Формирование экологического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсачп1.docx

— 87.44 Кб (Скачать)

      Поэтому необходимо разъяснить родителям детей  дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружить их соответствующими педагогическими знаниями и методами.

      Самостоятельность – ценное качество, необходимое  человеку в жизни.

      Дети  по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас незнакомо стремление ребенка  к самостоятельности. «Я сам» - говорит  он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить  его.

      Взрослые  торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не сможет выполнить  это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый все сделает  быстрее и лучше.

      Но  оказывают ли родители действенную  помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы  матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливаться при умывании, может сам раздеться и т.п.

      Конечно, ребенок не сразу и с большим  трудом приобретает необходимые  навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать необходимые условия в семье: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета и т.д. Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, если требовать, чтобы ребенок был самостоятельным при умывании, а кран и умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он будет стремиться умыться самостоятельно – встанет на носки, а вода польется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезно затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

      Но  создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности  у детей. Необходимо также правильно  руководить действиями детей. Прежде чем  требовать от ребенка самостоятельности  в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе умывания, одевания, еды. Обучая детей тем или  иным действиям, необходимо наглядно демонстрировать  способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание ребенка необходимо обращать на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки одевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку» и т.д.

            Желательно, чтобы показ  действий и попытки детей выполнить  их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка  на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ребенку быстрее  усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

      Обучая  детей, необходимо учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка  пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно  пользоваться ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные  с раздеванием, быстрее осваиваются  детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться  мыть руки, а потом и лицо.

      Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

      В труде по самообслуживанию ребенка  учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в  определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую  сторону, аккуратно складывать, вешать ее.

      В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой, например, можно  закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С  помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать  за тем, как ребенок ест, умывается.

      Воспитывая  самостоятельность, нужно стараться  как можно реже прибегать к  замечаниям, наставлениям, порицаниям. Поэтому больше нужно опираться на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает мене остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у дошкольников интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

      Оценивая  то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что  сделано ребенком хорошо, а что  ему не совсем удалось. Оценки взрослых важны для ребенка, именно поэтому взрослые должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной, она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

      В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражаемостью. Все увиденное  ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать  у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для  подражания. Если родители сами не будут  класть вещи на место, аккуратно с  ними обращаться, а станут лишь требовать  этого от детей, то им не удастся воспитать у своих детей привычки к аккуратности.

      При воспитании у детей самостоятельности  в самообслуживании необходимо учитывать  возрастные особенности дошкольников. Так, если поручить ребенку, которому еще  нет трех лет, самостоятельно завязать шнурки, то эта задача окажется для  него слишком сложной. Конечно, можно  достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего  возбуждения ребенка. Раз это  далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неудачно.

      Труд  должен приносить ребенку радость, поэтому не надо его упрекать в  медлительности и небрежности. Это  может вызвать отрицательное  эмоциональное состояние, повлечь  за собой нежелание принять участие  в труде следующий раз. Опыт придет постепенно, сначала нужно вызвать интерес.

      Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, самостоятельности, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

     С появлением новых видов труда  у детей расширяются возможности  их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом  виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость приложения ребенком усилий, проявления настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает  у него чувство ответственности.

      Семья располагает благоприятными условиями  для привлечения ребенка-дошкольника  к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для всех членов семьи. Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

      Характерны  мотивы труду детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга  перед семьей, зарождающееся в  этом возрасте. Распространенный мотив совместного труда ребенка с родителями – стремлению к общению с ними: «Люблю с папой делать что-нибудь», «мне с мамой всегда весело трудиться».

      В семье дети часто занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды и т.д.

      Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие. Однако отсутствие во многих семьях целенаправленного использования труда для нравственно-волевого развития ребенка приводит к недостаткам, которые отмечают и сами родители. Так, на вопросы педагога (было опрошено 300 человек), проявляет ли ребенок самостоятельность при выполнении обязанностей, умеет ли ставить цель труда, планировать свою работу, доводить ее до намеченного результата, были получены ответы от родителей старших дошкольников, которые затем проанализировали. Оказалось, что большинство детей неустойчивы в достижении результата, который часто зависит от ситуации или их настроения, не сосредоточены на выполняемой работе. Однако многие дети умеют самостоятельно планировать свою работу. Лишь небольшая часть детей выполнила свои повседневные обязанности без напоминания взрослых и смогла самостоятельно довести до конца начатую работу [3,  с90].

      В настоящее время процент таких недостатков намного выше. Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которое проявляется в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость. Стремясь воспитать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, что, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду.

      Хотелось  бы отметить, что в семьях также  недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет  потребностей детей в общении  с родными, позволяет взрослым осуществлять контроль над детской деятельностью. Взрослый собственным трудом дает ребенку пример правильного выполнения работы, передает ему рациональные приемы труда и т.д.

      Отсутствие  в современных, особенно городских, семьях потребности в участии  детей дошкольного возраста в  хозяйственно-бытовом труде приводит к тому, что ребенок ограничивается трудом по самообслуживанию. Отстранения  ребенка от участия в труде  семьи наносит урон его нравственному  воспитанию.

      В то же время хозяйственно-бытовой  труд наиболее распространен в семьях: уборка помещения, стирка, приготовление  пищи и т.д. В них дошкольник может  принимать посильное участие. Потребность  в этом труде постоянна. Мотивы его  понятны, близки ребенку, связаны с  чувством любви к родным. Правда, труд этот, постоянно повторяющийся, по мере овладения ребенком навыками его выполнения теряет новизну и  привлекательность. Поэтому на первых порах особенно необходима такая  организация труда, которая устраняла  бы его однообразие.

      Ручной  труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно  распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен  ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-бытового труда. Выполненные ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготавливается в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада и т.п. Ручной труд требует от ребенка  проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых  качеств.

Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и  животными. В большинстве городских  семей, как правило, есть растения или  животные. К сожалению, уход за ними чаще осуществляют взрослые. Они не доверяют детям: считают, что те могут  облиться, испачкаться и т.п. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к  животным и растениям, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность.

      Чем же определяется воспитательная ценность этого виды труда? Во-первых, труд по уходу за комнатными растениями и  животными эмоционально окрашен: общение  детей с живыми объектами природы  является для них источником огромной радости. Во-вторых, выращивая растения и ухаживая за животными, ребенком чувствует  себя «творцом», видит значение своего труда. В-третьих, у ребенка есть возможность трудиться рядом  с мамой, папой, бабушкой: в дошкольном возрасте отношение ребенка к  труду связано с его отношением к тем взрослым, с которыми он трудится вместе или которые организуют его труд, побуждают действовать. В-четвертых, этот вид деятельности позволяет сочетать умственные и  волевые усилия ребенка, требует  определенных знаний.

Информация о работе Формирование экологического сознания