Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)

3. Материалов судебной практики я не использовала.

4. С теоретической точки  зрения в данной задаче необходимо  установить признаки экологически  значимых решений, порядок проведения  публичных слушаний. Также важно установить порядок реализации прав граждан на участие в обсуждениях и протестных акциях. Наконец, необходимо установить, какими средствами обладают граждане для защиты своего права на окружающую среду.

На данный момент не имеется  легального определения понятия  «экологически значимое решение». Оно  существует только в доктрине и международных актах. Например, Орхусская конвенция к "экологически значимым решениям" относит:

- решения по конкретным  видам деятельности, которые могут  оказать негативное влияние на  состояние окружающей среды и  здоровья людей (например, решения о строительстве предприятия, размещения полигона твердых бытовых отходов и т. п),

- решения вопросов, касающихся  планов, программ и политики, связанных  с окружающей средой (например, планов  развития территории административного  территориального образования, района или конкретного города);

- нормативные правовые  акты, практическое применение которых  может оказать воздействие на  состояние окружающей среды.

5. В соответствии со ст. 31, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

11. Глава муниципального  образования при получении от  органа местного самоуправления  проекта правил землепользования  и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

12. Публичные слушания  по проекту правил землепользования  и застройки проводятся комиссией  в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

13. Продолжительность публичных  слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

14. В случае подготовки  правил землепользования и застройки  применительно к части территории  поселения или городского округа  публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

15. После завершения публичных  слушаний по проекту правил  землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний».

В статье 32 устанавливается  порядок утверждения правил землепользования и застройки:

«1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

2. Представительный  орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

11. В случае, если условно разрешенный вид  использования земельного участка  или объекта капитального строительства  включен в градостроительный  регламент в установленном для  внесения изменений в правила  землепользования и застройки  порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний».

6. Граждане имели право проводить публичные слушания, однако порядок их проведения был в определенной степени нарушен (руководствуясь Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

Задача 5.

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологических прав граждан.
    1. Федеральный закон от 10 января 2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон  от 30марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 38 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"

    1. Постановление ЕСПЧ от 9 июня2005г. (жалоба №55723/00)
    2. С теоретической точки зрения в данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, разграничение их со смежными отношениями в сфере жилищного права.
    3. В Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 38

"О введении  в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" указываются требования предъявляемые к организации санитарных зон. Нахождение жилых помещений в СЗЗ является опасным для здоровья граждан. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека; отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ здоровья граждан специальными информационными знаками. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача  РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 09.09.2010) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" указывается, что в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

В Федеральном законе от 30марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.8) указываются  права граждан:

на благоприятную среду  обитания, факторы которой не оказывают  вредного воздействия на человека;

получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной  власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный  государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Нарушение указанного положения предусмотрено в статье 6.3. КоАП РФ:

- Нарушение законодательства  в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Отселение жителей хотя и представляется разумным, тем не менее вряд ли произойдет в действительности. Кроме того, нет четких критериев для приостановления деятельности предприятия, что тоже могла бы являться адекватной мерой.

В Постановление ЕСПЧ от 9 июня2005г., в котором была разрешена сходная ситуация, было указано: «Было  бы  неправомерно  заявлять,  что  государство   или загрязняющее  окружающую среду предприятие  обязано  за  свой  счет обеспечить  заявителя  новым жильем, и,  во  всяком  случае,  не  в компетенции  Европейского Суда диктовать конкретные  меры,  которые должны  быть  приняты  государством во  исполнение  его  позитивных обязанностей  в  соответствии  со Статьей  8  Конвенции.  Однако  в данном   деле,  хотя  ситуация  с  предприятием  требовала  особого подхода   к   проживающим   в пределах  санитарно-защитной   зоны, государство не предложило заявителю никакого эффективного  решения, способствующего ее переезду из опасного района. Кроме того,  хотя предприятие   осуществляло   свою  хозяйственную   деятельность   с серьезными   нарушениями  природоохранного  законодательства,   нет никаких  указаний на то, что государство разработало или  применило эффективные   меры,   которые  учитывали   бы   интересы   местного населения,    подвергающегося   воздействию   токсичных    выбросов предприятия  и  которые  были  бы способны  привести  к  сокращению промышленных загрязнений до приемлемых уровней. Европейский  Суд  пришел  к  выводу,  что,  несмотря   на имеющиеся  в  распоряжении государства большие полномочия,  оно  не сумело  найти  справедливый  баланс  между  интересами  общества  и эффективного удовлетворения прав заявителя на уважение  ее  дома  и ее  частной жизни. Соответственно, имело место нарушение  Статьи  8

Конвенции».

Также важно отметить, что мировое соглашение, на которое хотят пойти жители, вряд ли будет утверждено судом. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ «суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц».

 

    1. Жители должны получить компенсацию вреда здоровью, морального вреда. Но моральный вред сложно обосновать. При наилучшем варианте развития событий жители должны быть переселены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6

Задача 1

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере охраны окружающей среды, осуществления государственного экологического контроля.
    1. Федеральный закон от 10 января 2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

    1. Материалы судебной практики не использовала.
    2. С теоретических позиций необходимо выяснить порядок разграничения полномочий в сфере осуществления государственного экологического контроля между органами государственной власти РФ и субъектов, органов исполнительной власти РФ и субъектов. Также необходимо выяснить, по каким критериям отграничиваются объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю.
    3. 1) Полномочия в сфере порядка осуществления экологического контроля

определяются  следующим образом. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Информация о работе Задачи по экологическому праву