЦК КПСС
и Совета министров СССР от 7 января
1988 г. создало условия для
• была реформирована
система природоохранных органов. Указанным
постановлением был создан надведомственный
орган Госкомприроды СССР (впоследствии
— Министерство природопользования и
охраны окружающей среды СССР),
• было признано целесообразным
создать в Москве в системе
Госкомрироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский
центр по проблемам охраны окружающей
среды и рационального использования
природных ресурсов
• в соответствии
с постановлением была создана система
экологической экспертизы.
Важным этапом в
формировании экологического законодательства
явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции
РФ, которая определила равноправие различных
форм собственности (государственной,
муниципальной и частной) на землю и иные
природные ресурсы (ст. 9, 36), а также право
граждан на благоприятную окружающую
среду I,CT 42). В прежней Конституции страны
декларировалась только государственная
собственность на природные ресурсы. После
принятия Конституции РФ практически
полностью было пересмотрено законодательство
Российской Федерации, в том числе и экологическое.
Сформировалось новое экологическое законодательство
Российской Федерации, структура которого
была уже рассмотрена выше. Экспертиза
— это исследование специалистом (экспертом)
каких-либо вопросов, решение которых
требует специальных познаний в области
науки, техники или искусства. Экспертные
оценки представляют собой количественные
и (или) пор (ко-вые оценки процессов или
явлений, не поддающихся непосредственному
измерению, а поэтому основываются на
суждениях специалистов. Экологическая
экспертиза — это установление соответствия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и определение
допустимости реализации объекта экологической
экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности
на окружающую природную среду и связанных
с ними социальных, экологических и других
последствий реализации объекта этой
экспертизы. Экологическая экспертиза
проводится на строительство новых, реконструкцию
действующих заводов, фабрик, шахт, рудников,
машин, оборудования, а также материалов,
приборов, оказание услуг и т.п., использование
которых ведет к загрязнению окружающей
среды и разрушению экосистем, нерациональному
использованию природных ресурсов, наносит
вред здоровью населения, растительному
и животному миру. Требования к качеству
и обоснованности проведения экологических
экспертиз постоянно повышаются наряду
с ускорением научно-технического прогресса,
внедрением в производство новейшей техники
и технологии. В связи с этим периодически
пересматриваются законодательные и нормативные
материалы. Федеральный закон «Об экологической
экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ. регулирует
отношения в области экологической экспертизы.
Он направлен на реализацию конституционного
права граждан Российской Федерации на
благоприятную окружающую среду посредством
предупреждения негативных воздействий
хозяйственной и иной деятельности на
эту среду и предусматривает реализацию
конституционного права субъектов Российской
Федерации на совместное ведение вопросов
охраны окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности. Наряду с
этим законом действует постановление
Правительства Российской Федерации от
11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения
о порядке проведения государственной
экологической экспертизы». Экологическая
экспертиза основывается на принципах:
• презумпции потенциальной
экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной и другой
деятельности;
• обязательности проведения
государственной экологической
экспертизы до принятия решений о
реализации объекта экологической экспертизы;
• комплексности
оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и другой
деятельности и его последствий;
• обязательности учета
требований экологической безопас-ност
и при проведении экологической
экспертизы;
• достоверности
и полноты информации, представляемой
на экологическую экспертизу;
• независимости
экспертов при осуществлении
полномочий в области экологической
экспертизы;
• научной обоснованности,
объективности и законности заключений
экологической экспертизы;
• гласности, участия
общественных организаций (объединений),
учета общественного мнения;
• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Понятие Экологической
Экспертизы
Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» [4] определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы». При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия — «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ). Оно содержится в ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды» [3]: «Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как «организационно-правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности». А эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию экологической оценки.
Понятие оценки воздействия
на окружающую среду
На первый взгляд
похожие понятия ЭЭ и оценка воздействия
на окружающую среду, имеют и некоторые
различия, требующие пояснений (ОВОС).
1. ОВОС — это
«процедура учета»
2. ОВОС по своей
сути является процессом
3. Целью ОВОС и
экологического обоснования
Понятие Экологического
Образования
Не имеющее четкого правового закрепления, понятие «экологическое обоснование» (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии России [103] как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека. Очень похожее на ОВОС экологическое обоснование фактически является составной частью проекта или (реже) предшествующим ему мероприятием. I Рассматривая организационный ряд («жизненный цикл проекта»): исследование — обоснование — проектирование - экспертиза — решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из этих мероприятий. Экологическое сопровождение проекта должно начинаться с ОВОС, являющейся составной частью исследования. Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, являясь начальной стадией проектирования, входящей в этап технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР). В настоящее время ОВОС или входит как составная часть в проект, заменяя отсутствующее ЭО, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта.
