Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача
1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.
атмосферного воздуха») Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух
1. Выброс вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух
стационарным источником допуск
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
2. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3. Вредные физические
воздействия на атмосферный
4. За выдачу разрешений
на выбросы вредных (
5. При отсутствии разрешений
на выбросы вредных (
Как указано в постановлении Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 "О
Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ.
В Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 15.02.2011) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" указано, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разрабатывает и утверждает порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и порядок выдачи разрешений на указанные выбросы;
В статье 19 Экологического кодекса Республики Татарстан" от 15.01.2009 N 5-ЗРТ
установлено, что «выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников допускаются на основании разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы, лимиты выбросов и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
6. При отсутствии разрешений
на выбросы вредных (
В соответствии со статьей 5 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Выдержки из постановления:
Из материалов дела усматривается,
что заключением N В 495.04.60 от 18 ноября
2003 г. начальником Управления Государственной
экспертизы и нормирования природопользования
Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан Елабужскому управлению
автомобильных дорог ООО "Татнефтедор"
выдано разрешение N В 04.598.03.36IV на выброс
загрязняющих веществ в атмосферу стационарными
источниками сроком действия на 3 года.
Елабужское управление автомобильных
дорог ООО "Татнефтедор" осуществляет
строительство и ремонт асфальтированных
дорог, в процессе производственной деятельности
которого от двадцати девяти источников
выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферу выбрасывается 39,784753 т вредных
веществ тридцати четырех наименований.
Оспаривая названное заключение, Волжская
межрегиональная природоохранительная
прокуратура считает, что оно выдано неуполномоченным
органом.
В соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 ноября 1999 г.
N 1292 (с изменениями от 17 декабря 2001 г.) специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области охраны атмосферного
воздуха является Министерство природных
ресурсов Российской Федерации, которое
осуществляет свою деятельность в этой
области совместно с Министерством здравоохранения
Российской Федерации, Федеральной службой
России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, другими федеральными
органами исполнительной власти в пределах
их компетенции и взаимодействует с органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
На территории Республики Татарстан территориальным
органом, специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области
охраны атмосферного воздуха, является
Главное управление природных ресурсов
по Республике Татарстан МПР России (преобразовано
в Управление Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по Республике
Татарстан). Другие органы в области охраны
окружающей среды не наделены полномочиями
по выдаче разрешений на выброс вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух.
Судом первой инстанции производство
по делу прекращено, поскольку спорное
заключение не является ненормативным
правовым актом и не нарушает чьи-либо
законные права и интересы.
Согласно п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражные
суды рассматривают в порядке административного
судопроизводства споры об оспаривании
ненормативных правовых актов органов
государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов и должностных
лиц, затрагивающих права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 198 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации
прокурор вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными
решений и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц, если он
полагает, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают права и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц
в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности, создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской
и иной экономической деятельности.
При этом по делу заявителем кассационной
жалобы оспаривается заключение предельно
допустимых выбросов в атмосферный воздух,
выданное, по мнению заявителя жалобы,
некомпетентным органом в процессе осуществления
ООО "Татнефтедор" предпринимательской
и экономической деятельности.
Согласно ст. 14 Федерального закона "Об
охране окружающей среды" одним из методов
экономического регулирования в области
охраны окружающей среды является установление
платы за негативное воздействие на окружающую
среду.
Следовательно, прокурор вправе обратиться
в арбитражный суд с исковым заявлением
о признании недействительным ненормативного
правового акта, который не соответствует
закону или иному нормативному правовому
акту и нарушает права и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
При этом предпринимательскую деятельность
ООО "Татнефтедор" ведет с нарушением
природоохранного законодательства, в
связи с чем прокурор вправе, в соответствии
с возложенными на него законом обязанностями,
оспаривать ненормативный акт государственного
органа, выданный Обществу с нарушением
федерального законодательства в области
охраны атмосферного воздуха (Федеральный
закон Российской Федерации "Об охране
атмосферного воздуха").
Задача 5
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Федеральный закон от 30.03.1999
N 52-ФЗ "О санитарно-
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Положение от 2 марта 2000 года N 183 о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждено Постановлением Правительства
Положение об ограничении,
приостановлении или
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370»
Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53.
атмосферного воздуха" «лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Административная
1. Выброс вредных веществ
в атмосферный воздух или
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение условий
специального разрешения на
влечет наложение
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -
влечет наложение
Уголовная ответственность установлена УК Статья 251. Загрязнение атмосферы
1. Нарушение правил выброса
в атмосферу загрязняющих
наказываются штрафом в
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -
наказываются штрафом в
Возникает вопрос о разграничении данных видов ответственности. В Постановлении Пленума ВС от 5 ноября 1998 г. N 14 (п. 13) указывается, что «при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена иная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба». Ст. 8.21 КоАП РФ ("Нарушение правил охраны атмосферного воздуха") устанавливают ответственность за осуществление выбросов в атмосферу или вредного физического воздействия на нее без специального разрешения, нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, тогда как "смежный" состав статьи 251 УК РФ ("Загрязнение атмосферы") предусматривает ответственность лишь за нарушение правил выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, таким образом, физические воздействия на атмосферу (шум, вибрация и т.п.), осуществляемые с нарушением законодательных требований и приведшие к негативным последствиям, остаются за пределами уголовной ответственности.
4) В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране
атмосферного воздуха" «установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
В Постановлении Правительства
РФ от 28.11.2002 N 847 "О порядке ограничения,
приостановления или