Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда.
Создать для ребенка наиболее действенный мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития ребенка.
Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны для них.
Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывать у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.
Не
зря еще говорят, что воспитание детей
начинается с воспитания их родителей.
Представим себе такую ситуацию, в которой
взрослый чем-то очень увлечен. Например,
он хочет сделать в доме ремонт. И вот он
уже продумывает детали, интерьер, мебель.
Какие будут обои, куда поставить диван.
Каждому взрослому хочется жить в квартире
с ремонтом своей мечты. И каждому интересно
все сделать самому. И тут залетает кто-то,
выхватывает все наброски, выкидывает
их в мусор и говорит:
- Я сам все сделаю! Я же это сделаю гораздо
лучше! Диван поставим сюда, обои будут
вот такие, а ты сиди себе и отдыхай, или
ещё лучше займись вот этим, или этим.
Что остается чувствовать? Наверно, разочарование,
что жить в квартире ВАШЕЙ мечты вам уже
не придется. Вы будете жить в квартире
мечты этого КОГО-ТО. Вполне возможно,
у него мечты тоже ничего, но вам-то все-таки
хотелось осуществить свои.
Так поступают многие родители, особенно те, кто воспитывает детей дошкольного возраста. Они считают, что для ребенка надо сделать ВСЕ. Что они обязаны избавить ребенка от всех забот. Они должны решить за него все трудности. И так незаметно они избавляют его и от заботы создания собственной жизни, сами порой того не понимая.
Таким
образом, ребенка нужно сделать независимым
от нас, научить его делать выбор самостоятельно,
не лезть в мечты ребенка со своими порядками.
Глава II. Экспериментальная часть исследования
2.1. Выявления и характеристика уровней развития самостоятельности у младших дошкольников
К трем годам ребенок уже многое умеет и стремится выполнять сам. Элементарная трудовая деятельность – не исключение, хотя она и носит неустойчивый характер. Ребенок не умеет ставить цель, легко отвлекается, часто не доводит начатое до конца. Его привлекает внешняя сторона труда (интересные действия, орудия и материалы, результат). И, тем не менее, этому виду деятельности в воспитании ребенка мы придаем большое значение. В процессе труда у малыша формируется самостоятельность, меньшая зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Все это важно для дальнейшего всестороннего развития ребенка. Степень соответствия элементарной трудовой воспитанности малышей требованиям программы «Пралеска» можно определить в совокупности следующих показателей:
• умение выполнять простые трудовые поручения взрослых с быстро достижимым результатом;
• умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, убирать одежду и обувь на место;
• умение убирать на место игрушки, книжки, картинки после игр и других видов самостоятельной деятельности;
• уборка группового участка детского сада;
• уход за растениями и животными уголка природы;
• умение замечать неопрятность в своей одежде и обуви, обращаться к взрослому с просьбой устранить ее.
Все семь показателей входят в описание разных уровней трудового воспитания младших дошкольников.
Критериями оценки проявления являются:
• самостоятельность выполнения трудового поручения (высокий уровень – выполняет самостоятельно, без помощи взрослого; средний – выполняет поручение с помощью взрослого; низкий уровень – не проявляет самостоятельности, нуждается в постоянной помощи взрослого);
• полнота сформированности знаний, трудовых умений (высокий уровень – знания и трудовые умения сформированы у ребенка в полном объеме, знания и трудовые умения сформированы не в полном объеме, низкий уровень – знания и трудовые умения не достигают половины необходимого объема);
• качество достигнутого результата труда (высокий уровень характеризуется качественным выполнением трудового поручения, средний – в результате труда имеются недостатки, неточности, низкий уровень – ребенок часто не достигает нужного результата труда).
В соответствии с данными показателями и критериями выделено три уровня элементарной трудовой воспитанности детей трех лет: высокий (3 балла), средний (2 балла) и низкий (1 балл). Все три уровня являются проявлением нормального развития ребенка и показывают лишь его личные достижения в элементарной трудовой деятельности, позволяют индивидуализировать воспитательный процесс [Приложение 1].
По результатам полученных данных можно сделать вывод, что у 6 детей: Вереник Н., Звонковой А., Лобанович Л., Маголиной В., Сероокой С., Стефаненко М. - высокий уровень элементарной трудовой воспитанности, что составило 33,3% наблюдаемых детей, а у 66,6% детей – средний уровень.
У Данилевича Семена, Остапук Александры средний уровень элементарной трудовой воспитанности, так эти воспитанники посещали дошкольное учреждение реже остальных – болели. В отличии от этих детей Звонкова Алеся, Маголина Вероника и Стефаненко Маргарита проявляют высокую активность в овладении навыками и умениями самообслуживания.
С целью определения того или иного уровня трудовой воспитанности младших дошкольников также было проведено наблюдение за деятельностью детей в процессе организации хозяйственно-бытового труда, самообслуживания, труда в природе. Диагностика проводилась на основе «программы наблюдений за элементарной трудовой деятельностью младшего дошкольника» [Приложение 2].
Данная
диагностика проводилась в
Таким
образом, можно сделать вывод, что
у основной массы детей младшего
дошкольного возраста уровень элементарной
трудовой воспитанности недостаточно
сформирован, что говорит о необходимости
проведения совместной работы дошкольного
учреждения и родителей по формированию
у младших дошкольников самостоятельности.
2.2. Сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников
Каждое дошкольное учреждение выбирает и использует такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, запросам родителей.
Гарантом эффективности взаимодействия с семьей по воспитанию самостоятельности у младших дошкольников являются:
•установка на взаимодействие с родителями как единомышленниками, партнерами;
•доброжелательное
отношение к ребенку и
•заинтересованность в решении проблем ребенка и его семьи;
•системный характер взаимодействия с семьей.
Налаживание контактов, взаимодействия с семьей лучше всего начинать с индивидуальных форм работы: бесед, консультаций, домашнего визита т.д. Однако не утратили своего педагогического значения и групповые формы повышения педагогической культуры родителей: круглый стол, родительский клуб, дискуссионный клуб, тренинги, конкурсы, семинары-практикумы, родительские собрания и т.д. Главное здесь содержание и придание теоретическим знаниям прикладного (практического характера), использование активных форм и методов взаимодействия участников. При выборе формы работы следует ориентироваться на цели и содержание, которые будут реализовываться. Важным является закрепление ответственных за подготовку и проведение тех или иных форм работы, а также согласованное взаимодействие педагогов между собой, например: тренинг проводит педагог-психолог, спортивные мероприятия проводит руководитель по физическому воспитанию, музыкальным салоном руководит музыкальный руководитель, но эти специалисты участвуют и в других мероприятиях, где необходима их помощь.
Советы педагогам при проведении групповых мероприятий с родителями:
- выберите наиболее актуальную, значимую проблему для всех или многих родителей;
- создайте атмосферу комфорта и доброжелательности;
- заранее информируйте родителей о предстоящем мероприятии. Вручите обоим родителям «Приглашение»;
- используйте разнообразные формы активизации родителей;
- включите игры, элементы тренингов, работу с памяткой, где каждый родитель будет активным равноправным участником;
- предоставьте возможность высказаться всем желающим родителям;
- на подобные встречи приглашайте обоих родителей;
- используйте наглядность, раздаточный материал, музыкальное сопровождение и пр.;
- предоставьте родителям возможность учиться друг у друга, самим «добывать» знания, анализировать свой педагогический опыт;
- не забудьте о юморе, способствуйте приятной, непринужденной обстановке во время общения участников;
- хорошо, если мероприятие завершится совместным чаепитием в непринужденной, дружеской обстановке.
Итак, рассмотрим выше перечисленные формы работы воспитателей с родителей, которые могут быть использованы с целью воспитания у младших дошкольников самостоятельности.
Родительские собрания – одна из основных форм взаимосвязи дошкольного учреждения с семьей, просвещения, обучения и индивидуальной помощи родителям в воспитании детей [чечет, 2003год, с. 286].
Родительские собрания – это уникальная возможность, предоставленная родителям и педагогам для обсуждения волнующих их проблем. В данном случае – воспитание самостоятельности у младших дошкольников. В дошкольном учреждении рекомендуется проводить общие, групповые родительские собрания, а также мини-собрания.
Тематика: «Воспитание самостоятельности у младших дошкольников средствами детской дошкольной литературы», «Воспитание самостоятельности через игру» и т.д.
Следующая форма работы – тематические консультации.
Тематика консультаций для родителей определяется их запросами, выявленными в результате опроса, анкетирования, бесед, а также в процессе посещения семей и т.д. Родителей необходимо заранее проинформировать о проведении тематической консультации. Длительность тематической консультации не должна превышать 15-20 минут. За это время нужно успеть сообщить самое главное, важное в виде советов, рекомендаций. Составленная памятка по теме консультации позволит родителям сделать самооценку, самоанализ своей деятельности, личностных качеств, связанных с воспитанием самостоятельности у младших дошкольников. Также родителям можно предложить литературу, где можно, при желании, больше узнать о волнующей их проблеме, уточнить, есть ли у них вопросы, ответить на них.