Автор: Давлетшина Айгуль, 10 Июня 2010 в 14:04, контрольная работа
На современном этапе развития человечества в условиях колоссального усиления антропогенного давления на природную среду и как следствие актуализации проблем обеспечения экологической безопасности социума в глобальных масштабах, вопросы закрепления и реализации правовых механизмов защиты права человека на благоприятную окружающую среду приобретают особое значение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экологическое право.
Вариант
1.
Выполнила: студентка 2 курса СФО
2 группа, Давлетшина А. В.
Проверил:
У Ф А - 2010
Право человека на благоприятную окружающую среду.
На
современном этапе развития человечества
в условиях колоссального усиления
антропогенного давления на природную
среду и как следствие
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. П. на б. о. с. корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 П. на б. о. с., подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
Сформулированные различным образом положения о праве на благоприятную окружающую среду содержатся в некоторых конституциях и таких международно-правовых актах, как Африканская Хартия прав человека и народов (1981, ст. 24)2, Протокол к Американскому соглашению по экономическим, социальным и культурным правам человека 1969 года (1988, ст. И)3, Декларация основных прав и свобод, принятая Европейским парламентом в апреле 1989 года.
В 1992 году Эдит Браун Вейс считала, что "несмотря на некоторое нормативное признание, определённого opinio juries о праве на, благоприятную окружающую среду не существует, и при этом оно не может интерпретироваться как "общий принцип права, признаваемый цивилизованными нациями". В публичном смысле право на благоприятную окружающую среду, согласно Э. Б. Вейс означает обязанность государств и других общественных субъектов [региональные органы власти; местные органы власти; предприятия; физические лица] относиться ко всем публичным интересам, превалирующим над государственными или частными интересами и участвовать в решении глобальных экологических проблем путём [развития] международного сотрудничества.
В содержательном смысле это право согласно Э. Б. Вейс включает 1) обязанность государства обеспечить всеобщую доступность экологической информации, и 2) гарантировать реализацию всеобщего права на участие, в том числе непосредственное, в процессе принятия экологически значимых решений.
"Находящийся
на стадии становления принцип
права [каждого человека] на благоприятную
окружающую среду должен
"Защита
нарушенного права
Вместе с тем, рассмотрев материалы судебной практики по защите экологических прав человека Дина Шелтон делает вывод, что гораздо чаще иски основаны на фактах нарушения прав на жизнь, собственность, здоровье, информацию, семью и частную жизнь, чем на праве на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружающую среду. В заключение работы автор спрашивает: "Так усиливает ли явное и признаваемое право на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружающую среду имеющиеся [аргументы] защиты и развивает ли международные ценности, выраженные экологическим правом и правами человека"?
Стоит особо отметить качественное изменение оценки права на благоприятную окружающую среду от того, которое "не может интерпретироваться как "общий принцип права, признаваемый цивилизованными нациями" (Вейс, 1992), до наименования его, как "явное и признаваемое право" (Шелтон, 2002). С 1992 года к 2005 году появилось достаточно оснований (в том числе воплощений в российском законодательстве), чтобы охарактеризовать право на благоприятную окружающую среду как общепризнанный принцип и норму международного права. На вопрос Шелтон мы стремимся дать утвердительный ответ.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду (ст. 58). Конституция Российской Федерации также гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (п. 1 ст. 45), что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Как эти конституционные права и обязанность обеспечены законодательно?
Имеющиеся
комментарии к Конституции
В соответствии с комментарием под редакцией О.Е.Кутафина, защита преимущественно (по общему правилу) возможна в случае материального состава правонарушения, причинения ущерба здоровью или имуществу граждан. Это действительно верно по отношению к третьему элементу положения конституционной нормы (компенсация ущерба). Содержание права на информацию о состоянии окружающей среды, а также содержание и защита права на благоприятную окружающую среду здесь практически не разъясняются.
Вместе
с тем, комментарии под редакцией
Л.А.Окунькова поясняется: "Юридические
и физические лица вправе предъявлять
исковые требования в суд или
арбитражный суд и о
Таким образом, деяние может характеризоваться как "экологически вредное для окружающей среды". Прямой ущерб здоровью или имуществу граждан, организаций, в этом случае, перестаёт носить характер неотъемлемого элемента искового требования, а оценка упущенной выгоды тем более проблематична.
Состав экологического правонарушения, нарушающего или ограничивающего право на благоприятную окружающую среду, должен быть формальным. Попытка действия или бездействие, нарушающие право на благоприятную окружающую среду связаны с сокрытием ин-
формации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ - в ред. от 28.12.2004 № 187-ФЗ; СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954).
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, -
(в ред. Федерального закона от 18.03.1999 N 50-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N162-ФЗ)
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
По этой статье может осуществляться защита рассматриваемого права в России. Дополнительный аргумент в пользу признания состава правонарушения против благоприятной окружающей среды формальным является по сути угроза (опасность) негативного изменения ресурсоёмкости, экологической устойчивости, об ухудшении эстетических качеств и ландшафтного разнообразия (сокрытие информации об этом).
Целью
правового регулирования
Со вступлением Российской Федерации в Совет Европы для граждан нашей страны появилась возможность использования международных механизмов защиты, вытекающих из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (известна также как Римская конвенция)10, а именно - передача споров о праве на благоприятную окружающую среду на рассмотрение Европейского Суда по правам человека.
В соответствии со статьями 34, 35 Протокола № 11 к Конвенции (ратиф. Российской Федерацией в 1998 г.), Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней11.
Европейский Суд принимает к рассмотрению жалобы на нарушение прав на благоприятную окружающую среду, руководствуясь, за отсутствием более подходящей по смыслу нормы, положениями статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции".
Информация о работе Право человека на благоприятную окружающую среду