Формирование экологического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсачп1.docx

— 87.44 Кб (Скачать)

     Единые  подходы во взаимодействии педагогов  и родителей будут способствовать формированию положительной «Я-концепции» ребенка - системы представлений о самом себе. В раннем детстве важнейшую роль в формировании «Я – концепции» малыша играют взрослые, которые окружают его: родители, педагоги, другие члены семьи.

     Общение с семьей по поводу ребенка –  важный аспект в деятельности педагогов. Все семьи заинтересованы в благополучии своих детей и хотят, чтобы они успешно и с удовольствием обучались. Вполне возможно, что дошкольное учреждение – это первый опыт пребывания ребенка вне семьи, и родители хотят быть в курсе его успехов. Поэтому педагогам необходимо охотно обсуждать с родителями занятия ребенка, его сильные стороны и потребности, все то, что вызывает беспокойство, чтобы углубить представления о ребенке и действовать более эффективно. Для того чтобы общение стало открытым и доверительным, требуется время. Важно с самого начала поговорить с родителями и объяснить им, насколько необходима информация, исходящая от семьи. Умение внимательно слушать – важнейшая предпосылка открытого общения.

     Создавая  модель открытого дошкольного учреждения, родители и педагоги ориентированы  на ребенка и его личностную микросферу в организации образовательного процесса. Предоставление ребенку права  выбора реализуется через организацию  развивающей предметной среды. Создание единой образовательной среды необходимо для раскрытия потенциальных  возможностей каждого ребенка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом контролировать и указывать. От совместной работы родителей  и педагогов выигрывают все стороны  педагогического процесса: родители принимают активное участие в  жизни детей, тем самым лучше понимания и налаживая взаимоотношения; педагог, взаимодействуя с родителями, узнает больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином образовательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше всего развиваются и имеют гораздо меньше конфликтов с взрослыми и сверстниками.

     Исследования  показывают, что родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. Если проблема ребенка не является пока еще для родителей очевидной, педагоги могут использовать такое  направление работы, как обучение родителей. Для повышения мотивации родителей воспитатель группы или психолог либо перечисляет преимущества, которые получит ребенок благодаря их совместным действиям, либо говорит о неблагоприятных последствиях, которые ожидают ребенка в случае бездеятельности взрослых.

     Гуз А.А. в своем пособии отмечает следующие общие правила, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей:

     •говорить на понятном для родителей языке, без употребления специальной терминологии;

     •быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;

     •быть активным (родители не должны брать у педагога интервью);

     •отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;

     •предварительно планировать содержание беседы с родителем;

     •быть доброжелательным;

     •защищать интересы родителя, а не становиться инструментом в руках администрации, других специалистов;

     •сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей и др. [4 ,с11].

     Таким образом, работая с родителями в условиях открытого дошкольного учреждения, опираясь на личностно-ориентированный и деятельностный подход, а также при развитии у родителей субъектной позиции в педагогическом образовании, можно сказать, что совместные усилия родителей и воспитателей ДУ дадут хороший результат, на основе которого можно сделать определленые выводы:

     •родители проявляют активность и высокую  гражданственную ответственность, если отношения с педагогом строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии;

     •привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним;

     •согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации – залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка;

     •совместная деятельность детей, родителей и педагогов в условиях открытого дошкольного учреждения положительно влияет на реализацию рекреативной функции семьи, способствует ориентации на культурный досуг, здоровый образ жизни;

     •скоординированное взаимодействие специалистов дошкольного учреждения способствует оказанию своевременной квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки семьям разных типов;

     •социум становится значимым элементом в решении проблем детей дошкольного возраста и их семей.

     Таким образом, объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – это непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Ее решение предполагает, прежде всего наличие у педагогов внутренней готовности действовать совместно с родителями, отвечать их социальным ожиданиям. 
 
 
 

     1.2. Сущность и структура самостоятельности как нравственного качества дошкольника.  

     Актуальной  задачей в настоящее время  является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплининированности.

      Формирование  нравственно-волевой сферы –  важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет  воспитан дошкольник в нравственно-волевом  отношении, зависит не только его  успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

           Сконцентрируем внимание на кризисе, непослушных пуговицах и заботливых тётях. Нет. Речь вовсе не о том кризисе, что стал в последнее время притчей на всех языках и на который, стало модно списывать все беды, включая подгоревшую яичницу. Кризис трех лет – это не только капризы, негативизм и упрямство, но и время «я сам». Время, когда ребенок не только исследует мир, но и пытается совладать с ним.

     По  мнению психолога Э. Эриксона, человек  в течение жизни проходит через  несколько стадий, универсальных  для всего человечества. Эти стадии – поворотные моменты развития, влияющие на дальнейшее развитие личности. Так вот именно в раннем детстве  закладываются основы инициативности и трудолюбия… или же, при неблагоприятных  стечениях обстоятельств, чувства  вины и некомпетентности.

