Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.
Тематика: «Воспитание нравственных качеств средствами художественных произведений», «О поощрениях и наказаниях», «Труд не игра, а серьезная форма воспитания самостоятельности, ответственности», «В воспитании надо знать меру» [Приложение 3].
С целью выявления и дальнейшего повышения уровня элементарной трудовой воспитанности также была предложена такая форма работы, как написание сочинений родителями о своих детях [Приложение 4]. Каждый из родителей написал о своем ребенке сочинение, из которого можно было узнать, какими элементарными трудовыми навыками и умениями владеет ребенок, насколько каждый ребенок в той или иной мере самостоятелен. Данная форма работы помогла спланировать работу по совершенствованию и повышению уровня элементарной трудовой воспитанности у детей младшего дошкольного возраста.
Также родители были приглашены на прослушивание консультаций «В воспитании нужно знать меру», «Как воспитать самостоятельного ребенка?» [Приложение 5]. В вышеперечисленных консультациях родителям была предложена информация о правильных путях воспитания в дальнейшем самостоятельного, независимого в полной мере от родителей ребенка.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
только совместная работа воспитателей
ДУ и родителей приведет к плодотворному
результату: младшие дошкольники
в будущем не будут целиком
и полностью зависеть от своих
родителей, а станут полноценными, всесторонне
развитыми и самостоятельными личностями
в современном обществе.
Заключение
Сотрудничество воспитателей и родителей в воспитательно-образовательном процессе содействует формированию и дальнейшему совершенствованию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
В
процессе наблюдений за элементарной
трудовой деятельностью детей младшего
дошкольного возраста удалось выявить
и охарактеризовать уровни трудовой
воспитанности и
Литература:
для работников дошк.учреждений/А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. – 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990. – 143 с.: ил.
Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.
4. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А. А. Гуз. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 191, [1] c.: ил.
5. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№2110 «Педагогика и психология (дошк.)». Под ред. В.И. Логиновой, П.Г Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
6. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для учащихся пед.училищ по .спец.2002 «Дошк.воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк.учреждениях»/В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр.и доп. – М.:Просвещение, 1986. – 415 с.
7. «Дружная семейка»: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов, психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /[сост. И. В. Голубева]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 45 [3] с.: ил.
8. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 окт. 1991 г., № 1202-ХII. (Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598). [Изм. и доп. : Закон от 4 авг. 2004 г., № 311-3 (Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2004 г., № 123, 2/1060) <Н 10400311>].
9. Катляр З.Н. Мой теплый дом: В 2 ч./З.Н. Катляр. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. – 88 с.
10.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник
для студ.сред.проф.учеб.заведений/
11. Концепция дошкольного образования Республики Беларусь//Пралеска. 2001. №1.
12. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. Мн.; М., 2001. (Библиотека практической психологии).
13.
Литвина, Н.В. Элементарная трудовая воспитанность
младших дошкольников/Н.В.Литвина//
14. Лобынько Л. В. Дошкольное учреждение и проблемная семья: опыт и организации работы: метод. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. В. Лобынько, Н. В. Авраменко. – Минск: зорны верасень, 2007. – 56с. – (Современное дошкольное учреждение).
15. Лысенко, В.Д. Приобщаем детей к труду: Пособ. для педагогов дошк.учреждений. – Мозырь; ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 61 с.
16. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
17. Минкина М.В. Чем и как занять ребенка дома. – Мн.: Полымя, 1983. – 191 с., ил.
18. Никитинова Л.А. Мама и детский сад: Кн.для воспитателей дет.сада и родителей.- М.: Просвещение, 1990. – 93 с.
19. Носова Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Е.а. Носова, Т.Ю. Швецова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 68с.
20. Н.М. Аксарина Воспитание детей раннего возраста. Изд.3-е, испр.и доп.- М., «Медицина», 1977, 304 с. с ил.
21. Организация сотрудничества детского сада и семьи: пособие для О-64 педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [сост. О. Ксенда]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 92 с.: ил.
22. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
23. Педагогика и психология семей.воспитания/М.И. Осипова П 24[и др.]; под ред. М.И. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.
24. Педагогика раннего возраста: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/ Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; Под ред.Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 336 с.
25. Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
26. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.
27. Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье/В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.
28.
Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания:
учеб.пособие/ В.В. Чечет. Мозырь, 2003
Уровень трудовой воспитанности младших дошкольников
|
| ||||||
Выполняет простые трудовые поручения взрослых с быстро достижимым результатом | Знает последо-вательность
одевания, раздевания, умывания
|
Умеет снимать и надевать одежду и обувь в определен- ной последо-ватель-ности, убирает их на место | После игр и др.
видов самост.дея-
тельности убирает на место игрушки, книжки, картинки |
Принимает участие
в уборке гр.участка д/с |
Принимает участие
в уходе за растениями и животными
уголка природы |
Замечает неопрят-ность в своей одежде и обуви, обраща-тся к взрослому с просьбой устранить ее | |
1.Бердникович Виолетта | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
2.Борисенок Влад | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
3.Вереник Настя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4.Гвоздева Вика | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
5.Данилевич Семен | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6.Дрождева Ксения | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
7.Забалов Коля | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 |
8.Звонкова Алеся | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9.Кашуба Божена | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
10.Крамич Антон | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 |
11.Лобанович Люда | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
12.Лепантьев Кирилл | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
13.Маголина Вероника | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
14.Окостко Даниил | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 |
15.Остапук Саша | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
16.Сидорова Карина | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 |
17.Сероокая Саша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
18.Стефаненко Маргарита | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Программа наблюдений за элементарной трудовой деятельностью младшего дошкольника
Вид труда | Вопросы для наблюдения |
Труд
по
самообслуживанию |
Умеет ли самостоятельно
или с помощью взрослого |
Хозяйственно-бытовой
труд |
Охотно ли выполняет элементарные задания, простые поручения взрослого (поставить стул к столу, расставить на столы хлебницы, салфетницы, разложить ложки и др.)? проявляет ли желание оказывать помощь другим детям (помочь одеться, застегнуть обувь, поправить одежду)? Убирает ли после игр и других видов самостоятельной деятельности на место игрушки, книжки, картинки? Принимает ли участие в уборке участка совместно с взрослым и другими детьми (собирать листья, палочки, камушки и др.)? с интересом ли наблюдает за трудом взрослых в групповой комнате (помощник воспитателя) и во время экскурсий (повар, врач)? Быстро отвлекается, или интерес относительно устойчив? Вызывает ли у него интерес трудовая деятельность старших детей? Охотно ли он за ней наблюдает (труд на участке детского сада, огорода)? |
Труд
в природе |
Принимает ли участие в уходе за растениями в уголке природы? Охотно ли участвует в этом виде труда? Качественно ли выполняет трудовые поручения? Принимает ли участие в уходе за животными в уголке природы (покормить рыбок, насыпать корм птичкам)? С желанием ли выполняет эту работу? Быстро ли отвлекается? С интересом ли наблюдает за трудом взрослых, старших детей в саду, на огороде? |