Формирование экологического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсачп1.docx

— 87.44 Кб (Скачать)

     Тематика: «Воспитание нравственных качеств средствами художественных произведений», «О поощрениях и наказаниях», «Труд не игра, а серьезная форма воспитания самостоятельности, ответственности», «В воспитании надо знать меру» [Приложение 3].

     С целью выявления и дальнейшего  повышения уровня элементарной трудовой воспитанности также была предложена такая форма работы, как написание  сочинений родителями о своих  детях [Приложение 4]. Каждый из родителей написал о своем ребенке сочинение, из которого можно было узнать, какими элементарными трудовыми навыками и умениями владеет ребенок, насколько каждый ребенок в той или иной мере самостоятелен. Данная форма работы помогла спланировать работу по совершенствованию и повышению уровня элементарной трудовой воспитанности у детей младшего дошкольного возраста.

     Также родители были приглашены на прослушивание  консультаций «В воспитании нужно знать  меру», «Как воспитать самостоятельного ребенка?» [Приложение 5]. В вышеперечисленных консультациях родителям была предложена информация о правильных путях воспитания в дальнейшем самостоятельного, независимого в полной мере от родителей ребенка.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  только совместная работа воспитателей ДУ и родителей приведет к плодотворному  результату: младшие дошкольники  в будущем не будут целиком  и полностью зависеть от своих  родителей, а станут полноценными, всесторонне  развитыми и самостоятельными личностями в современном обществе. 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Сотрудничество  воспитателей и родителей в воспитательно-образовательном процессе содействует формированию и дальнейшему совершенствованию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

     В процессе наблюдений за элементарной трудовой деятельностью детей младшего дошкольного возраста удалось выявить  и охарактеризовать уровни  трудовой воспитанности и самостоятельности  воспитанников. В последствие родители были приобщены к сотрудничеству в работе по воспитанию самостоятельности  у детей младшего дошкольного  возраста, что привело к плодотворному  результату: повышению уровня трудовой воспитанности младших дошкольников. 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература:

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1981.
  2. Васильева, А.И. и др. Старший воспитатель детского сада: пособие

 для работников дошк.учреждений/А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. – 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990. – 143 с.: ил.

  1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада /  

Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.

     4. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А. А. Гуз. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 191, [1] c.: ил.

     5. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№2110 «Педагогика и психология (дошк.)». Под ред. В.И. Логиновой, П.Г Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.

     6. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для учащихся пед.училищ по .спец.2002 «Дошк.воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк.учреждениях»/В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр.и доп. – М.:Просвещение, 1986. – 415 с.

     7. «Дружная семейка»: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов, психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /[сост. И. В. Голубева]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 45 [3] с.: ил.

     8. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 окт. 1991 г., № 1202-ХII. (Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598). [Изм. и доп. : Закон от 4 авг. 2004 г., № 311-3 (Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2004 г., № 123, 2/1060) <Н 10400311>].

     9. Катляр З.Н. Мой теплый дом: В 2 ч./З.Н. Катляр. – Мозырь: ООО ИД  «Белый Ветер», 2002. – 88 с.

     10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

     11. Концепция дошкольного образования Республики Беларусь//Пралеска. 2001. №1.

     12. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. Мн.; М., 2001. (Библиотека практической психологии).

     13. Литвина, Н.В. Элементарная трудовая воспитанность младших дошкольников/Н.В.Литвина//Пралеска. – 2004. - №7. – С.39-40.

     14. Лобынько Л. В. Дошкольное учреждение и проблемная семья: опыт и организации работы: метод. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. В. Лобынько, Н. В. Авраменко. – Минск: зорны верасень, 2007. – 56с. – (Современное дошкольное учреждение).

     15. Лысенко, В.Д. Приобщаем детей к труду: Пособ. для педагогов дошк.учреждений. – Мозырь; ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 61 с.

     16. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

     17. Минкина М.В. Чем и как занять ребенка дома. – Мн.: Полымя, 1983. – 191 с., ил.

     18. Никитинова Л.А. Мама и детский сад: Кн.для воспитателей дет.сада и родителей.- М.: Просвещение, 1990. – 93 с.

     19. Носова Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Е.а. Носова, Т.Ю. Швецова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 68с.

     20. Н.М. Аксарина Воспитание детей раннего возраста. Изд.3-е, испр.и доп.- М., «Медицина», 1977, 304 с. с  ил.

     21. Организация сотрудничества детского сада и семьи: пособие для О-64 педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [сост. О. Ксенда]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 92 с.: ил.

     22. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

     23. Педагогика и психология семей.воспитания/М.И. Осипова П 24[и др.]; под ред. М.И. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.