     Так вот это самое стремление всё  делать самостоятельно и нужно поддерживать и всячески поощрять, давая посильные  задачи. Да, конечно, проще и быстрей  самому застегнуть пуговицы на одежде малыша, но ведь так вы лишаете его  возможности почувствовать триумф маленькой победы.

Непослушные пуговицы так и норовят выскользнуть из-под маленьких пальчиков? Необходимо развивать мелкую моторику ребенку: вместе с ребенком лепить из пластилина или из соленого теста.  Еще один вариант – сшить рюкзачок с множеством кармашков, застегивающихся на различные по материалу, цвету, диаметру пуговицы. Каждый вечер класть туда какую-нибудь приятную мелочь: значок, наклейку – пусть ищет и тренируется.

     Необходимо  хвалить малыша, если он справился  с поставленной задачей, говорить, какой  он большой и самостоятельный. Если же что-то не выходит или выходит  не совсем так (или даже далеко не так), как   хотелось бы взрослому, не  нужно спешить раздражаться: то, что для взрослого кажется  простым и естественным, может  быть достаточно сложным для ребенка. Лучше вместе подумайте, как справиться с затруднением. Например, малыш  пытается мыть посуду, но при этом частенько  бьет её? Значит, необходимо доверить ему  пластик или другой устойчивый материал, пока не появится сноровка.  
          Нельзя позволять родственникам излишне баловать ребенка: зачастую малыш уже давно мог бы справиться с задачей, если б не всевозможные родственники, готовые исполнять любой его каприз и дать ценное жизненное наставление.

     Например, четырехлетняя Таня с радостью помогала мыть маме полы. У неё даже была своя, красивая тряпочка… пока однажды  мама не попала в больницу и к  ним на помощь не приехала её сестра. Тётя быстро объяснила девочке, что  это грязный труд и та еще успеет наработаться, когда станет взрослой.

     Необходимо  признать, что ребенок имеет  право  на любознательность и творчество. В этом возрасте особенно важно дать ребенку пространство для деятельности. Позволить ему выбирать. Пусть  даже выбор будет из оговоренных  вами же вариантов (перед тем как  идти в магазин за мороженым, ты соберешь свои игрушки или поможешь маме полить цветы?). Ребенок должен чувствовать, что его мнение тоже что-то значит и на что-то влияет.

     Стремление  к самостоятельности – ведущая тенденция в развитии ребенка дошкольного возраста. Приходиться нередко встречаться с людьми безынициативными, несамостоятельными, безвольными. Сколько неприятностей, несчастий и даже трагедий происходит из-за этого в жизни такого человека, в жизни его семьи, близких! А начало, корни этих бед – в раннем детстве, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности.

       Взрослеть – значит учиться, все делать самостоятельно. У детей потребность проявить свою самостоятельность наблюдается очень рано. Уже на втором году жизни ребенок пытается сам есть, пить, одеваться, говорить и приблизительно к третьему году заявляет: «Я сам!» Это говорит о том, что ребенок благополучно развивается как личность. У некоторых детей уже на пятом году возникает желание самостоятельно научиться читать. Они подолгу рассматривают картинки в книгах, пытаются понять, о чем них написано и просят взрослых поучить их читать.

      Одновременно  у ребенка появляется желание  заслужить похвалу: он начинает претендовать на признание своих умений со стороны  взрослых, стремится получить высокую  оценку своих достижений.

      Психолог  В. С. Мухина считает, что притязание на признание – одна из ведущих  человеческих потребностей. Стремление к реализации притязаний развивает  ребенка, делает его совершеннее, он старается сделать все лучше, хочет быть хорошим мальчиком (девочкой). По этой причине нельзя позволять  в адрес детей, у которых не все хорошо получается, реплики типа: «У тебя ничего не получается…» и т.п. За этими словами стоят пренебрежение, обесценивание, отрицание труда  и умений ребенка, отказ признать его способным. Ребенок теряет веру в себя, в свои возможности, появляется тревожность, неуверенность, пассивность и т.п.

      Недооценка  важности воспитания волевых качеств  с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности  в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

      Наблюдения  показывают, что многим родителям  свойственна недооценка волевых  возможностей детей, недоверие к  их силам, стремление опекать. Нередко  дети, проявляющие самостоятельность  в детском саду, в присутствии  родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении  затруднений в решении посильных  задач.

      В беседах с родителями педагоги замечают, что взрослых членов семьи волнуют  проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их, прежде всего вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, организованность, ответственность, родители не придают большого значения.

      Проведенные педагогические и психологические  исследования позволили выделить основные показатели готовности ребенка к  школе, из которых наиболее важными  являются общая нравственная воспитанность, т.е. достижение определенного уровня сформированности нравственно-волевых  качеств, необходимых в учебной  деятельности. Дети, у которых к  началу обучения в школе не развита  способность активно действовать  для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять  настойчивость в преодолении  трудностей, часто не могут организовать себя для выполнений заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной  работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Информация о работе Формирование экологического сознания