Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Экологическое право".

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

  природные объекты, играющие важную роль в поддержании  гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с, ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);

  геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

  геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

  местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

  природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

  отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты). 

   Передача  памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение  они переданы, оформление охранного  обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей среды. Объявление природных комплексов и объектов пиками природы, а территорий, занятых ими, — территориями пиков природы допускается с изъятием у собственников, владельцев и пользователей занимаемых ими земельных участков. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных фондов. Вопросы обеспечения режима особой охраны территорий памятников природы регламентируются Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. № 20. 

   ВОПРОС 43. Правовой режим охраны лечебно-оздоровительных  местностей: классификация, основные понятия, округа и служба охраны, права службы охраны. 

  Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

  Основные  понятия, используемые в ФЗ «О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах» 1995 г.:

  природные лечебные ресурсы — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озёр, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;

  курорт  местного значения — освоенная и  используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов местного самоуправления;

 курортный регион (район) — территория с компактно  расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

 Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях — округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

   Права работников службы охраны лечебно-оздоровительных  местностей:

   - личный досмотр задержанных лиц  (с применением правил КоАП);

   - остановка транспортного средства, применение в установленном порядке  физической силы. 

   ВОПРОС 44. Цели и содержание охраны земель. 

        Цели охраны земель — предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель; улучшение и восстановление земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

  Цели  охраны Земель достигаются реализацией  системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

   ЗК  РФ предусматривает обязанности  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по охране земель. Федеральные, региональные и местные программы охраны земель, финансируемые из соответствующих бюджетов, рассматриваются и утверждаются в Правительстве РФ, на коллегиях Минсельхоза России, в представительных органах субъектов Федерации, органах местного самоуправления. Программы реализуются в течение от одного года до пяти — десяти лет и посвящаются борьбе с ветровой и водной эрозией, сохранению родия почв и мелиоративным работам, предупреждению деградации и сохранению сельскохозяйственных и других ценных земель.

   Состояние земель и эффективность предусмотренных мероприятий по охране земель оцениваются с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических норм и требований. Экологическая экспертиза (государственная и общественная), порядок ее организации и проведения, ответственность за неисполнение ее заключений и нарушение порядка проведения предусмотрены и подробно регламентированы в ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической Экспертизе».

   Основным актом законодательства, регулирующим санитарно-гигиенические нормы и требования при охране земель, является ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 утверждены Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

   ВОПРОС 45. Правовое регулирование охраны земель. 

   ФЗ  от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель».

   Перечень  химических и биологических средств  борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются Минсельхозом России 
согласованию с Министерством здравоохранения и социального Развития России и МПР России. 1

   В целях предотвращения деградации земель, восстановления  плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель, т.е. их временное исключение из оборота для предотвращения развития и прекращения процессов деградации почв и восстановления их плодородия.  Нормативную правовую базу охраны и использования земель на Крайнем Севере и Дальнем Востоке наряду с ЗК РФ составляют федеральные законы от 19 июня 1996 г. «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

  Земельный кодекс предусматривает охрану оленьих  пастбищ в районах Крайнего Севера, отгонных, сезонных пастбищ, регулируемую постановлениями Правительства РФ и актами субъектов Федерации.

  Охрана  земель может стимулироваться экономически в порядке, установленном бюджетным законодательством, которое базируется на Бюджетном кодексе РФ 1998 г., законодательстве о налогах и сборах.

  Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель в соответствии с бюджетным, земельным, природоохранным законодательством и законодательством о налогах и сборах может выражаться в: 

  - выделении средств регионального или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

   -освобождении от платы за земельные участки, находящиеся в сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;

   -поощрении налога из средств бюджета в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

   поощрении граждан, ведущих крестьянское или личное подсобно-приусадебное хозяйство, лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда; .

  -установлении повышенных цен на экологически чистую продукцию др. 
 

  ВОПРОС 46. Правовая охрана недр: понятие недр, законодательство, собственность на недра. Пользование недрами.

  Недра — часть земной коры, расположенной  ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство регулирует общественные отношения, связанные с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации; ее континентального шельфа; в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; торфа, сапропелей (отложений со дна водоемов, используемых в качестве удобрений) и иных специфических минеральных ресурсов.

  Согласно  Конституции РФ в ведении России находятся федеральная государственная  собственность (недра земли) и управление ею; определение статуса и защита континентального шельфа РФ. Законом РФ «О недрах» определяются правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивается защита интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр. Законом определено, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

  Участки недр и права пользования ими  не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.  Добытые из недр полезные ископаемые по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

  Владение, пользование и распоряжение государственным  фондом недр в пределах территории России в интересах проживающих народов осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами. Отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

    Согласно  Закону РФ «О недрах» недра предоставляются для:

    региональных  геофизических работ, геологических  съемок, работ (прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод без существенного нарушения целостности недр; геологического изучения.

Пользование участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т. ч. юридические лица и граждане других государств, если они наделены законодательством правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, технических проектов планов и схем развития горных работ; предоставление геологической информации в федеральный территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования (рекультивацию). 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"