Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Экологическое право".
Специализированными
органами экологического
управления являются Министерство
природных ресурсов РФ, Министерство сельского
хозяйства, Федеральное агентство по
сельскому хозяйству, Федеральная служба
по надзору в сфере экологии и природопользования,
Федеральное агентство водных ресурсов,
Федеральное агентство лесного хозяйства,
Федеральное агентство по недропользованию,
Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору, Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости,
Федеральное агентство по рыболовству,
Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования. Иные
органы экологического
управления осуществляют отдельные
функции управления в области охраны окружающей
среды. После осуществления административной
реформы они представлены на федеральном
и других уровнях министерствами, службами,
агентствами. Так, Министерство здравоохранения
и социального развития координирует
и регулирует вопросы охраны здоровья
населения с воздействием на человека
неблагоприятных факторов среды его обитания
и условий жизнедеятельности.
ВОПРОС 7. Эк. права граждан: классиф-я, непосредственное эк. право.
Экологические права граждан могут быть классифицированы по нескольким основаниям: конституционные (основные) и иные экологические права, права граждан и общественных объединений, природоохранные и природоресурсные права, непосредственно экологические (специальные) и иные (общие, косвенно влияющие на соблюдение права на благоприятную окружающую среду).
Непосредственно экологическими правами граждан можно считать их права: ,
- выдвигать предложения об общественной экологической экспертизе и участвовать в ее проведении; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- направлять обращения в органы власти, местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране;
- содействовать органам власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в них с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать своевременные и обоснованные ответы;
- требовать принятия мер по охране окружающей среды и в случае незаконных действий либо при бездействии должностных лиц .
Права граждан в области охраны и использования конкретных
природных ресурсов предусматриваются в ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, дсральных законах «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха».
ВОПРОС 8. Эк. права общественных объединений. Экологические обязанности. Общественные объединения граждан вправе: противодействовать в установленном порядке принятию хозяйственных и иных решений, реализация которых может негативно воздействовать на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность ко-рых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- организовывать и проводить общественную экологическую экс-пертизу; рекомендовать своих представителей для участия в государ-ственной экологической экспертизе;
- подавать в органы власти, местного самоуправления и в суд об-ращения об отмене решений о проектировании, размещении, строи-льстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная иная деятельность которых может негативно воздействовать на ок-ружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении этой деятельности.
Кроме экологических прав имеются еще и экологические обязанности. Общие экологич. обязанности: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства; соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды. В соответствии с законодательством граждане (общественные объединения) обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и исполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Граждане обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.
Также имеются и специфические обязанности по отношению к отдельным ресурсам: обязанности в области охраны вод, обязанности по сохранению лесов, обязанности в области охраны земель, обязанности в использовании недр.
ВОПРОС 9. Органы экологического управления. См. Вопрос 6.
ВОПРОС 10. Специализированные органы экологического управления.
Специализированными органами экологического управления можно считать министерства, службы и агентства. Наиболее ответственные специализированные функции экологического управления выполняет Министерство природных ресурсов РФ. Оно координирует и контролирует находящиеся в его ведении федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования и агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию.
Министерство сельского хозяйства, которое осуществляет функции по принятию НПА, правовое регулирование по вопросам использования земель с/х назначения, изучения, сохранения, воспроизводства использования водных биологических ресурсов, охоты и охотничьего хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ.
Федеральные службы и агентства, выделенные после административной реформы из министерств и получившие от них большинство функций правоприминения, контроля и надзора. Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее функции: государственный контроль — за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; в области охраны окружающей среды; за охраной атмосферного воздуха; надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных логических ресурсов в особо охраняемых природных территориях и др.
ВОПРОС 11. Экологический мониторинг: понятие, виды, задачи, классификация, объекты мониторинга. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир. Задачей экологического мониторинга является обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, прогнозами ее состояния.
Экологический мониторинг – это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение объектами хозяйственной и иной деятельности требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Значительные функции в области экологического контроля принадлежат Правительству РФ: установление порядка государственного экологического контроля; определение перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; установление перечня должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль.
Наряду с государственным может осуществляться производственный (ведомственный), муниципальный и общественный экологический мониторинг.
Производственный экологический контроль ставит своей целью проверку соблюдения нормативов качества природопользования, охраны окружающей среды, выполнения требований экологического законодательства, планов и мероприятий по охране природы, оздоровлению окружающей среды.
Муниципальный экологический мониторинг. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями, органами местного самоуправления, гражданами и имеет те же задачи, что и иные формы экологического мониторинга, в т.ч. государственного и производственного контроля за охраной окружающей среды.
Считается допустимым участие в охране и использовании природных ресурсов общественных объединений и религиозных организаций, являющихся юридическими лицами. В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных инспекциях, состоящих из граждан.
Международные общественные организации участвуют в природоохранной деятельности на территории РФ в различных формах – Гринпис, филиал Всемирного фонда дикой природы, форумы и конгрессы по обеспечению биоразннобразия, моральная и материальная поддержка особо охраняемых природных территорий и некоторых аспектов научной экологической деятельности.
ВОПРОС 12. Экологический контроль: понятие, классификация.
В задачи экологического контроля окружающей среды входят наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Экологический контроль проводится органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
О классификации
экологического контроля смотри предыдущий
вопрос.
ВОПРОС
13. Зоны экологического бедствия и чрезвычайных
ситуаций: понятие и отличие.
Зоны экологического бедствия, которыми призваны заниматься специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды надо отличать от ЧС, зон ЧС, для предупреждения, преодоления, ликвидации которых создано Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС).
Каждая ЧС (например, землетрясение) влечет экологические последствия. Эти ситуации одномоментные, разовые. Экологические же бедствия накапливаются годами и десятилетиями, и требуют перспективных, долгосрочных решений, рассчитанных на поворот региональной и муниципальной экономики к рациональному природопользованию, длительному выводу из кризисной ситуации.
Зоны
экологического бедствия могут быть
федерального, регионального и местного
значения. Федеральные зоны объявляются
Правительством.
ВОПРОС
14. Экономический механизм охраны окружающей
среды: элементы. Оценка воздействия на
окружающую среду.
Механизм охраны окружающей среды включает несколько элементов, среди которых важнейшими можно считать прогнозирование, планирование, финансирование и лицензирование, лимиты на природопользование и его платность, учет и экономическую оценку воздействия любой деятельности на окружающую среду, возмещение вреда окружающей среде, страхование, экономическое стимулирование и др.
В настоящий момент усилились рыночные средства воздействия на экологические процессы. Государственные органы и природопользователи проводят количественный и качественный учет проводимых ресурсов и вторичного сырья, определение их социально-экономической оценки.