Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)

В ст. 51 устанавливаются следующие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления:

«1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

2. Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе  радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных  отходов и радиоактивных отходов  на территориях, прилегающих к городским  и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных  зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение опасных отходов  и радиоактивных отходов на водосборных  площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз опасных отходов  и радиоактивных отходов в  Российскую Федерацию в целях  их захоронения и обезвреживания.

3. Отношения в области  обращения с отходами производства  и потребления, а также опасными  отходами и радиоактивными отходами  регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации».

Общие требования к обращению с  отходами производства и потребления закреплены в главе III Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Определение понятия «государственные санитарно-эпидемиологические правила  и нормативы» закреплено в ст. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":

«государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний».

В статье 38 устанавливается порядок разработки санитарных правил:

«1. Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

2. Разработка санитарных  правил должна предусматривать:

проведение комплексных  исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;

определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;

установление критериев  безопасности и (или) безвредности, гигиенических  и иных нормативов факторов среды  обитания;

анализ международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования;

установление оснований  для пересмотра гигиенических и  иных нормативов;

прогнозирование социальных и экономических последствий  применения санитарных правил;

обоснование сроков и условий  введения санитарных правил в действие».

В статье 39 устанавливается порядок утверждение и введение в действие санитарных правил:

«1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Санитарные правила  подлежат регистрации и официальному  опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Соблюдение санитарных  правил является обязательным  для граждан, индивидуальных предпринимателей  и юридических лиц.

4. Нормативные правовые  акты, касающиеся вопросов обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, принимаемые федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам».

Классификация отходов представлена в ст. 4.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

I класс - чрезвычайно опасные  отходы;

II класс – высоко опасные  отходы;

III класс - умеренно опасные  отходы;

IV класс - малоопасные  отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии со статьёй 14  указанного ФЗ индивидуальные предприниматели  и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить  отнесение данных отходов к конкретному  классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

  1. Санитарные правила не противоречат, а дополняют положения федерального законодательства

 

Задача 5

  1. В данной задаче рассматриваются правоотношения в сфере экологического права, а также гражданского процесса.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 г. Москва "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"
  2. С теоретических позиций необходимо установить, возможно ли признание недействующим акта, как не соответствующего критериям определенности. Также необходимо определить, является ли постановление об изменении границ особо охраняемой территории нормативным актом.
  3. В ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" сказано, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (ст. 26).

В соответствии с Постановлением Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" «существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При решении вопроса  о принятии заявления об оспаривании  нормативного правового акта или  его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого  в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. Если при принятии заявления судья придет к выводу, что оспариваемый правовой акт не является нормативным и дело о его оспаривании неподсудно данному суду, он выносит определение о возвращении заявления с обоснованием своих выводов и указанием, в какой суд следует обратиться заявителю.

Также, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения».

  1. Учитывая вышеизложенные доводы, следует согласиться с позицией суда и признать, что постановление об изменении границ особо охраняемой территории не является нормативно правовым актом.

 

Задача 6

  1. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права в контексте рассмотрения вопроса об источниках экологического права и требованиям к их опубликованию.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении  Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"

Закон г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы»

  1. Обращение к материалам судебной практики в решении данной задачи не является необходимым.
  2. С теоретических позиций необходимо выяснить требования к нормативно-правовым актам, как источникам экологического права, в том числе вопрос опубликования таких актов.
  3. В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Таким нормативным актом субъекта может быть, в частности, инструкция, утвержденная постановлением мэра г. Москвы. К таким актам, предъявляются определенные требования. В ст. 19 закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы» устанавливается, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13". Распоряжение мэра, утверждающее инструкцию, было опубликовано надлежащим образом. Сама инструкция, утвержденная постановлением мэра г. Москвы, не была опубликована.
  4. Неопубликованная инструкция, затрагивающая права и свободы граждан, не может быть признана общеобязатльной.

 

Задача 7

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

  1. Обращение к материалам судебной практики в решении данной задачи не является необходимым.
  2. С теоретических позиций необходимо определить соотношение федеральных законов и иных принимаемых в РФ НПА, регулирующих отношения по охране окружающей среды.
  3. Законодательство в сфере охраны окружающей среды относится к совместному ведению РФ и субъектов. В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством. В связи с природными условиями, состоянием окружающей среды и уровнем экономического развития многие субъекты принимают законодательные акты, предметом регулирования которых являются экологические отношения. Соответствие закона субъекта федеральному закону определяется в соответствие с действующей редакцией данного федерального закона. Тот факт, что готовится внесение изменений в федеральный закон, не делает невозможным обеспечение соответствия закона субъекта федеральному закону. Скорее, такое решение является нецелесообразным, т.к. после принятия изменений в федеральный закон, необходимо будет приводить в соответствие закон субъекта.
  4. Принятие Закона области «Об охране окружающей среды» будет возможным, но нецелесообразным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5

Задача 1

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в области охраны окружающей среды, а также отношения  собственности, т.е. отношения в сфере гражданского права.
  2. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами

Информация о работе Задачи по экологическому праву