Формирование экологического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсачп1.docx

— 87.44 Кб (Скачать)
lign="justify">       •оказание помощи родителям по  реализации основных идей программы «Пралеска» в семье[25, с272].

     Работа  в данных направлениях позволит превратить дошкольное учреждение в открытый социально-педагогический комплекс с активным участием родителей в его работе, а взаимопроникновение народной семейной педагогики и дошкольного воспитания станет заметной особенностью детского сада.

     Как взаимодействовать с родителями, работая с ними в этих направлениях?

     Разнообразные типы связей устанавливаются между  детским садом и семьей в процессе обучения. Перечислим основные:

     •компенсаторный (традиционный, однонаправленный, сущность его – оказание одной из сторон другой с целью компенсации недостатков, ограниченных возможностей последних);

     •координационный (основан на равноправных отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения);

     •промежуточный (компенсаторно-координационный);

     •сотрудничество и сотворчество.

     Педагог современного дошкольного учреждения устанавливает разные виды связей с  семьями своих воспитанников. Как  специалист в области дошкольной педагогики и психологии он содействует  обогащению родителей знаниями, важными  в воспитании и обучении детей, оправдывая при этом их надежды в компетентности, эрудиции «своего» воспитателя.

     Однако  для достижения целей, предусматриваемых  современными, основанными на гуманистической  парадигме, программами (в числе  которых «Пралеска»), педагог не может ограничиваться профессиональной, пропагандистской, консультационной работой  в сфере дошкольного образования. Для этого необходимо активное сотрудничество и сотворчество педагога с родителями, в основе которых – вера в ребенка, его возможности, взаимоуважение, доброжелательность. Сотрудничество предполагает партнерские, равноправные отношения в системе «педагог - родители».

                 По мнению Гуз А.И., семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. Но в связи с тем, что большинство родителей работает, значительную часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении. Наукой доказано, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. Поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный для дошкольника период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии, открытости, взаимоуважении[4 ,c3].

     Взаимодействие  существующих институтов воспитания является одним из ведущих направлений  реализации положений правовых и  образовательных документов Республики Беларусь. В них подчеркивается приоритетность защиты прав и охраны интересов ребенка, обеспечение ему достойного уровня жизни, благоприятных условий для  полноценного разностороннего развития и воспитания; отмечается чрезвычайно  важная роль семьи как естественной среды, необходимой для обеспечения  его жизненных перспектив.

     Результаты  исследований по проблеме взаимодействия детей, родителей и педагогов (В.Т. Кабуш, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.В.Чечет, Т.М.Коростелева, Л.И.Смагина и др.) позволяют предполагать, что существует различие в представлениях родителей и педагогов об их функциях в воспитании детей. Для родителей наиболее значимыми являются воспитание и развитие ребенка, становление его как социального индивида; эмоциональная функция, состоящая в удовлетворении потребностей ребенка в симпатии, эмоциональной поддержке, заботе о нем; подготовка к школе. Функцию сотрудничества родители считают значимой для педагогов, отводя себе минимальную роль в этом процессе. В исследованиях В.В. Чечета отмечается снижение качества и содержания семейного воспитания, «проявление отчужденности родителей от детей, … неподготовленность семьи к ведению здорового образа, низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей (более 60% семей имеют неблагоприятный воспитательный фон) [28, с7-8]. К сожалению это так. Однако каждая семья заинтересована в том, чтобы их ребенок был здоровым, успешно развивался, умел общаться и комфортно чувствовал себя в детском саду и дома.  Для этого семье и педагогам нужно сделать шаг навстречу, чтобы объединить усилия, направленные на обеспечение благоприятных условий для полноценного разностороннего развития  и становления каждого ребенка, соблюдения и уважения его прав и интересов. Эта проблема вполне решаема в условиях создания открытого дошкольного учреждения, налаживания отношений в системе «семья – дошкольное учреждение – социум».

     В настоящее время, в связи с  переходом на личностно-ориентированную  модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного  воспитания над общественным. Поскольку  индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, образовательный  процесс в дошкольном учреждении не может строиться без учета  этого фактора. В Концепции дошкольного  образования отмечается, что одним  из приоритетных направлений развития дошкольного образования является «усовершенствование работы с семьей: включение родителей в воспитательно-образовательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников; организация разных форм содействия семье в формировании личности ребенка; внедрение модели открытого детского сада, как наиболее перспективной в обеспечении и развитии взаимодействия педагогического коллектива и семьи» [11, с8].

     Современной семье достаточно сложно растить  ребенка изолированно от образовательных  учреждений: ребенок вначале посещает дошкольное учреждение, затем учиться в школе, занимается в какой-либо студии, кружке и т.д. Все эти учреждения помогают семье развивать личность ребенка и поэтому должны быть заинтересованы в объединении усилий с учетом своих преимуществ. Однако одной из главных  проблем в этом направлении является существование определенного отчуждения между ними, в том числе и между дошкольным учреждением и семьей. Несмотря на то, что многие дошкольные учреждения ищут и используют эффективные формы сотрудничества с семьей, причина этого явления кроется в изначально созданной модели закрытого учреждения, когда родители утром отдают ребенка в детский сад, а вечером забирают его. Периодически они участвуют в групповых и индивидуальных формах работы, предусмотренных планом, однако участие родителей не всегда носит добровольный характер.

