Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.
Работа в данных направлениях позволит превратить дошкольное учреждение в открытый социально-педагогический комплекс с активным участием родителей в его работе, а взаимопроникновение народной семейной педагогики и дошкольного воспитания станет заметной особенностью детского сада.
Как
взаимодействовать с
Разнообразные типы связей устанавливаются между детским садом и семьей в процессе обучения. Перечислим основные:
•компенсаторный
(традиционный, однонаправленный, сущность
его – оказание одной из сторон
другой с целью компенсации
•координационный (основан на равноправных отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения);
•промежуточный
(компенсаторно-
•сотрудничество и сотворчество.
Педагог современного дошкольного учреждения устанавливает разные виды связей с семьями своих воспитанников. Как специалист в области дошкольной педагогики и психологии он содействует обогащению родителей знаниями, важными в воспитании и обучении детей, оправдывая при этом их надежды в компетентности, эрудиции «своего» воспитателя.
Однако
для достижения целей, предусматриваемых
современными, основанными на гуманистической
парадигме, программами (в числе
которых «Пралеска»), педагог не
может ограничиваться профессиональной,
пропагандистской, консультационной работой
в сфере дошкольного
По мнению Гуз А.И., семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. Но в связи с тем, что большинство родителей работает, значительную часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении. Наукой доказано, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. Поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный для дошкольника период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии, открытости, взаимоуважении[4 ,c3].
Взаимодействие существующих институтов воспитания является одним из ведущих направлений реализации положений правовых и образовательных документов Республики Беларусь. В них подчеркивается приоритетность защиты прав и охраны интересов ребенка, обеспечение ему достойного уровня жизни, благоприятных условий для полноценного разностороннего развития и воспитания; отмечается чрезвычайно важная роль семьи как естественной среды, необходимой для обеспечения его жизненных перспектив.
Результаты исследований по проблеме взаимодействия детей, родителей и педагогов (В.Т. Кабуш, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.В.Чечет, Т.М.Коростелева, Л.И.Смагина и др.) позволяют предполагать, что существует различие в представлениях родителей и педагогов об их функциях в воспитании детей. Для родителей наиболее значимыми являются воспитание и развитие ребенка, становление его как социального индивида; эмоциональная функция, состоящая в удовлетворении потребностей ребенка в симпатии, эмоциональной поддержке, заботе о нем; подготовка к школе. Функцию сотрудничества родители считают значимой для педагогов, отводя себе минимальную роль в этом процессе. В исследованиях В.В. Чечета отмечается снижение качества и содержания семейного воспитания, «проявление отчужденности родителей от детей, … неподготовленность семьи к ведению здорового образа, низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей (более 60% семей имеют неблагоприятный воспитательный фон) [28, с7-8]. К сожалению это так. Однако каждая семья заинтересована в том, чтобы их ребенок был здоровым, успешно развивался, умел общаться и комфортно чувствовал себя в детском саду и дома. Для этого семье и педагогам нужно сделать шаг навстречу, чтобы объединить усилия, направленные на обеспечение благоприятных условий для полноценного разностороннего развития и становления каждого ребенка, соблюдения и уважения его прав и интересов. Эта проблема вполне решаема в условиях создания открытого дошкольного учреждения, налаживания отношений в системе «семья – дошкольное учреждение – социум».
В
настоящее время, в связи с
переходом на личностно-ориентированную
модель взаимодействия с ребенком,
признается приоритет семейного
воспитания над общественным. Поскольку
индивидуальность ребенка изначально
формируется в семье, образовательный
процесс в дошкольном учреждении
не может строиться без учета
этого фактора. В Концепции дошкольного
образования отмечается, что одним
из приоритетных направлений развития
дошкольного образования
Современной семье достаточно сложно растить ребенка изолированно от образовательных учреждений: ребенок вначале посещает дошкольное учреждение, затем учиться в школе, занимается в какой-либо студии, кружке и т.д. Все эти учреждения помогают семье развивать личность ребенка и поэтому должны быть заинтересованы в объединении усилий с учетом своих преимуществ. Однако одной из главных проблем в этом направлении является существование определенного отчуждения между ними, в том числе и между дошкольным учреждением и семьей. Несмотря на то, что многие дошкольные учреждения ищут и используют эффективные формы сотрудничества с семьей, причина этого явления кроется в изначально созданной модели закрытого учреждения, когда родители утром отдают ребенка в детский сад, а вечером забирают его. Периодически они участвуют в групповых и индивидуальных формах работы, предусмотренных планом, однако участие родителей не всегда носит добровольный характер.
В
нормативно-правовых документах РБ значительное
внимание уделяется реализации права
на получение образования, обеспечения
достойного уровня жизни и защите
законных прав и интересов
Безусловно, решение этих задач возможно только совместными усилиями педагогов и родителей на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Педагоги и родители обязаны заложить фундамент физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, обеспечить стартовые условия для дальнейшей успешной жизни.
Но реальная действительность такова, что не все родители имеют возможность выполнять возложенные обязанности в развитии ребенка качественно и с полной ответственностью по ряду причин:
- разный социальный статус, уровень образования родителей;
-
недопонимание родителями
-
недостаток педагогический
-
некоторые родители
-
воспринимают детский сад как
мини-школу (раннее
В то же время следует отметить, что в жизнь входит новое поколение людей, сознающих собственную самоценность, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. И в этом случае дошкольное учреждение должно выступать в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к жизни на следующей ступени, воспитанию и развитию его индивидуальных способностей. Миссией открытого дошкольного учреждения является привлечение родителей к участию в образовательном процессе как равноправных и равноответственных партнеров. Партнерство же может быть успешным только при наличии взаимоуважения и доброжелательности.
Партнерские взаимоотношения между семьей и дошкольным учреждением рассматриваются в отечественной и зарубежной науке многими учеными, исследователями (Г.Уэллс, Л.С. Выготский, Л.Н. Башлакова, Н.А. Масюкова, Б.В. Пальчевский, Т.М. Коростелева, В.В. Чечет, И.В. Лапицкая и др.) как наиболее оптимальные, способствующие возникновению положительных результатов в воспитании и развитии дошкольника.
Идея детского сада как «открытой педагогической системы», существующей для удовлетворения образовательных запросов населения, способствует формированию социально-педагогического пространства «социум – семья – детский сад». В условиях открытости детский сад проводит работу по педагогическому просвещению родителей, расширяет контакты с различными учреждениями системы образования, культуры, здравоохранения и спорта. Обеспечение преемственности и открытости между дошкольным учреждением и другими организациями и учреждениями способствует созданию условий для развития индивидуальных черт характера ребенка, формирования ощущения ценности и важности в группе людей (сверстников), развития чувства собственного достоинства и самоуважения личности ребенка.
В «Концепции дошкольного образования» отмечается признание приоритета родителей в воспитании собственных детей, что требует иных отношений между семьей и дошкольным учреждением. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Суть этих понятий заключается в следующем.
Сотрудничество – взаимодействие на принципах взаимного уважения, на сформированном переживании свободного выбора дела и слова партнера и друга, роли и поручения. Полноправность обеих сторон в выборе путей [26, с273] .
Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные переживания и совместную деятельность [12, с 43].
Во
взаимодействии реализуется отношение
человека к другому человеку как
к субъекту, у которого есть собственный
мир. Взаимодействие педагогов, детей
и родителей – это
Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Партнерство (социальное) – это добровольная совместная деятельность заинтересованных субъектов (педагогов, специалистов, родителей) по достижению общей цели в соответствии со своими возможностями. Такой общей целью для педагогов и родителей является социальное и личностное благополучие каждого ребенка.
Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир», которое открыто для межличностного общения и взаимодействия детей разного возраста и взрослых с социокультурной средой. В центре этого взаимодействия находится ребенок. А в основе эффективного взаимодействия с родителями в условиях открытого дошкольного учреждения лежит деятельностный подход. «Деятельность является ведущим основанием проявления субъекта, условием его формирования и развития. Ценность деятельности для личности, как отмечают К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др., связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Вместе с этим во взаимодействии формируется отношение к своим поступкам и поступкам других людей.