Правовая база экологической
экспертизы в России
Правовое регулирование
эколого-экспертной деятельности как
одного из видов экологического менеджмента
- управления охраной окружающей среды,
рациональным природопользованием и обеспечением
экобезопасности, является составной
частью знаний будущего эксперта. Эти
знания базируются на изучении соответствующих
законов и подзаконных акты органов власти
и управления РФ в области экологической
экспертизы и ОВОС. При этом нормативная
база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь, опирается
на соответствующие нормативно-технические
документы (стандарты, нормы, правила и
т.д.) и методические (пособия, инструкции,
рекомендации, методики и др.) материалы,
разрабатываемые специализированными
ведомствами и научными учреждениями.
Структура российского законодательства
в области экологической экспертизы. В
настоящее время систему российского
законодательства в области экологической
экспертизы и ОВОС составляют, нормы статей
41 (п. 3) и 42 Конституция РФ, целевой федеральный
закон «Об экологической экспертизе»
[4] и ряд статей (ст. 35-39) базового закона
РФ «Об охране окружающей природной среды»
[3], являющегося фактически основами российского
экологического законодательства. Помимо
федеральных законов действует ряд указов
Президента РФ и постановлений Правительства,
конкретизирующих их. На основе Конституции
и указанных законов федерального уровня
представительными и исполнительными
органами власти и управления субъектов
федерации, а также органами местного
самоуправления постепенно разрабатываются
проекты и принимаются на своем уровне
соответствующие законы (например, в республике
Карелия или в Татарстане), другие правовые
акты и административные нормативно-правовые
документы соответствующего уровня. Действующие
законы регулируют в основном государственную
ЭЭ, в меньшей степени — общественную
ЭЭ и практически не касаются ОВОС. Закон
«Об охране окружающей природной среды»
[3] содержит специальный раздел (разд.
V), посвященный в основном государственной
ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе
принципу обязательности (ст 36), объектам
(ст. 37) и ответственности за невыполнение
требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья
закона посвящена общественной ЭЭ (ст.
39), которая практически не регламентируется
им, хотя и ставится в зависимость от государственной
экспертизы Помимо указанных статей закона,
напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует
ещё несколько, косвенно относящихся к
данной области Это статьи раздела IV о
нормировании качества окружающей среды
(ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII
(ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям,
учитываемым в ходе экологической экспертизы.
Федеральный закон «Об
экологической экспертизе» [4] развивает
нормы указанного выше, более подробно
регулирует отношения в области ЭЭ и целиком
посвящен этому вопросу (т.е. является
целевым законом). В этом законе впервые
дается определение экологической экспертизы
вообще, а не только государственной (ст.
1), более подробно раскрываются принципы
(ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава
II закрепляет полномочия органов государственной
власти и местного самоуправления, в т
ч Президента, Федерального Собрания и
Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения
субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов
местного самоуправления в области ЭЭ
(ст. 9). Кроме того, данная глава впервые
вводит понятие «специально уполномоченные
государственные органы в области экологической
экспертизы», распределяет их полномочия,
права и обязанности между федеральным
(ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.Глава
III закона [4] полностью посвящена государственной
экологической экспертизе, конкретизирует
объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11)
и уровня субъектов федерации (ст. 12), дает
юридическое определение понятия «специально
уполномоченная государственные органы
в области экологической экспертизу (ст.
13), закрепляет самый общий порядок проведения
ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности
экспертной коми сии (ст. 15), её эксперта
(ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует
различия в юридической силе заключений
эксперта комиссии и государственной
экологической экспертизы (ст. 18).
Более подробно, чем
в законе [3] глава IV закона «Об экологической
экспертизе» регламентирует общественную
ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты (ст. 21),
порядок (ст. 22) и условия проведения (ст.
23), правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус
её заключения (ст. 25), права граждан и общественных
организаций в этой области (ст. 19). В специальной
главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности
(ст. 27) заказчиков документации, подлежащей
ЭЭ. В общих чертах главой VI определен
порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ
(ст. 29). Важнейшую роль в механизме реализации
данного закона играет глава VII, закрепившая
соответствующие виды нарушений (ст. 30)
и виды ответственности за нарушения законодательства
РФ об экологической экспертизе: уголовную
(ст. 31), административную (ст. 32), материальную
(ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем
виде описывается порядок разрешения
споров в области ЭЭ (ст. 35). Закрепляется
принцип верховности международного законодательства
в области ЭЭ над российским национальным
(ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38)
о приведении в соответствии с данным
законом всех правовых актов Президента,
Правительства, ведомств и субъектов Российской
Федерации, а также органов местного самоуправления
по вопросам ЭЭ и реализации объектов,
подлежащих ей. Указанные выше федеральные
законы формируют основы законодательства
в области ЭЭ, но практически, не являясь
законами прямого действия, они требуют
наличия конкретизирующих и дополняющих
их подзаконных нормативных и правовых
актов Президента и Правительства РФ,
ведомств, субъектов федерации и органов
местного самоуправления. К данной нормативно-правовой
документации в области ЭЭ и ОВОС относятся
следующие подзаконные акты: