Контрольная
работа
По
дисциплине: Природопользование
На
тему: Экологическая
экспертиза
Выполнила:
Карандина Г. В.
Группа 9Г8
Рязань
2011г.
Содержание:
- Экологическая
экспертиза
- Государственная
экологическая экспертиза
- Общественная
экологическая экспертиза
- Финансирование
экологической экспертизы
- Список литературы
Экологическая
экспертиза.
Правовой
механизм управления природопользованием
и охраной окружающей среды включает
в себя и такую важную форму
предупредительного экологического контроля,
как экспертизу.
Экспертиза
- это исследование специалистом (экспертом)
каких-либо вопросов, решение которых
требует специальных познаний в области
науки, техники или искусства. Экспертные
оценки представляют собой количественные
и (или) порядковые оценки процессов или
явлений, не поддающихся непосредственному
измерению, а поэтому основываются на
суждениях специалистов.
Экологическая
экспертиза – это установление соответствия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и определение
допустимости реализации объекта экологической
экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности
на окружающую природную среду и связанных
с ними социальных, экологических и других
последствий реализации объекта этой
экспертизы. Экологическая экспертиза
проводится на строительство новых, реконструкцию
действующих заводов, фабрик, шахт, рудников,
машин, оборудования, а также материалов,
приборов, оказание услуг и т.п., использование
которых ведет к загрязнению окружающей
среды и разрушению экосистем, нерациональному
использованию природных ресурсов, наносит
вред здоровью населения, растительному
и животному миру.
Экологическая
экспертиза становится одной из важных
функций государственной экологической
политики. Сейчас уже невозможно представить
превентивное правовое регулирование
хозяйственной деятельности без экологической
экспертизы, нацеленной на снижение экологического
риска при принятии решений. Еще более
глубоким и объемным вариантом проведения
экологической экспертизы в последние
годы служит – оценка
воздействия на окружающую
среду (ОВОС).
ОВОС
проводится при разработке всех вариантов
предпроектной, в том числе прединвестиционной
и проектной, документации. Процедура
ОВОС предшествует проведению государственной
экологической экспертизы и выполняется
для предварительной оценки прямого или
косвенного воздействия, которое может
оказать хозяйственная или иная деятельность
на окружающую среду и в первую очередь
на здоровье людей, экосистемы и отдельные
виды растений и животных. Организует
и обеспечивает ОВОС заказчик проекта,
финансируя всю деятельность по оценке
воздействия. Согласно Международной
конвенции ОВОС в полном объеме проводится
для таких объектов, как тепловые электростанции,
АЭС с мощностью больше 300 МВт, нефтеочистительные
заводы, нефте- и газопроводы, метрополитены,
крупные плотины и водохранилища и другие
экологически опасные крупные объекты.
Перед
началом проектирования и проведения
ОВОС заказчик готовит «Уведомление
о намерениях». Итогом ОВОС служит официальное
«Заявление о воздействиях на окружающую
среду». После прохождения процедуры ОВОС,
его материалы вместе с заявлением о воздействиях
на окружающую среду направляются на государственную
экологическую экспертизу.
Требования
к качеству и обоснованности проведения
экологических экспертиз постоянно
повышаются наряду с ускорением научно-технического
прогресса, внедрением в производство
новейшей техники и технологии. В
связи с этим периодически пересматриваются
законодательные и нормативные материалы.
Федеральный
закон «Об экологической экспертизе»
от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ регулирует отношения
в области экологической экспертизы.
Он направлен на реализацию конституционного
права граждан Российской Федерации
на благоприятную окружающую среду
посредством предупреждения негативных
воздействий хозяйственной или иной деятельности
на эту среду и предусматривает реализацию
конституционного права субъектов Российской
Федерации на совместное ведение вопросов
охраны окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности. Наряду с
этим законом действует постановление
Правительства Российской Федерации от
11 июня 1996г. №698 «Об утверждении Положения
о порядке проведения государственной
экологической экспертизы».
Экологическая
экспертиза основывается
на принципах:
- презумпции
потенциальной экологической опасности
любой намечаемой хозяйственной или другой
деятельности;
- обязательности
проведения государственной экологической
экспертизы до принятия решений о реализации
объекта экологической экспертизы;
- комплексности
оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и другой деятельности
и его последствий;
- обязательности
учета требований экологической безопасности
при проведении экологической экспертизы;
- достоверности
и полноты информации, предоставляемой
на экологическую экспертизу;
- независимости
экспертов при осуществлении полномочий
в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности,
объективности и законности заключений
экологической экспертизы;
- гласности,
участия общественных организаций (объединений),
учета общественного мнения;
- ответственности
участников экологической экспертизы
и заинтересованных лиц за организацию,
проведение, качество экологической экспертизы.
Федеральным
законом «Об экологической экспертизе»
предусмотрено проведение двух видов
экспертиз: государственной и общественной.
Государственная
экологическая экспертиза.
Проведение
государственной экологической
экспертизы организуется Государственным
комитетом РФ по охране окружающей
среды (Госкомэкологии России) и его органами
во всех субъектах Российской Федерации
(республиках, краях, автономных образованиях,
городах).
Заключение
государственной экологической
экспертизы является обязательным для
исполнения всеми юридическими и физическими
лицами, которым адресовано. Данные заключения
может быть обжаловано только в судебном
порядке, а также в арбитражном суде.
Обязательной
государственной
экологической экспертизе,
проводимой на федеральном
уровне, подлежат:
- проекты правовых
актов Российской Федерации нормативного
и ненормативного характера, реализация
которых может привести к негативным воздействиям
на окружающую природную среду, нормативно-технических
и инструктивно-методических документов,
утверждаемых органами государственной
власти РФ, регламентирующих хозяйственную
и иную деятельность, которая может оказать
воздействие на окружающую природную
среду, в том числе использование природных
ресурсов и охрану окружающей природной
среды;
- материалы,
подлежащие утверждению органами государственной
власти РФ и предшествующие разработке
прогнозов развития и размещения производительных
сил на территории Российской Федерации;
- технико-экономические
обоснования и проекты строительства,
реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации
организаций и иных объектов хозяйственной
деятельности РФ и другие проекты независимо
от их сметной стоимости, ведомственной
принадлежности и форм собственности,
осуществление которых может оказать
воздействие на окружающую природную
среду в пределах территории двух и более
субъектов РФ, в том числе материалы по
созданию гражданами или юридическими
лицами РФ с участием иностранных граждан
или иностранных юридических лиц организаций,
объем иностранных инвестиций, в которые
превышает 500 тыс. долл.;
- технико-экономические
обоснования и проекты хозяйственной
деятельности, которая может оказывать
воздействие на окружающую природную
среду сопредельных государств, или для
осуществления которой необходимо использование
общих с сопредельными государствами
природных объектов, или которая затрагивает
интересы сопредельных государств, определенные
«Конвенцией об оценке воздействия на
окружающую среду в трансграничном контексте»;
- материалы
по созданию организаций горнодобывающей
и перерабатывающей промышленности, предусматривающие
использование природных ресурсов, которые
находятся в ведении Российской Федерации;
- проекты международных
договоров;
- документация,
обосновывающая соглашения о разделе
продукции и концессионные договоры, а
также другие договоры, предусматривающие
использование природных ресурсов и (или)
отходов производства, находящихся в ведении
РФ;
- материалы
обоснования лицензий на осуществление
деятельности, способной оказать воздействие
на окружающую природную среду, выдача
которых относится в соответствии с законодательством
РФ к компетенции федеральных органов
исполнительной власти;
- проекты технической
документации на новые технику, технологию,
материалы, вещества, сертифицируемые
товары и услуги, которые входят перечень,
утверждаемый федеральным специально
уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы, в
том числе на закупаемые за рубежом товары;
- материалы
комплексного экологического обследования
участков территорий, обосновывающие
придания этим территориям правового
статуса особо охраняемых природных территорий
федерального значения, зоны экологического
бедствия или зоны чрезвычайной экологической
ситуации, а также программы реабилитации
этих территорий;
- проекты схем
охраны и использования водных, лесных,
земельных и других природных ресурсов,
находящихся в ведении РФ;
- документация
на изменение функционального статуса,
вида и характера использования территорий
федерльного значения, в том числе материалы,
обосновывающие перевод лесных земель
в нелесные;
- иные виды
документации, обосновывающей хозяйственную
и иную деятельность, которая способна
оказывать прямое или косвенное воздействие
на окружающую природную среду в пределах
территории двух и более субъектов Российской
Федерации.
