Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)

2) В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002г.№7-ФЗ «Об охране

окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3) Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 285 был утвержден новый Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее – Перечень). Впервые принцип разделения объектов государственного экологического контроля на объекты федерального государственного экологического контроля (далее – ФГЭК) и государственного экологического контроля субъектов РФ был установлен в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». До этого Закона государственный экологический контроль был централизованным и осуществлялся федеральным органом исполнительной власти: Госкомэкологией и ее территориальными подразделениями в субъектах РФ, городах и районах. Существовала практика «двойного подчинения» территориальных органов Госкомэкологии: председателю Госкомитета и руководству соответствующего субъекта РФ. Определением перечня конкретных объектов ФГЭК будет заниматься Минприроды России, которое будет утверждать списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности. Новый Перечень объектов ФГЭК существенно отличается от прежнего Перечня объектов, утвержденного ПП № 777. Впервые объекты природоресурсного (водного, лесного, земельного, геологического) контроля и надзора отнесены к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.  
Анализируя содержание Перечня, можно сделать вывод о том, что к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, отнесены две категории объектов: объекты хозяйственной и иной деятельности, то есть предприятия (п.п. 1,2,7) и природные объекты, подлежащие водному, лесному, земельному, геологическому контролю (п.п. 3,4,5,6). В соответствии с Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53, в состав государственного экологического контроля включены различные виды природоресурсного контроля, например, государственный земельный контроль, который осуществляется только федеральными органами исполнительной власти. 

6. Присутствие ОАО «Томскнефтегаз» в Списке конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Томской области является основанием для признания его объектом федерального экологического контроля.

Задача 2

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в области охраны окружающей среды,  разделения полномочий в сфере охраны окружающей среды между РФ и её субъектами.
  2. ФЗ  от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  3. Материалы судебной практики не использовала.
  4. С теоретических позиций в данной задаче рассматривается вопрос разграничения полномочий в сфере охраны окружающей среды между федерацией и субъектами.
  5. 1) К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации

в соответствии со ст.6 ФЗ  от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» в сфере  отношений, связанных с охраной  окружающей среды, относятся:

- участие в определении  основных направлений охраны  окружающей среды на территории  субъекта Российской Федерации;

- участие в реализации  федеральной политики в области  экологического развития Российской  Федерации на территории субъекта  Российской Федерации;

- принятие законов и  иных нормативных правовых актов  субъекта Российской Федерации  в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

- право принятия и реализации  региональных программ в области  охраны окружающей среды;

- участие в порядке,  установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- осуществление государственного  контроля в области охраны  окружающей среды (государственного  экологического контроля) на объектах  хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- утверждение перечня  должностных лиц органов государственной  власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

- установление нормативов  качества окружающей среды, содержащих  соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

- право организации и  развития системы экологического  образования и формирования экологической  культуры на территории субъекта  Российской Федерации;

- обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

- предъявление исков о  возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- ведение учета объектов  и источников негативного воздействия  на окружающую среду, государственный  экологический контроль которых  осуществляется субъектом Российской Федерации;

- контроль в  установленном федеральным законодательством  порядке платы за негативное  воздействие на окружающую среду  по объектам хозяйственной и  иной деятельности, за исключением  объектов, подлежащих федеральному  государственному экологическому контролю;

- ведение Красной книги  субъекта Российской Федерации;

- право образования особо  охраняемых природных территорий  регионального значения, управление  и контроль в области охраны  и использования таких территорий;

- участие в обеспечении  населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- право организации проведения  экономической оценки воздействия  на окружающую среду хозяйственной  и иной деятельности, осуществления  экологической паспортизации территории.

2) Некоторые полномочия Департамента, указанные в задаче, не соответствуют федеральному законодательству. Так, включение в Положение областного Департамента норм о лимитах размещения отходов, утверждении нормативов образования твёрдых бытовых отходов является неправомерным, так как данные вопросы относятся к ведению федерации. В соответствии со ст. 18 Закона об отходах, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 были утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которыми разработка самого порядка возлагалась на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Такие правила были разработаны  в 2002 году. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11 марта 2002 г. N 115 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

3) Согласование Положения с федеральным Министерством не обязательно. Субъекты РФ наделены ст.5 ФЗ « Об охране окружающей среды» самостоятельным правом на издание нормативных актов в области охраны и защиты окружающей среды.

6. Не все положения  Положения о Департаменте соответствуют закону.

Задача 3

1. В данной  задаче рассматриваются несколько  групп отношений: отношения в  сфере охраны окружающей среды,  отношения в сфере прав граждан  на информацию о состоянии  окружающей среды, права граждан  на охрану здоровья в условиях  ЧС техногенного и природного характера.

2. ФЗ  от 10 января 2002г. №7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» 

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

ФЗ от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

ФЗ  от 19 июля 1998г. №113-ФЗ »О гидрометеорологической службе»

Постановление Правительства  РФ от 14 февраля 2000г. №128 «Об утверждении  Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»

Постановление Правительства  РФ от 21 мая 2007г. №304 «О классификации  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

3. Материалы судебной  практики не использовала.

4. С теоретических позиций  необходимо выяснить, из каких  источников формируется информация  о состоянии окружающей среды,  какой орган должен быть проинформирован  о чрезвычайной ситуации, оказавшей негативное воздействие на окружающую среду. Также важно установить критерии признания чрезвычайной ситуации техногенного характера.

5. 1) Согласно п.2 «Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду» информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Производителями информационной продукции (т.е. источниками получения информации) являются физические или юридические лица, осуществляющие обработку сведений (данных), полученных в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения (ФЗ «О гидрометеорологической службе РФ»).

2) Согласно вышеуказанному Положению информация предоставляется Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Эту информацию получают на территории Российской Федерации, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе Российской Федерации, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

3) Критерии устанавливаются в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Правительство постановляет:

1. Установить, что чрезвычайные  ситуации природного и техногенного  характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой  территория, на которой сложилась  чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой  зона чрезвычайной ситуации не выходит  за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального  характера, в результате которой  зона чрезвычайной ситуации затрагивает  территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального  характера, в результате которой  зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

Информация о работе Задачи по экологическому праву