     24. Педагогика раннего возраста: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/ Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; Под ред.Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 336 с.

     25. Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

     26. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.

     27. Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье/В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.

     28. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб.пособие/ В.В. Чечет. Мозырь, 2003 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                        Приложение 1

     Уровень трудовой воспитанности  младших дошкольников

 
 
 
      
                                    Критерии и показатели
Выполняет простые трудовые поручения взрослых с быстро достижимым результатом Знает последо-вательность  одевания, раздевания, умывания

     

Умеет   снимать  и надевать одежду и обувь в  определен- ной последо-ватель-ности, убирает их на место После игр и др. видов самост.дея-

тельности убирает на место игрушки, книжки, картинки

Принимает участие  в уборке гр.участка д/с 
Принимает участие  в уходе за растениями и животными  уголка природы  
Замечает неопрят-ность  в своей одежде и обуви, обраща-тся  к взрослому с просьбой устранить  ее
1.Бердникович Виолетта 3 2 2 3 3 2 2
2.Борисенок Влад 2 2 2 3 3 2 2
3.Вереник Настя 3 3 3 3 3 3 3
4.Гвоздева Вика 2 2 3 3 3 2 2
5.Данилевич Семен 2 2 2 2 2 2 2
6.Дрождева Ксения 2 2 2 3 2 2 2
7.Забалов Коля 2 2 2 3 3 3 2
8.Звонкова Алеся 3 3 3 3 3 3 3
9.Кашуба Божена 2 2 2 3 3 2 2
10.Крамич Антон 2 2 2 3 3 3 2
11.Лобанович Люда 3 3 3 3 3 3 3
12.Лепантьев Кирилл 2 2 2 2 2 3 2
13.Маголина Вероника 2 3 3 3 3 3 3
14.Окостко Даниил 2 2 2 3 2 3 2
15.Остапук Саша 2 2 2 2 2 2 2
16.Сидорова Карина 2 2 2 3 3 3 2
17.Сероокая Саша 3 3 3 3 3 3 3
18.Стефаненко Маргарита 3 3 3 3 3 2 3
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                  Приложение 2

Программа наблюдений за элементарной трудовой деятельностью  младшего дошкольника

Вид труда Вопросы для наблюдения
Труд  по

самообслуживанию

Умеет ли самостоятельно или с помощью взрослого расстегивать и застегивать пуговицы спереди  на рубашке, кофточке, курточке? Может  ли самостоятельно или с помощью  надевать обувь, расшнуровывать и зашнуровывать  ботинки, кроссовки, расстегивать и  застегивать туфли, босоножки, сандалии? Ставит ли самостоятельно или только после напоминания обувь на место (в шкаф, под стул)? Умеет ли снимать  и надевать предметы одежды в определенной последовательности: штаны или брюки, обувь, свитер или кофту, шапку, куртку или пальто? Делает ли это аккуратно? Кладет ли самостоятельно или с помощью  взрослого личные вещи на место (в  шкаф, на стул)? Умеет ли самостоятельно или с помощью мыть руки с мылом  и вытирать их насухо полотенцем? Замечает ли неопрятность, неаккуратность в  своей одежде, обуви, внешнем виде (не заправлена рубашка, развязался бант, расстегнулась обувь), обращается ли к взрослому, чтобы с его помощью  привести себя в порядок?
Хозяйственно-бытовой

труд

Охотно ли выполняет  элементарные задания, простые поручения  взрослого (поставить стул к столу, расставить на столы хлебницы, салфетницы, разложить ложки и др.)? проявляет  ли желание оказывать помощь другим детям (помочь одеться, застегнуть обувь, поправить одежду)? Убирает ли после  игр и других видов самостоятельной  деятельности на место игрушки, книжки, картинки? Принимает ли участие в  уборке участка совместно с взрослым и другими детьми (собирать листья, палочки, камушки и др.)? с интересом  ли наблюдает за трудом взрослых в  групповой комнате (помощник воспитателя) и во время экскурсий (повар, врач)? Быстро отвлекается, или интерес  относительно устойчив? Вызывает ли у  него интерес трудовая деятельность старших детей? Охотно ли он за ней  наблюдает (труд на участке детского сада, огорода)?
Труд

в природе

Принимает ли участие  в уходе за растениями в уголке природы? Охотно ли участвует в этом виде труда? Качественно ли выполняет  трудовые поручения? Принимает ли участие  в уходе за животными в уголке природы (покормить рыбок, насыпать корм птичкам)? С желанием ли выполняет  эту работу? Быстро ли отвлекается? С интересом ли наблюдает за трудом взрослых, старших детей в саду, на огороде?

Информация о работе Формирование экологического сознания