Обязательной
государственной
экологической экспертизе,
проводимой на уровне
субъектов Российской
Федерации, подлежат:
- проекты нормативных
правовых актов субъектов РФ, реализация
которых может привести к негативному
воздействию на окружающую природную
среду, нормативно-технических и инструктивно-методических
документов, утверждаемых органами государственной
власти субъектов РФ и регламентирующих
хозяйственную деятельность, в том числе
использование природных ресурсов и охрану
окружающей природной среды, и иную деятельность;
- материалы,
предшествующие разработке прогнозов
развития и размещения производительных
сил на территории субъектов РФ, в том
числе:
- проекты комплексных
и целевых социально-экономических, научно-технических
и иных программ субъектов РФ, при реализации
которых может быть оказано воздействие
на окружающую природную среду;
- проекты схем
развития отраслей народного хозяйства
субъектом РФ, в том числе промышленности;
- проекты генеральных
схем расселения, природопользования
и территориальной организации производительных
сил субъектов РФ;
- проекты территориальных
комплексных схем охраны природы и природопользования;
- проекты инвестиционных
программ субъектов РФ и органов местного
самоуправления;
- материалы
комплексного экологического обследования
участков территории, находящихся в пределах
территории субъектов РФ, для последующего
придания им правового статуса особо охраняемых
природных территорий субъектов РФ местного
назначения;
- документация,
обосновывающая соглашения о разделе
продукции и концессионные договоры, а
также другие договоры, предусматривающие
использование природных ресурсов и (или)
отходов производства, находящихся в ведении
субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- все виды
градостроительной документации, в том
числе:
- схемы и проекты
районной планировки административно-территориальных
образований;
- генеральные
планы городов, других поселений и их систем;
- проекты городской
и поселковой административной черты,
а также сельских поселений;
- генеральные
планы территорий, подведомственных органам
местного самоуправления, а также селитебных,
промышленных, рекреационных и других
функциональных зон;
- проекты детальной
планировки общественного центра, жилых
районов, магистралей городов;
- проекты застройки
кварталов и участков городов и других
поселений;
- проекты рекультивации
земель, нарушенных в результате геологоразведочных,
добычных, взрывных и иных видов работ;
- технико-экономические
обоснования и проекты строительства,
реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации
организаций и иных объектов хозяйственной
деятельности независимо от их сметной
стоимости, ведомственной принадлежности
и форм собственности, расположенных на
территории соответствующего субъекта
РФ за исключением объектов хозяйственной
деятельности находящихся в ведении РФ,
в том числе материалы по созданию гражданами
или юридическими лицами РФ с участием
иностранных граждан или иностранных
юридических лиц организаций, объем иностранных
инвестиций, в которые не превышает 500
тыс. долл.;
- документация,
обосновывающая соглашения о разделе
продукции с субъектами предпринимательской
деятельности при пользовании участками
недр регионального и местного назначения;
- проекты схем
охраны и использования водных, лесных,
земельных и других природных ресурсов,
находящихся в ведении субъектов Российской
Федерации, иная проектная документация
в этой области, в том числе проекты лесоустройства,
землепользования, охотоустройства;
- материалы,
обосновывающие получение лицензий на
осуществление деятельности, способной
оказать воздействие на окружающую природную
среду, выдача которых не относится к компетенции
федеральных органов исполнительной власти;
- иные виды
документации, которая обосновывает хозяйственную
и иную деятельность, и реализация которой
способна оказать прямое или косвенное
воздействие на окружающую природную
среду в пределах территории субъекта
Российской Федерации.
Права
граждан и общественных
организаций (объединений)
в области экологической
экспертизы. Граждане и общественные
организации (объединения) в области экологической
экспертизы имеют право:
- выдвигать
предложения в соответствии с Федеральным
законом «Об экологической экспертизе»
о проведении общественной экологической
экспертизы хозяйственной и иной деятельности,
реализация которой затрагивает экологические
интересы населения, проживающего на данной
территории;
- направлять
в письменной форме специально уполномоченным
государственным органам в области экологической
экспертизы аргументированные предложения
по экологическим аспектам намечаемой
хозяйственной и иной деятельности;
- получать
от специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы,
организующих проведение государственной
экологической экспертизы конкретных
объектов, и информацию о результатах
ее проведения;
- осуществлять
иные действия в области экологической
экспертизы, не противоречащие законодательству
Российской Федерации.