     В нормативно-правовых документах РБ значительное внимание уделяется реализации права  на получение образования, обеспечения  достойного уровня жизни и защите законных прав и интересов несовершеннолетних, подчеркивается необходимость повышения  ответственности родителей за содержание и воспитание детей. В ст. 20 Закона РБ «Об образовании» отмечается, что «дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка  с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях». В ст. 15 этого же закона указывается на то, что «законные представители детей  обязаны создать необходимые условия для полноценного развития ребенка, уважать достоинство ребенка [8, с12].

     Безусловно, решение этих задач  возможно только совместными усилиями педагогов  и родителей на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Педагоги и родители обязаны заложить фундамент физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, обеспечить стартовые условия для дальнейшей успешной жизни.

     Но  реальная действительность такова, что  не все родители имеют возможность выполнять возложенные обязанности в развитии ребенка качественно и с полной ответственностью по ряду причин:

     - разный социальный статус, уровень  образования родителей;

     - недопонимание родителями возрастных  особенностей детей и педагогических  требований (отсюда завышенные или заниженные требования к возможностям детей);

     - недостаток педагогический знаний  и опыта;

     - некоторые родители перекладывают  всю полноту ответственности  за здоровье, воспитание и развитие  ребенка на воспитателей;

     - воспринимают детский сад как  мини-школу (раннее интенсивное  обучение).

     В то же время следует отметить, что  в жизнь входит новое поколение  людей, сознающих собственную самоценность, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. И в этом случае дошкольное учреждение должно выступать в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к жизни на следующей ступени, воспитанию и развитию его индивидуальных способностей. Миссией открытого дошкольного учреждения является привлечение родителей к участию в образовательном процессе как равноправных и равноответственных партнеров. Партнерство же может быть успешным только при наличии взаимоуважения и доброжелательности.

     Партнерские взаимоотношения между семьей и  дошкольным учреждением рассматриваются  в отечественной и зарубежной науке многими учеными, исследователями (Г.Уэллс, Л.С. Выготский, Л.Н. Башлакова, Н.А. Масюкова, Б.В. Пальчевский, Т.М. Коростелева, В.В. Чечет, И.В. Лапицкая и др.) как наиболее оптимальные, способствующие возникновению положительных результатов в воспитании и развитии дошкольника.

     Идея  детского сада как «открытой педагогической системы», существующей для удовлетворения образовательных запросов населения, способствует формированию социально-педагогического пространства «социум – семья – детский сад». В условиях открытости детский сад проводит работу по педагогическому просвещению родителей, расширяет контакты с различными учреждениями системы образования, культуры, здравоохранения и спорта. Обеспечение преемственности и открытости между дошкольным учреждением и другими организациями и учреждениями способствует созданию условий для развития индивидуальных черт характера ребенка, формирования ощущения ценности и важности в группе людей (сверстников), развития чувства собственного достоинства и самоуважения личности ребенка.

     В «Концепции дошкольного образования» отмечается признание приоритета родителей в воспитании собственных детей, что требует иных отношений между семьей и дошкольным учреждением. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Суть этих понятий заключается в следующем.

     Сотрудничество – взаимодействие на принципах взаимного уважения, на сформированном переживании свободного выбора дела и слова партнера и друга, роли и поручения. Полноправность обеих сторон в выборе путей [26, с273] .

     Сотрудничество  предполагает общение на равных, где  никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

     Взаимодействие  – процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные переживания и совместную деятельность [12, с 43].

     Во  взаимодействии реализуется отношение  человека к другому человеку как  к субъекту, у которого есть собственный  мир. Взаимодействие педагогов, детей  и родителей – это взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, мнениями, идеями, образами, влияние на цели потребности, воздействие на оценки друг друга, эмоциональное состояние. Кроме того, взаимодействие - это и непосредственная организация их совместных действий, которая позволяет реализовать общую для них деятельность. Это вынуждает педагогов и родителей строить и согласовывать образы «Я - Он», «Мы - Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируется адекватное представление о себе и других людях, их группах.

     Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые зависят  от отношений людей, от положения  взаимодействующих.

     Партнерство (социальное) – это добровольная совместная деятельность заинтересованных субъектов (педагогов, специалистов, родителей) по достижению общей цели в соответствии со своими возможностями. Такой общей целью для педагогов и родителей является социальное и личностное благополучие каждого ребенка.

     Открытое  дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир», которое открыто  для межличностного общения и  взаимодействия детей разного возраста и взрослых с социокультурной  средой. В центре этого взаимодействия находится ребенок. А в основе эффективного взаимодействия с родителями в условиях открытого дошкольного  учреждения лежит деятельностный подход. «Деятельность является ведущим  основанием проявления субъекта, условием его формирования и развития. Ценность деятельности для личности, как отмечают К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др., связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Вместе с этим во взаимодействии формируется отношение к своим поступкам и поступкам других людей.

Информация о работе Формирование экологического сознания