Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Экологическое право".
Государственными природоохранными органами ведутся гос. Земельный, водный, лесной кадастр, гос. Кадастры недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов. С учетом природных ресурсов связана и экономическая оценка использования природных ресурсов и воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономоценка самих природных ресурсов, их использования учитывается при оценке воздействия на среду, но не адекватна ей, что иногда ошибочно допускается. Оценка воздействия на окружающую среду является всесторонней оценкой, включающей прогноз экономических, демографических, экологических, хозяйственных, санитарных и иных последствий.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Главная цель ОВОС – обязать заказчика планируемой деятельности учесть, обосновать и доказать выполнение требований экологического законодательства на стадии проектирования, до принятия решения о начале хозяйственной и иной деятельности.
ОВОС включает: общее описание намечаемой деятельности, возможные альтернативы и их сравнение, сроки осуществления деятельности и предполагаемая территория, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам, состояние качества окружающей среды и ее наиболее уязвимых компонентов, значимые воздействия на окружающую среду, источники выбросов и сбросов, вероятность возникновения риска, прогнозирование экологических, социальных и экономических последствий, смягчающих или предотвращающих негативное воздействие мероприятия.
Краткая информация о техническом задании, предварительных материалах ОВОС публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта или на которые хозяйственная или иная деятельность может оказать воздействие.
ВОПРОС
15. Правовое регулирование лицензирования:
понятие, виды, содержание лицензии, законодательство
о лицензировании.
Лицензирование – система регулирования природопользования посредством экологических регламентаций и ограничений. Лицензирование осуществляется в форме выдачи лицензий на комплексное или иное природопользование либо на использование отдельных видов природных ресурсов. В лицензиях указываются перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расходования и изъятия, нормативы платы, экологические требования и ограничения, сроки действия, ответственность за их нарушение.
Лицензирование
отдельных видов
Выдаются
лицензии на обследования по выявлению
деградированных и загрязненных
земель, на комплексное
ВОПРОС
16. Лимиты и платность природопользования
и загрязнения: виды природопользования,
способы лимитирования, платность использования
ресурсов.
Лимитирование
проводится двумя способами: предприятиям-
С лимитами тесно связана платность, которая включает:
А) плату за право пользования природными ресурсами в пределах лимитов, за сверхлимитное и нерациональное их использование;
Б) плату за загрязнения окружающей среды в пределах и сверх лимитов.
Плата
на воспроизводство и охрану природных
ресурсов – форма возмещения затрат
специализированных организаций на эту
деятельность.
ВОПРОС
17. Экологический аудит: особенности
правового регулирования, понятие,
виды.
Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
К видам деятельности, связанной с экологическим аудитом, можно отнести:
- оценку
экологической безопасности
- отнесение
государственных унитарных
- проведение
обследований по выявлению
- оценку
прошлого экологического
- составление
финансовой и бухгалтерской
- анализ
финансово-хозяйственной
- консультирование
при решении экологических и
земельных споров; составление бизнес-планов
с включением в них
Предусматриваются
обязательный и добровольный аудит.
Экологический аудит можно также проводить
по истечение срока действия положительного
заключения государственной экологической
экспертизы с целью выявления учета ее
замечаний и предложений и обнаружения
измененных или новых проектных материалов,
а также при подготовке договоров страхования
для выявления экологического и иного
риска и прогнозирования страховых случаев.
Нередко при экологическом аудите проверяются
финансовые аспекты экологической деятельности
предприятия.
В ряде субъектов РФ предусматривается обязательное экологическое аудирование промышленных, коммунальных и транспортных предприятий как вид природоохранной деятельности.
Проверяемые при
экологическом аудите темы и вопросы
могут быть самыми разнообразными,
связанными с охраной окружающей среды
и организацией рационального природопользования,
например: политика предприятия в области
охраны окружающей среды, осведомленность
и мотивация действий, налогообложение
при природопользовании, управление экологическими
рисками.
ВОПРОС 18. Экологическая экспертиза: правовое регулирование, понятие, цели, принципы.
Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям. Ее цель — предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулируются отношения Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе».
Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:
- презумпция
потенциальной экологической
- обязательность государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта (финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должны производиться только при положительном заключении государственной экологической экспертизы);
- комплексность оценки воздействия деятельности на окружающую среду и его последствий;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость
экспертов экологической
- научная обоснованность, объективность и законность заключений;
- гласность, участие общественных объединений, учет общественного мнения;
- ответственность
участников экологической
ВОПРОС
19. Объекты и условия проведения
государственной экологической
экспертизы.
Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории России.
Объектами экспертизы федерального уровня являются проекты федеральных программ, генеральных планов развития территорий, свободных экономических зон, схем развития отраслей хозяйства, проекты межгосударственных инвестиционных программ, международных договоров, технико-экономические обоснования, документация и соглашение о разделе продукции и концессионные договоры.
Объекты экспертизы уровня субъектов Федерации включают прогнозы развития и размещения производительных сил субъектов РФ, проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, все виды градостроительной документации, проекты рекультивации земель, проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, в том числе проекты лесоустройства, охотоустройства.
В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности; положительные заключения и согласования органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления; материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными объединениями.
Экспертиза оплачивается заказчиком документации. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев. Экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной Министерством природных ресурсов (МПР) России и его органами, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют функции через свои подразделения, специализированные в области организации экспертизы. В состав экспертной комиссии по конкретному объекту включаются внештатные эксперты с их согласия; назначаются руководитель, ответственный секретарь комиссии. Итогом работы является заключение, которое после его утверждения органами МПР России приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
Заключение
направляется заказчику. В случае отрицательного
заключения заказчик вправе представить
материалы на повторную экспертизу при
условии их переработки с учетом замечаний,
изложенных в отрицательном заключении.
Заключения могут быть оспорены в судебном
порядке. Повторное проведение государственной
логической экспертизы осуществляется
на основании решения суда или арбитражного
суда.
ВОПРОС
20. Общественная экологическая экспертиза:
понятие, права общественных объединений,
условия проведения.
Граждане и общественные объединения имеют право:
-
выдвигать предложения о
- направлять
в письменной форме
-
получать от органов,
Кроме
того, общественные объединения вправе
рекомендовать своих
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также органов местного самоуправления общественными объединениями, ровным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке.